Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа
Цель данной работы - исследование практики предоставления кредитов, а также анализ направления повышения эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Исследовать организационно-правовые основы кредитных операций банков
Проанализировать анализ практики кредитных операций коммерческих банков.
Изучить и выявить направления совершенствования кредитования с целью повышения эффективности кредитного процесса
Существует также такое
понятие как ссуда с
По характеру кругооборота средств ссуды делят на:
а) сезонные и несезонные;
б) разовые и возобновляемые (револьверные, Ролло верные).
В группу револьверных кредитов, как правило, включают кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам или кредиты по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта, контокоррентного кредита и т. д.
Кредит с рассрочкой платежа предполагает периодическое погашение ссуды и процентов. В большинстве случаев заемщик получает такой кредит для покупки товаров или покрытия других расходов и обязуется погашать кредит ежемесячно равными долями.
Кредиты, предоставляемые по кредитным картам, и овердрафт по текущим счетам формально можно отнести к кредитам с рассрочкой платежа, так как по ним также осуществляются периодические (в основном ежемесячные) платежи. Однако они имеют ряд особенностей, что позволяет выделить их в отдельную группу кредитов.
Кредиты с рассрочкой платежа могут принимать форму прямого или косвенного банковского кредита. При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком - пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке.
Приведенная классификация
условна, так как в банковской
практике подчас невозможно выделить
тот или иной вид ссуды в
чистом виде в соответствии с определенным
признаком классификации. Вместе с
тем представленная классификация
отражает многообразие ссуд, но не исчерпывает
всех возможных критериев
2. Анализ практики кредитных операций коммерческих банков
1.1 Организация кредитного процесса и проведения кредитных операций
Кредитный процесс - это приемы и способы реализации кредитных отношений, расположенные в определенной последовательности и принятые данным банком.
Организация кредитного процесса предполагает четкое функциональное разграничение обязанностей между сотрудниками кредитного подразделения, а также между руководством банка, кредитными и другими подразделениями, участие которых в данном процессе необходимо (планово-экономические, бухгалтерские, кассовые, юридические и другие службы).
Непосредственно кредитный процесс начинается со дня выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком.
Переговоры о кредите
начинаются задолго до принятия конкретного
решения. При этом предложение о
выдаче кредита может исходить как
от банка, так и от клиента. Для
развитых рыночных отношений более
типичной является ситуация, когда
банк ищет клиента, предлагает ему свой
продукт, в том числе кредиты
под те или иные цели и условия.
Однако совсем другую ситуацию представляет
собой современная
Коммерческие банки не освобождаются, однако, от одного из наиболее сложных этапов - этапа рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную задачу.
В российских коммерческих банках решение этой задачи, как правило, возлагается на кредитный отдел или управление. В отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Подготовительная работа по заявке конкретного клиента обычно возлагается на определенного экономиста банка - он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. Можно сказать, что он выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном кредитном отделе.
Международный опыт зачастую иной. Если это маленький банк, то аналитическая и техническая работа в нем по выдаче кредита разделена между работниками. Специализация может быть и иной: кто-то из банковского персонала только приводит клиента в банк, остальное выполняют дальнейшую работу. Бывает и так: работники специально созданных отделов по продаже банковских услуг не только приводят клиентов в банк, но и осуществляют предварительный анализ кредитного проекта, согласовывают юридическую сторону, составляют свое письменное заключение. Другое заключение составляется в экономическом управлении банка (в специальных отделах анализа кредитного риска). В этом случае реализуется так называемое правило "четырех глаз", когда кредитный проект проходит через фильтр двух людей, не находящихся во взаимном подчинении.
Так называемая предварительная информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной заявке, а в основном пополняется и аргументируется клиентом в ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой. С помощью интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе. Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых для продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения получает заявление и расписывается в книге регистрации, после чего определяется менеджер, ответственный за обслуживание клиента. При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, то есть общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики. В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают к следующее стадии кредитного процесса.
Данная стадия начинается
с изучения учредительных документов
потенциального заемщика. Определяется
его юридический статус, совместно
со службой безопасности оцениваются
деловая репутация, кредитная история.
Такие действия особенно важны, если
клиент для банка новый. В случае
кредитования клиента с длительной
историей его взаимоотношений с
банком, когда дополнительных сведений
о репутации заемщика не требуется,
менеджер по кредитам приступает к
финансовому анализу. Источником информации
для финансового анализа
Основными формами исполнения обязательств по кредитам выступают: залог материальных и нематериальных ценностей, финансовые гарантии предприятий и организаций, поручительства частных лиц. После заключения эксперта о приемлемости залога или других форм исполнения обязательств по кредиту менеджер по кредитам приступает к этапу структурирования кредита и оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).
Процесс подготовки кредитного
договора предполагает достижение согласия
между субъектам кредитной
Проекты кредитного договора, договора залога и других сопроводительных документов передаются для согласования в юридическую службу юристу кредитного подразделения. Работа юриста проводится с целью выяснения и подтверждения соответствия формы и содержания представленных документов действующему законодательству, правоспособности заемщика, правомочности сотрудников кредитных подразделений, подписавших документы по кредитной сделке. Специалист юридической службы может вернуть документы на доработку менеджеру по кредитам. Затем в зависимости от уровня делегирования полномочий менеджер по кредитам либо самостоятельно принимает решение о приемлемости кредита и подписывает кредитный договор у начальника кредитного подразделения, либо представляет подготовленные документы на рассмотрение кредитного комитета. Последний принимает окончательное решение, санкционируя выдачу кредита, отправляя документы на доработку или отказывая в предоставлении кредита. Если принято положительное решение, менеджер по кредитам приступает к предоставлению кредита.
Предоставление кредита сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный. После определения вида ссудного счета менеджер по кредитам готовит и направляет в операционный отдел распоряжение на открытие ссудного счета и выдачу кредита.
На третьем этапе - этапе использования кредита - осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.
Переход к последнему этапу и успешное окончание кредитного процесса возможны только при правильной организации всех предыдущих этапов. Если заемщиком нарушены сроки погашения кредита, менеджер по кредитам приступает к процедуре востребования непогашенных процентов и основного долга. Открываются счета просроченных ссуд, оформляются инкассовые распоряжения, обсуждаются меры воздействия на заемщика совместно с юридической службой и службой безопасности. Конечной целью кредитных подразделений банка является обеспечение возврата ссуженных средств и запланированной доходности вложений.
3. Проблемы и
перспективы развития
3.1 Анализ кредитного рынка в России
В целом первая десятилетия характеризуется высокими темпами роста кредитования, что было связано с достаточно благоприятными политическими условиями, стабилизацией экономики.
Вообще объемы кредитования предприятий и организаций выросли за период между 2004 и 2009 годом в 2,7 раза. Еще больше увеличились объемы долгосрочных кредитов (свыше 1 года) - в 4 раза. В 2004 году по сравнению с 2009 прирост активов банков составил 27,4%, капитала - 16,2%, а кредитов - 39%.
Исследование структуры российского кредитного рынка по территориальному признаку показало, что в банковском сегменте кредитного рынка наибольшую долю занимает Центральный федеральный округ - 57 % действующих кредитных организаций на начало 2008 года. Причем лидером на кредитном рынке и внутри данного сегмента является Москва. Первенство Московского региона наблюдается не только по количеству кредитных организаций, но и по доле, занимаемой на российском кредитном рынке. Банкам данного региона принадлежит 43% кредитов реальному сектору экономики.
Активный рост кредитов был прерван начавшимся мировым финансовым кризисом, и уже 2008 год характеризуется заметным спадом активности в данной сфере и значительным уменьшением объемов кредитования.
Кредитный рынок в России
в этот период сжался по двум основным
причинам: первая - макроэкономическая
неопределенность и невозможность
адекватно оценить риски
Информация о работе Анализ повышения эффективности кредитных операций коммерческого банка