Анализ производственно-экономической деятельности предприятий речного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Влияние показателя устанавливается путем сравнения результата расчета с тем, что был до замены показателя. При этом показатели должны находиться в прямой или обратной пропорциональной зависимости. Как правило, принимается такая последовательность подстановки, когда в качестве переменной величины применяется количественный фактор, а постоянный - качественный. В первую очередь устанавливается влияние количественных факторов, затем качественных.

Содержание

Введение .3
Формирование исходной информации……………………………………………....7
Анализ выполнения плана по объему перевозок 9
1.3. Анализ выполнения плана по объему погрузочно-разгрузочных
работ……………… 12
1.4. Анализ себестоимости (затрат на рубль доходов) в основной
эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта 15
Анализ себестоимости перевозок грузов 15
Анализ себестоимости погрузочно-разгрузочных работ 17
1.5. Анализ формирования прибыли и рентабельности в основной
эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра экономики водного транспорта

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Технико-экономический  анализ деятельности предприятия»

на  тему: АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Выполнила

студентка 6 курса

гр. ЭУ-2005 Мазаева Ю.А.

Проверил  преподаватель: Чашина Т.П.

 

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .3

  1. Формирование исходной информации……………………………………………....7
  2. Анализ выполнения плана по объему перевозок 9

1.3. Анализ выполнения плана по объему погрузочно-разгрузочных 
работ……………… 12

1.4. Анализ себестоимости  (затрат на рубль доходов) в  основной 
эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта 15

  1. Анализ себестоимости перевозок грузов 15
  2. Анализ себестоимости погрузочно-разгрузочных работ 17

1.5. Анализ формирования  прибыли и рентабельности в  основной

эксплуатационной  деятельности предприятий речного  транспорта 19

Заключение 21

Список использованной литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

Метод экономического анализа - системный подход к изучению хозяйственной деятельности предприятий, определения влияния отдельных факторов на выполнение показателей этой деятельности, обобщение итогов их работы. При экономическом анализе используется система показателей, характеризующих всю хозяйственную деятельность предприятия и отдельные стороны ее, раскрываются причины изменения этих показателей и явлений, изучаются взаимосвязи и зависимости между ними.

Экономический анализ подразделяется на тематический и системный анализ. Тематический анализ связан с решением частных производственно-финансовых задач. При этом анализе детально исследуются один или несколько участков деятельности предприятий. К частным задачам можно отнести: анализ себестоимости перевозок, производительности труда, выполнения показателей рентабельности, прибыли и других отдельных показателей. При тематическом анализе организуется всестороннее и глубокое изучение отдельной проблемы, выясняются возможные последствия подготавливаемых решений, и оценивается степень их влияния на деятельность всего предприятия.

Результаты  системного анализа используются при  решении крупных производственных задач, например при разработке перспективного плана, или при выработке комплексных  мероприятий для повышения эффективности  работы предприятия. Системный анализ требует, чтобы хозяйственные процессы рассматривались с учетом условий, в которых они происходят, во взаимосвязи и зависимости друг от друга. Системный анализ требует, чтобы учитывались не только количественные, но и качественные характеристики различных явлений.

Экономический анализ использует систему плановых и отчетных данных и аналитических  показателей.

Методика  технико-экономического анализа состоит  из ряда приемов, важнейшими из которых  являются:

  • экспертный - оценка ситуации высококлассными специалистами;
  • рейтинговый - систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей;
  • мониторинг - детальный систематический анализ изменений;
  • логическое моделирование - построение сценариев, систем показателей и аналитических таблиц;
  • фундаментальный - изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики;
  • факторный - выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов;
  • математический - цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дисконтирование и др.);
  • статистический - корелляционный, регрессивный, методы средних и относительных величин, группировки, графический и индексный методы обработки рядов динамики;
  • методы исследования операций и принятия решений - теория массового обслуживания, сетевое планирование, построение древа целей и ресурсов;
  • эконометрический - матричный и спектральный анализы, производственная функция и межотраслевой баланс;
  • экономико-математическое моделирование - линейное и нелинейное программирование.

Прием сравнение позволяет дать характеристику явления через другие явления и понятия. Оценка результатов деятельности пароходства требует сравнения большого числа показателей, что предполагает соизмеримость сравниваемых величин, качественную их однородность.

Анализируемые данные, как правило, сравниваются по следующим направлениям: плановые показатели с отчетными; отчетные данные с показателями предшествующих периодов; результативные отчетные показатели с аналогичными данными других пароходств; достигнутые результаты со среднеотраслевыми показателями и т.д. Первоначальное сравнение плановых данных с отчетными является важным этапом анализа, дает возможность наметить и выделить отдельные стороны деятельности пароходства, требующие особого изучения. Это позволяет предварительно оценить работу пароходства и предопределить выбор направлений анализа.

Прием цепных подстановок. В процессе анализа хозяйственной  деятельности предприятия определяется степень влияния различных факторов на уровень

анализируемых показателей. Влияние каждого фактора можно измерить количественно. Любой сложный показатель отражает взаимодействие частных явлений и дает количественную характеристику конечных результатов. В процессе анализа выявляют величину изменений частных показателей, по которой можно судить о влиянии тех или иных факторов. Для анализа изучаемые величины следует подразделять на факторы первого, второго, третьего и т.д. порядка. Так, например, сумма доходов за перевозку определяется объемом отправки в тоннах, расстоянием доставки, доходной ставки. Для определения факторов, повлиявших на уровень исследуемого показателя, необходимо изучить и оценить влияние каждой величины в отдельности Сущность способа цепных подстановок заключается в том, что путем замены одного частного планового показателя отчетным получают новую общую плановую величину, которая будет отличаться от плановой лишь одним частным показателем. Разность между этими величинами и характеризует влияние изучаемого фактора; остальные частные показатели остаются при этом неизменными, и их влияние не учитывается, т.е. производится последовательная замена плановой (базисной) величины каждого фактора с фактической его величиной.

Влияние показателя устанавливается путем сравнения  результата расчета с тем, что  был до замены показателя. При этом показатели должны находиться в прямой или обратной пропорциональной зависимости. Как правило, принимается такая последовательность подстановки, когда в качестве переменной величины применяется количественный фактор, а постоянный - качественный. В первую очередь устанавливается влияние количественных факторов, затем качественных.

Индексный метод  анализа. Индекс - величина относительная, при ее вычислении абстрагируются от абсолютного размера явления, при  этом индекс выражает изменение одного явления при условии неизменности другого (других). Поэтому индекс всегда носит элемент условности.

Индексы являются относительными показателями и дают представление не о размере явления, а его относительную характеристику. Не все относительные величины можно  считать индексами. Индекс - относительный показатель, характеризующий изменение явления во времени или пространстве. При этом сопоставляются явления одного и того же экономического содержания.

Прием балансовых сопоставлений. Процесс хозяйственной  деятельности

осуществляется  в условиях баланса непрерывного движения ресурсов. Баланс показывает, с одной стороны, наличие и  поступление ресурсов, с другой - их расходование.

В настоящей  курсовой работе используется фундаментальный, факторный и математический приемы.

Основной  метод технико-экономического анализа - комплексный системный анализ. Этот метод должен учитывать все  факторы в их взаимосвязи и  проходить в следующей последовательности:

  1. оценка выполнения плана по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности;
  2. анализ объема, номенклатуры и качества производимой продукции;
  3. анализ организационно-технического уровня и повышение эффективности производства;
  4. анализ использования основных средств и материальных ресурсов;
  5. анализ использования трудовых ресурсов;
  6. анализ себестоимости продукции;
  7. анализ финансового состояния предприятия, его прибыльности и рентабельности;
  8. анализ расчетов с клиентами, с бюджетом и с банками;
  9. комплексная оценка результатов деятельности и финансового состояния по данным бухгалтерского баланса;

10) выводы и  предложения.

Оформление  результатов анализа осуществляется в виде аналитической записки, содержание которой зависит от программы  анализа. В данной записке дается оценка выполнения плана, приводятся факторы, оказывающие влияние на результаты работы, указывается степень их влияния, что подтверждается аналитическими расчетами, таблицами и графиками.

1.1. Формирование исходной информации

В качестве исходной информации в настоящей курсовой работе используются

данные следующих  форм отчетов:

  • формы 10-ВТ «Отчет об отправленных грузах внутренним водным транспортом общего пользования»;
  • формы ГР-15 «Отчет о выполнении погрузочно-разгрузочных работ»;
  • формы Б-3 «Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности водного транспорта»;
  • формы 11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов»;
  • плана перевозок грузов и погрузочно-разгрузочных работ;
  • финансового плана предприятия по объему доходов, расходов и прибыли.

На основе исходной информации производятся необходимые расчеты и заполняются таблицы №№1-8.

При анализе  выполнения плана перевозок и  погрузочно-разгрузочных работ определяются причины и факторы, вызвавшие  изменения в плане и их влияние, используя основные приемы технико-экономического анализа.

При анализе формирования себестоимости продукции выявляются текущие изменения цен на материальные ресурсы и другие факторы, влияющие на изменение себестоимости.

Анализ накладных  расходов проводится отдельно по условно-постоянной и условно-переменной частям.

Анализ себестоимости можно проводить либо по статьям, либо по элементам затрат.

В существующих условиях лучше анализировать себестоимость  по элементам затрат, т.к. существующая система налогообложения предприятий  содержит ряд элементов затрат в  качестве данных, необходимых для расчета налогов.

Кроме того, по отношению к начисленным суммам на оплату труда определяются страховые  взносы, поэтому при анализе себестоимости  по элементам затрат легко проследить изменение размеров двух взаимосвязанных  элементов - фонда оплаты труда и отчислений в соответствующие фонды.

Затраты на рубль  доходов определяются как частное  от деления соответствующих расходов на доходы (ф. Б-3). Рентабельность рассчитывается как частное от деления финансового  результата (доходы минус расходы) на расходы в процентах (ф. Б-3).

Определяется  влияние на прибыль объема реализации, изменение себестоимости и др. факторов.

Анализ выполнения доходной и расходной частей финансового  плана предприятия проводится сравнение  полученных доходов и произведенных  расходов с суммами, запланированными по каждой статье доходов и расходов. Отклонения сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства.

1.2. Анализ выполнения плана по  объему перевозок

Таблица 1

Род груза

 

План

   

Отчет

   

Отклонения от плана

 

Абсолютные, тыс. руб.

Относительные, %

Объем перевозок, тыс.т.

Грузооборот, млн.т.км

Сред. дальность перев

Объем перевозок, тыс.т.

Грузооборот, млн.т.км

Сред. дальность перев

Объем перевозок, тыс.т.

Грузооборот, млн.т.км

Сред. дальность перев

Объем

перевозок, тыс.т.

Грузооборот, млн.т.км

Сред. дальность перев

Qo

QoLo

Lo

Q1

Q1L1

L1

∆ Q

∆ QL

∆ L

∆Q/Qo

*

*100

∆ L/Lo* *100

∆ QL/ QoLo *100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Всего

2101

697

331,75

1872,59

691,142

369,08

-228,4

-5,858

37,33

-10,87

-11,25

-0,84

Сухогрузы

2101

697

331,75

1872,59

691,142

369.08

-228,4

-5,858

37,33

-10,87

-11,25

-0,84

Зерно

109

31,6

289,91

16,19

-

-

92,804

-

-

-85,14

   

Каменный уголь

18,8

1,9

101,06

13,519

-

-

-5,281

-

-

-28,09

   

Лесные в судах

2,2

1,5

681,82

2,216

-

-

0,016

-

-

0,73

   

Металлы черные

50

39,9

798

45,796

-

-

-4,204

-

-

-8,41

   

Строительные

1476

308,9

209,28

1348,96

-

-

-127,8

-

-

-8,66

   

Удобрения

5

4,1

820

2,05

-

-

-2,95

-

-

-59

   

Остальные грузы

440

309,1

702,5

443,196

-

-

3,196

-

-

0,73

   

Информация о работе Анализ производственно-экономической деятельности предприятий речного транспорта