Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 21:32, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортиментной политики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия.
2. Провести анализ ассортиментной политики предприятия.
Введение
1. Основные цели, задачи и назначение ассортиментной политики
2. Изучение показателей и принципов ассортиментной политики предприятия
3. Методы анализа ассортиментной политики
4. Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»
4.1. Общая характеристика предприятия и его финансового состояния
4.2. Анализ товарного ассортимента торгового представительства ОАО «Шатура»
4.3. Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
4.4. Совершенствование методики планирования ассортимента
Заключение
Список использованной литературы
Для принятия эффективного решения о формировании товарного ассортимента рекомендуется проводить маркетинговое исследование внешней и внутренней среды предприятия. Маркетинговое исследование - сложный, и иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени и связанный со всеми этапами маркетинга [8].
Изучая различные способы образования или оптимизации существующего ассортимента, обращаются к соответствующим методам позволяющим определить качественную и количественную структуры показателей: анкетирование, АВС анализ, расчет широты, глубины, насыщенности, гармоничности ассортимента.
Широта ассортимента - это общее количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем коэффициентом широты
Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта - широта принятая, за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и тому подобное), или максимально возможное. Полнота ассортимента - это такая способность набора товаров однородной группы, при которой удовлетворяются одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Гармоничность ассортимента - это свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения реализации, или использования [24].
Одним из основных и наиболее часто применяемых методов получения маркетинговой информации о потребителях и их поведении является опрос. Довольно самостоятельной и очень распространенной формой опроса является анкетирование, то есть заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов.
Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, то есть регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма - письменная метод (саморегистрации), когда респондент заполняет собственноручно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентский способ). Во введении (преамбуле) в краткой форме сообщается о том, кто и зачем проводит исследование, о фирме, ее репутации целях, которое преследует данное исследование. Введение дает информацию по заполнению анкеты и ее возврату. Здесь же выражается благодарность за время, любезно уделенное респондентом исследователю.
В ассортиментной стратегии маркетинга организации важное место отводится принципу диверсификации, то есть одновременной продаже товаров с различными качественными характеристиками и отказу одного доминирующего продукта, что соответствует теории риска.
В маркетинговом анализе диверсификации часто используется так называемый АВС-анализ. Методику его проведения описывает Беляевский И.К. Его цель - выявить перспективность ассортиментной политики. С его помощью можно выявить товарные позиции с наибольшей экономической значимостью для реализации. В процессе АВС-анализа вся продукция делится на три группы, то есть выстраивается иерархическая шкала товаров с максимальной стоимостью при их минимальном количестве [8].
Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения компании.
Матрица БКГ дает возможность определить, какое СХП (стратегическое хозяйственное подразделение) или какой товар занимают ведущее положение по его доле на рынке по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынка.
Маркетинговая стратегия - интенсификация маркетинговых усилий для увеличения или поддержания доли на рынке.
Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются большие средства. Поэтому фирма должна решить, верит ли она, что данный товар сможет успешно конкурировать при соответствующей поддержке (улучшении характеристик товара, снижении цен, выявлении новых каналов сбыта) или нужно уйти с рынка.
4. Анализ процесса управления
ассортиментом в торговом
4.1. Общая характеристика предприятия и его финансового состояния
Производственное мебельное объединение «Шатура» начинает свою историю с июля 1961 года, когда была выпущена первая партия шкафов для платья. Со дня своего основания «Шатура» зарекомендовала себя как крупнейший в России производитель корпусной мебели и продукции для мебельной промышленности – древесностружечной плиты, ламинированной плиты, текстурированной бумаги и высококачественных плёнок.
После преобразования компании в акционерное общество в «Шатуре» совместно с крупнейшими зарубежными консалтинговыми фирмами были проведены глубокие исследования, по результатам которых был выработан и претворен в жизнь план комплексной реорганизации предприятия, включавший в себя техническое переоснащение производства, полное обновление ассортимента выпускаемой продукции и коренная реорганизация бизнес-процессов.
Сегодня главной целью мебельной компании «Шатура» является становление ее как компании мирового уровня, способной конкурировать с ведущими мебельными компаниями мира не только на российском, но и на зарубежных рынках. В результате проведенных структурных изменений в мебельной компании «Шатура» в настоящий момент существуют 3 основных подразделения (рис.1)
Рис.1. Организационная структура мебельного комбината «Шатура»
Если проследить динамику изменения объемов продаж ОАО «Шатура» за несколько лет, то можно увидеть, что производство и продажа корпусной мебели данной компанией непрерывно увеличивается (таб.1).
Таблица 1. Крупнейшие производители корпусной мебели в России
№ |
Наименование производителя |
Объем продаж, млн. руб. | |||
2012 г. |
% |
2013 г. |
% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
ОАО «Шатура» |
3075 |
11 |
3670 |
12 |
2. |
ЗАО «Сомовская мебельная фабрика» |
2012 |
7,2 |
1943 |
6,9 |
3. |
ОАО «Волгоградмебель» |
2460 |
8,8 |
2534 |
9,0 |
4. |
ОАО «Севзапмебель» |
2096 |
7,5 |
2027 |
7,2 |
5. |
ОАО «Сходня Мебель» |
1789 |
6,4 |
1746 |
6,2 |
Всего |
10560 |
40,9 |
11630 |
41,3 |
Из таблицы видим, что темп роста объема продаж компании в 2013 году значительно увеличился. В 2013 году компания активно проводила работы по совершенствованию своей торговой сети. В настоящее время под маркой «Шатура» работает более 300 фирменных магазинов во всех регионах РФ; по общему обороту фирменных магазинов, «Шатура» является лидером дистрибуции мебельного рынка Росси. В таблице 2 представлены общеэкономические показатели деятельности ОАО «Шатура» в динамике по годам: 2011 – 2013гг.
Таблица 2. Система общеэкономических кадровых показателей в ОАО «Шатура»
№ |
Наименование показателя |
Динамика по годам | ||
2011 |
2012 |
2013 | ||
Общеэкономические показатели | ||||
1. |
Объем продаж, млн. руб. |
2950 |
3075 |
3670 |
2. |
Величина основных фондов, млн. руб. |
3250 |
3560 |
4910 |
3. |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения, % |
35,6 |
32,4 |
33,8 |
4. |
Производительность труда, млн. руб. |
0,9649 |
0,965 |
1,0309 |
5. |
Прибыль, млн. руб. |
380,5 |
439,7 |
296 |
6. |
Удельный вес фонда потребления в прибыли, % |
32 |
31,2 |
30,6 |
Кадровые показатели | ||||
7. |
Численность персонала, всего в том числе по категориям, чел.: |
3057 |
3186 |
3560 |
- Руководители |
35 |
37 |
42 | |
- Специалисты |
458 |
470 |
534 | |
- Рабочие |
1953 |
2042 |
2272 | |
- Служащие |
611 |
637 |
712 | |
8. |
Текучесть кадров, чел. |
132 |
127 |
116 |
9. |
Образовательный состав персонала, чел.: |
|||
- неполное среднее |
8 |
7 |
5 | |
- общее среднее |
27 |
29 |
30 | |
- средне специальное |
1681 |
1784 |
1994 | |
- незаконченное высшее |
127 |
134 |
138 | |
- высшее |
1214 |
1232 |
1393 | |
10. |
Возрастной состав персонала, чел.: | |||
- до 18 лет |
24 |
25 |
24 | |
- 18-25 лет |
611 |
637 |
712 | |
- 26-36 лет |
1198 |
1249 |
1400 | |
- 37-50 лет |
917 |
955 |
1068 | |
- свыше 50 лет |
305 |
318 |
356 | |
11. |
Средний возраст работающих, лет |
35,6 |
35,4 |
35,7 |
12. |
Структура персонала по полу, %: | |||
- женщин |
56,5 |
55,4 |
52,3 | |
- мужчин |
43,5 |
44,6 |
47,7 | |
13. |
Распределение персонала по стажу, чел.: | |||
- до 1 года |
122 |
96 |
125 | |
- 1-3 года |
459 |
510 |
516 | |
- 3-5 лет |
1712 |
1561 |
1816 | |
- 5-10 лет |
703 |
733 |
854 | |
- более 10 лет |
61 |
287 |
249 |
Таким образом, в ОАО «Шатура» персонал состоит из примерно одинаковой численности мужчин и женщин, основную долю составляют рабочие на производстве, специалисты и служащие. Персонал молодой, большая часть из которого имеет достаточный опыт работы, средний и высший уровень профессиональной подготовки в своей области.
Большинство фирменных магазинов ОАО «Шатура» - самостоятельные юридические лица, организованные предпринимателями. Управление ими касается обеспечения единой ценовой и ассортиментной политики, единого стиля оформления магазинов, проведения маркетинговых мероприятий.
В табл.3 представлен анализ финансовых результатов торгового предприятия ОАО «Шатура».
Таблица 3. Анализ финансовых результатов ОАО «Шатура» за 2012 -2013 гг.
Наименование показателя |
Код стр. формы №2 |
2013г. |
2012г. |
Отклонение | |
абсолют. |
% | ||||
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
010 |
150219,5 |
128467,8 |
21751,7 |
116,93 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ и услуг |
020 |
116685 |
101234 |
15451 |
115,26 |
Коммерческие расходы |
030 |
8497,96 |
7654,9 |
843,06 |
111,01 |
Управленческие расходы |
040 |
4111,98 |
3147,98 |
964 |
130,62 |
Прибыль (убытки) от реализации (стр.( 010-020-030-040)) |
050 |
20924,56 |
16430,92 |
4493,64 |
127,35 |
Прочие операционные расходы |
100 |
124 |
15,8 |
108,2 |
784,81 |
Прибыль (убыток) от финансово-хоз. деятельности (стр.( 050 + 060-070+080+090-100)) |
110 |
20800,56 |
16415,12 |
4385,44 |
126,72 |
Прочие внереализационные расходы |
130 |
12,6 |
171,2 |
-158,6 |
7,36 |
Прибыль (убыток) отчетного периода (стр. (110+120-130)) |
140 |
20513,96 |
16178,02 |
4335,94 |
126,80 |
Налог на прибыль |
150 |
6154,188 |
4853,406 |
1300,782 |
126,80 |
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (стр. (140-150-160)) |
170 |
14359,772 |
11324,614 |
3035,158 |
126,80 |