Анализ повышения эффективности кредитных операций коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование практики предоставления кредитов, а также анализ направления повышения эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Исследовать организационно-правовые основы кредитных операций банков
Проанализировать анализ практики кредитных операций коммерческих банков.
Изучить и выявить направления совершенствования кредитования с целью повышения эффективности кредитного процесса

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 60.38 Кб (Скачать файл)

Существует также такое  понятие как ссуда с аннуитетным  платежом, то есть погашением основного  долга с одновременной уплатой  процентов за пользование ссудой.

По характеру кругооборота средств ссуды делят на:

а) сезонные и несезонные;

б) разовые и возобновляемые (револьверные, Ролло верные).

В группу револьверных кредитов, как правило, включают кредиты, предоставляемые  клиентам по кредитным картам или  кредиты по единым активно-пассивным  счетам в форме овердрафта, контокоррентного кредита и т. д.

Кредит с рассрочкой платежа  предполагает периодическое погашение  ссуды и процентов. В большинстве  случаев заемщик получает такой  кредит для покупки товаров или  покрытия других расходов и обязуется  погашать кредит ежемесячно равными  долями.

Кредиты, предоставляемые  по кредитным картам, и овердрафт  по текущим счетам формально можно  отнести к кредитам с рассрочкой платежа, так как по ним также  осуществляются периодические (в основном ежемесячные) платежи. Однако они имеют  ряд особенностей, что позволяет  выделить их в отдельную группу кредитов.

Кредиты с рассрочкой платежа  могут принимать форму прямого  или косвенного банковского кредита. При предоставлении прямого банковского  кредита заключается кредитный  договор между банком и заемщиком - пользователем ссуды. Косвенный  банковский кредит предполагает наличие  посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником  чаще всего выступают предприятия  розничной торговли. Кредитный договор  в этом случае заключается между  клиентом и магазином, который в  последующем порядке получает ссуду  в банке.

Приведенная классификация  условна, так как в банковской практике подчас невозможно выделить тот или иной вид ссуды в  чистом виде в соответствии с определенным признаком классификации. Вместе с  тем представленная классификация  отражает многообразие ссуд, но не исчерпывает  всех возможных критериев классификации, в силу чего ее можно продолжить в зависимости от других признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ практики кредитных операций коммерческих банков

1.1 Организация кредитного процесса и проведения кредитных операций

Кредитный процесс - это приемы и способы реализации кредитных  отношений, расположенные в определенной последовательности и принятые данным банком.

Организация кредитного процесса предполагает четкое функциональное разграничение  обязанностей между сотрудниками кредитного подразделения, а также между  руководством банка, кредитными и другими  подразделениями, участие которых  в данном процессе необходимо (планово-экономические, бухгалтерские, кассовые, юридические  и другие службы).

Непосредственно кредитный  процесс начинается со дня выдачи ссуды. Однако до этого момента и  вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как  банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком.

Переговоры о кредите  начинаются задолго до принятия конкретного  решения. При этом предложение о  выдаче кредита может исходить как  от банка, так и от клиента. Для  развитых рыночных отношений более  типичной является ситуация, когда  банк ищет клиента, предлагает ему свой продукт, в том числе кредиты  под те или иные цели и условия. Однако совсем другую ситуацию представляет собой современная отечественная  практика, когда кредиты нужны  всем, начиная от предпринимателя  и заканчивая правительством, не говоря уже о предприятиях и организациях, испытывающих острый кризис платежеспособности и нуждающихся в кредитной  поддержке. Искать клиента для выдачи кредита российскому коммерческому  банку не приходится.

Коммерческие банки не освобождаются, однако, от одного из наиболее сложных этапов - этапа рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную задачу.

В российских коммерческих банках решение этой задачи, как  правило, возлагается на кредитный  отдел или управление. В отдельных  банках выделяются специальные аналитические  подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Подготовительная работа по заявке конкретного клиента обычно возлагается на определенного экономиста банка - он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. Можно сказать, что он выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном кредитном отделе.

Международный опыт зачастую иной. Если это маленький банк, то аналитическая и техническая  работа в нем по выдаче кредита  разделена между работниками. Специализация  может быть и иной: кто-то из банковского  персонала только приводит клиента  в банк, остальное выполняют дальнейшую работу. Бывает и так: работники специально созданных отделов по продаже  банковских услуг не только приводят клиентов в банк, но и осуществляют предварительный анализ кредитного проекта, согласовывают юридическую  сторону, составляют свое письменное заключение. Другое заключение составляется в экономическом  управлении банка (в специальных  отделах анализа кредитного риска). В этом случае реализуется так  называемое правило "четырех глаз", когда кредитный проект проходит через фильтр двух людей, не находящихся  во взаимном подчинении.

Так называемая предварительная  информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной  заявке, а в основном пополняется  и аргументируется клиентом в  ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой. С помощью интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе. Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых для продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения получает заявление и расписывается в книге регистрации, после чего определяется менеджер, ответственный за обслуживание клиента. При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, то есть общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики. В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают к следующее стадии кредитного процесса.

Данная стадия начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно  со службой безопасности оцениваются  деловая репутация, кредитная история. Такие действия особенно важны, если клиент для банка новый. В случае кредитования клиента с длительной историей его взаимоотношений с  банком, когда дополнительных сведений о репутации заемщика не требуется, менеджер по кредитам приступает к  финансовому анализу. Источником информации для финансового анализа выступают  данные бухгалтерской отчетности заемщика. На основании рекомендаций центрального банка по вопросам оценки кредитоспособности заемщика и используемой в банке методики расчета финансовых показателей оцениваются финансовое состояние и перспективы его изменения на период кредитования. Часто при оценке кредитоспособности в целом и финансового состояния в частности используются методики рейтинговой оценки, основной целью которых является унифицирование процедуры анализа и создание информационной базы для сравнения различных категорий заемщиков. Помимо количественного анализа финансовых коэффициентов все большее распространение в банковской практике кредитования получает качественный анализ уровня менеджмента на предприятии-заемщике, а также внешних рыночных факторов. Несомненно, что два этих основных направления анализа не должны противопоставляться, они призваны органично дополнять друг друга и усиливать обоснованность принятия решений по кредиту. Если результаты оценки кредитоспособности заемщика признаны удовлетворительными, менеджер по кредитам переходит к рассмотрению вопроса использования тех или иных форм исполнения обязательств по кредиту.

Основными формами исполнения обязательств по кредитам выступают: залог  материальных и нематериальных ценностей, финансовые гарантии предприятий и  организаций, поручительства частных  лиц. После заключения эксперта о приемлемости залога или других форм исполнения обязательств по кредиту менеджер по кредитам приступает к этапу структурирования кредита и оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).

Процесс подготовки кредитного договора предполагает достижение согласия между субъектам кредитной сделки (кредитором и кредитополучателем) по следующим принципиальным вопросам: объекту кредитования, цели кредитования, размеру кредита, срокам кредитования и погашения кредита, процентной ставке за пользование кредитом, обеспечению  кредита, ответственности сторон за невыполнение договорных обязательств, экономическим санкциям со стороны банка за нецелевое использование кредита.

Проекты кредитного договора, договора залога и других сопроводительных документов передаются для согласования в юридическую службу юристу кредитного подразделения. Работа юриста проводится с целью выяснения и подтверждения соответствия формы и содержания представленных документов действующему законодательству, правоспособности заемщика, правомочности сотрудников кредитных подразделений, подписавших документы по кредитной сделке. Специалист юридической службы может вернуть документы на доработку менеджеру по кредитам. Затем в зависимости от уровня делегирования полномочий менеджер по кредитам либо самостоятельно принимает решение о приемлемости кредита и подписывает кредитный договор у начальника кредитного подразделения, либо представляет подготовленные документы на рассмотрение кредитного комитета. Последний принимает окончательное решение, санкционируя выдачу кредита, отправляя документы на доработку или отказывая в предоставлении кредита. Если принято положительное решение, менеджер по кредитам приступает к предоставлению кредита.

Предоставление кредита  сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех  кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных  счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный. После определения  вида ссудного счета менеджер по кредитам готовит и направляет в операционный отдел распоряжение на открытие ссудного счета и выдачу кредита.

На третьем этапе - этапе  использования кредита - осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением  лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой  ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Переход к последнему этапу  и успешное окончание кредитного процесса возможны только при правильной организации всех предыдущих этапов. Если заемщиком нарушены сроки погашения кредита, менеджер по кредитам приступает к процедуре востребования непогашенных процентов и основного долга. Открываются счета просроченных ссуд, оформляются инкассовые распоряжения, обсуждаются меры воздействия на заемщика совместно с юридической службой и службой безопасности. Конечной целью кредитных подразделений банка является обеспечение возврата ссуженных средств и запланированной доходности вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и  перспективы развития кредитования  реального сектора в России

3.1 Анализ кредитного рынка в России

В целом первая десятилетия характеризуется высокими темпами роста кредитования, что было связано с достаточно благоприятными политическими условиями, стабилизацией экономики.

Вообще объемы кредитования предприятий и организаций выросли за период между 2004 и 2009 годом в 2,7 раза. Еще больше увеличились объемы долгосрочных кредитов (свыше 1 года) - в 4 раза. В 2004 году по сравнению с 2009 прирост активов банков составил 27,4%, капитала - 16,2%, а кредитов - 39%.

Исследование структуры  российского кредитного рынка по территориальному признаку показало, что в банковском сегменте кредитного рынка наибольшую долю занимает Центральный  федеральный округ - 57 % действующих  кредитных организаций на начало 2008 года. Причем лидером на кредитном  рынке и внутри данного сегмента является Москва. Первенство Московского региона наблюдается не только по количеству кредитных организаций, но и по доле, занимаемой на российском кредитном рынке. Банкам данного региона принадлежит 43% кредитов реальному сектору экономики.

Активный рост кредитов был  прерван начавшимся мировым финансовым кризисом, и уже 2008 год характеризуется  заметным спадом активности в данной сфере и значительным уменьшением  объемов кредитования.

Кредитный рынок в России в этот период сжался по двум основным причинам: первая - макроэкономическая неопределенность и невозможность  адекватно оценить риски заемщика и будущую стоимость залога, вторая - недостаток свободной рублевой ликвидности  у банков. Дальнейшее сжатие кредитного рынка во многом спровоцировала политика ЦБ, который, стремясь удержать курс рубля  в границах коридора, резко зажал  банкам доступную ликвидность и, одновременно с этим, попытался заставить  банки продать купленную на активной стадии девальвации валюту. Эффект этих действий ЦБ сейчас достаточно очевиден: сохранение макроэкономической неопределенности и девальвационных ожиданий, ухудшение положения реального сектора, лишенного кредитных ресурсов и, соответственно, сокращение кредитного портфеля банковской системы на фоне роста как официальной, так и реальной просроченной задолженности.

Информация о работе Анализ повышения эффективности кредитных операций коммерческого банка