Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:39, курсовая работа
Перед выполнением данного курсового проекта была поставлена следующая цель: провести анализ реализации продукции исследуемого предприятия и анализ ее финансовых результатов.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
1. изучить теоретический материал, касающийся реализации продукции и ее показателей, а также изучить природно-экономическую характеристику данного предприятия;
2. проанализировать реализационную деятельность предприятия и результаты этой деятельности за последние 3 года;
3. предложить пути повышения общих экономических показателей работы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Анализ работы ОАО «Октябрьский» по основным экономическим показателям…...…………………………………………………………………….4
1.1 Природно-экономическая характеристика предприятия…………...................4
1.2 Анализ работы предприятия по основным экономическим
показателям ……………………………………………..…………………………...5
2 Анализ реализации продукции и ее финансовых результатов.......…………...15
2.1 Анализ выполнения плана производства продукции…………………….......15
2.2 Анализ выполнения плана реализации продукции и уровня ее товарности……………………………………..……………………………………172.3 Факторный анализ финансовых результатов реализации продукции…………………………………………………..……………………….202.4 Анализ качества реализуемой продукции…………………………………….21
2.5 Анализ каналов реализации продукции……………...……………………….23
2.6 Анализ динамики рентабельности по отраслям и хозяйству в целом………………………………….……………………………………..………243. Пути повышения финансовых результатов от реализации продукции предприятия ………………………………………………….…………………….26
Выводы и предложения……………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………..29
2 Анализ реализации продукции и ее финансовых результатов
2.1 Анализ выполнения плана производства продукции
В условиях неуклонного увеличения потребности в продуктах питания и сырье для перерабатывающей промышленности, как следствие роста численности населения и необходимости улучшения его материального благосостояния, валовая продукция на каждом сельскохозяйственном предприятии должна из года в год возрастать [6, с. 68].
Анализ производства продукции сельского хозяйства производится по следующим этапам: определение соответствие принятого в хозяйстве объема производства продукции к выполнению договоров по продаже, внутрихозяйственным нуждам; оценка степени выполнения плана и динамики производства продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска продукции и разработка мероприятий по освоению выявленных резервов [8, с. 182].
Валовая продукция зависит
от многих факторов, так, выход валовой
продукции растениеводства
Анализ выполнения производственного
плана следует начинать с рассмотрения
показателей по производству валовой
продукции в разрезе культур
и видов продукции в
Таблица 7.- Выполнение плана производства продукции ОАО «Октябрьский», ц
Виды продукции |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Отклонения 2008г. (+;-) | |||||||
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
от 2006г. |
от плана | |
Растениеводство: |
|||||||||||
зерно |
75000 |
74728 |
99,6 |
100000 |
98940 |
98,9 |
114000 |
76128 |
66,8 |
1400 |
-37872 |
многолетние травы (сено) |
20000 |
16573 |
82,9 |
18000 |
16744 |
93,0 |
30000 |
7941 |
26,5 |
-8632 |
-22059 |
многолетние травы (семена) |
200 |
380 |
190,0 |
60 |
70 |
116,7 |
60 |
41 |
68,3 |
339 |
-19 |
многолетние травы (солома) |
80000 |
124143 |
155,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
многолетние травы (зел. масса) |
50000 |
209480 |
419,0 |
40000 |
327345 |
818,4 |
35000 |
376656 |
1076,2 |
167176 |
341656 |
многолетние травы (зел. масса-выпас) |
12000 |
17720 |
147,7 |
- |
- |
- |
8000 |
4726 |
59,1 |
-12994 |
-3274 |
однолетние травы (солома) |
8000 |
6698 |
83,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
однолетние травы (зел. масса) |
100000 |
113188 |
113,2 |
50000 |
55440 |
110,9 |
30000 |
4658 |
15,5 |
-108530 |
-25342 |
однолетние травы (зел. масса-выпас) |
10000 |
26340 |
263,4 |
- |
- |
- |
- |
-- |
- |
- |
- |
кукуруза на силос |
30000 |
12158 |
40,5 |
50000 |
74270 |
148,6 |
80000 |
161905 |
202,4 |
149747 |
81905 |
силосные культуры |
30000 |
47502 |
158,3 |
20000 |
13400 |
67,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
силос |
150000 |
158738 |
105,8 |
200000 |
146526 |
73,3 |
210000 |
202512 |
96,4 |
43774 |
-7488 |
сенаж |
85000 |
81488 |
95,9 |
100000 |
106720 |
106,7 |
200000 |
171832 |
85,9 |
90344 |
-28168 |
Животноводство: |
73630 |
62149 |
84,4 |
87030 |
90365 |
103,8 |
94151 |
96974 |
103,0 |
34825 |
2823 |
молоко |
70000 |
59226 |
84,6 |
82000 |
85838 |
104,7 |
87991 |
92924 |
105,6 |
33698 |
4933 |
прирост ж.м. КРУПНО РОГАТЫЙ СКОТ |
3480 |
2822 |
81,1 |
4800 |
4300 |
89,6 |
5960 |
3953 |
66,3 |
1131 |
-2007 |
прирост ж.м. свиней |
150 |
101 |
67,3 |
230 |
227 |
98,7 |
200 |
97 |
48,5 |
-4 |
-103 |
Анализируя выполнение плана производства продукции ОАО «Октябрьский» делаем вывод, что 2008г. был благоприятным по многим культурам, так, по зерновым объем производства возрос по сравнению с 2006г. на 1400ц, но уменьшился на 33,2% против плана. Значительно возрос объем производства многолетних трав на зеленую массу за исследуемый период (на 80%), а по сравнению с планом в 2008г. он увеличился более чем в 10 раз, это может свидетельствовать о сокращении посевных площадей. Перевыполнен в 2 раза план производства кукурузы на силос в 2008г., при этом, по сравнению с 2006г. объем производства увеличился на 150тыс.ц. Неблагоприятные условия не способствовали вызреванию сена многолетних трав и зеленой массы однолетних трав, поэтому наблюдается невыполнение плана их производства в анализируемом году на 73,5% и 84,5% соответственно, что связано с сокращением урожайности этих культур. Наблюдается также небольшое невыполнение плана производству силоса и сенажа – на 3,6% и 14,1% соответственно, однако за период с 2006г. по 2008г. происходит увеличение их производства примерно в 2 раза.
По животноводству перевыполнение плана производства наблюдается только по молоку, которое в 2008г. составляет 5,6%, также производство молока растет за исследуемый период (на 33,7тыс.ц) – в связи с увеличением поголовья коров и их продуктивности. План производства мясной продукции Крупно Рогатого Скота и свиней в 2008г. недовыполнен на 33,7% и 51,5% соответственно, однако по сравнению с 2006г. производство мясной продукции Крупно Рогатого Скота увеличилось на 40%, а производство мясной продукции свиней незначительно сократилось – на 4%.
2.2 Анализ выполнения плана реализации продукции и уровня ее товарности
В производственной деятельности каждого предприятия играет большую роль реализация продукции, а также ее качество, конкурентоспособность и размеры реализации. Реализация продукции – конечный этап производственного цикла, в результате которого предприятие получает финансовый результат. От объема реализации и уровня цен на продукты зависят доходы предприятий, уровень розничных цен, а значит, и уровень реальных доходов рабочих и служащих, поэтому важно выполнять планы продажи продукции, устанавливаемые для хозяйства. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства зависит не только от увеличения количества продукции, но и от ее реализационного распределения и своевременной реализации.
Задачами экономического анализа объема реализации продукции на предприятии являются: оценка динамики и выполнения плана по основным показателям объема, структуры и качества продукции; определение уровня товарности реализованной продукции; оценка влияния основных факторов на показатели объема реализации продукции и разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных ресурсов для повышения объема реализованной продукции и ее качества [11, с. 78].
Анализ выполнения
плана реализации продукции проводят
по каждому виду продукции в натуральных
показателях путем сравнения
фактических показателей с
В таблице 8 представлен анализ выполнения плана по реализации основных видов продукции ОАО «Октябрьский».
Таблица 8.- Выполнение плана реализации продукции ОАО «Октябрьский»
Виды продукции |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Отклонения 2008г. (+;-) | |||||||
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
от 2005г |
от плана | |
Растениеводство: |
|||||||||||
зерно |
18046 |
16794 |
93,1 |
20960 |
19380 |
92,5 |
6900 |
10793 |
156,4 |
-6001 |
3893 |
Животноводство: |
|||||||||||
молоко |
62000 |
51507 |
83,1 |
78250 |
75940 |
97,0 |
83000 |
78134 |
94,1 |
26627 |
-4866 |
прирост ж.м. КРУПНО РОГАТЫЙ СКОТ |
2337 |
1609 |
68,8 |
3520 |
3271 |
92,9 |
4910 |
3165 |
64,5 |
1556 |
-174543 |
прирост ж.м. свиней |
43 |
27 |
62,8 |
153 |
112 |
73,2 |
148 |
158 |
106,8 |
131 |
10 |
прирост ж.м. лошадей |
- |
- |
- |
- |
24 |
- |
- |
14 |
- |
- |
- |
Из данной таблицы делаем вывод, что план реализации по зерну в 2008г. перевыполнен на 56,4% или на 3893ц, что может свидетельствовать об увеличении качества продукции, однако объем реализации зерна за весь исследуемый период сократился на 64,3%. По животноводству перевыполнение плана реализации наблюдается только по мясу свиней, которое в 2008г. составило 6,8%, а объем реализации мясной продукции Крупного Рогатого Скота недовыполнен на 35,5%. Наблюдается и незначительное невыполнение плана реализации молока – 5,9% или на 4866ц.
Объем реализации
продукции увеличивается с
В таблице 9 (приложение 3) представлен анализ использования и уровня товарности продукции ОАО «Октябрьский» за 2006-2008гг., на основании которого можно сделать вывод, что уровень товарности по продукции растениеводства – зерну достаточно низкий и в 2008г. он составляет 14,2%, что в 2 раза больше соответствующего планового показателя, также товарность зерна сократилась и за исследуемы период.. Такой низкий процент товарности говорит о том, что большая часть зерна не реализуется, а остается в хозяйстве – на семена и на корм скоту. За весь исследуемый период товарность молока сократилась и в 2008г. составила 84,1%, что на 10% ниже чем планировалось. Уровень товарности мясной продукции Крупно Рогатого Скота и свиней за тот же период увеличивается и в 2008г. составляет 80,1% и 162,9% соответственно.
2.3 Факторный анализ финансовых результатов реализации продукции
Финансовые
результаты деятельности сельскохозяйственного
предприятия характеризуются
На размер отклонения от плана по общей сумме прибыли, полученной от реализации продукции, влияют следующие факторы: объем реализованной продукции, ее структура, уровень себестоимости и среднереализационной цены. А, располагая данными о размерах влияния отдельных факторов на отклонения от плановой прибыли по конкретным видам продукции, уже можно будет принять конкретные меры на предприятии по недопущению в будущем недостатков или развитию положительных факторов [4, с. 260].
В таблицах
10, 11 и 12 (приложение 4) представлен
факторный анализ финансовых
результатов от реализации
В 2007г. невыполнение плана реализации продукции в целом по предприятию по сравнению с прошлым годом возросло и составило 6709тыс.руб., причем только за счет недополучения прибыли по молоку в размере 8461тыс.руб. (из-за сокращения количества реализуемой продукции и на 2310ц, роста издержек производства 1ц на 91,89руб. и сокращения цены 1ц по сравнению с планом на 15,21руб.) и прибыли по переработке животноводческой продукции в размере 3814тыс.руб.
К 2008г. предприятие получило большой убыток от реализации своей продукции, так отклонение прибыли от плана составило 32977тыс.руб., план реализации продукции не выполнен по всем видам продукции, за исключением живой массы лошадей и прочих видов продукции по растениеводству и животноводству. А вот наибольшее невыполнение плана от реализации продукции наблюдается по переработке животноводческой продукции (на 13358тыс.руб.) и по молоку (на 8762тыс.руб.)
2.4 Анализ качества реализуемой продукции
Качество продукции
является важнейшим критерием
Повышение качества продукции является важным резервом увеличения доходности хозяйства. Качество продукции не является величиной постоянной, оно зависит от ряда причин: низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих, качество оборудования и др. [2, с. 139].
Для каждого вида продукции, реализуемой государству и по другим каналам, установлены показатели качества - чем выше качество продукции, тем выше реализационные цены на единицу продукции.
При заключении договоров
на реализацию продукции цены на нее
будут устанавливаться в
Предприятие ОАО «Октябрьский» в 2008г. реализовало 10793ц зерна, из которых реализовано в зачетном весе только 10500ц, а остальные 293ц – реализованы по низкой цене, т.к. это количество зерна более низкого качества, следовательно предприятие не получило должного количества выручки от реализованного зерна низкого качества.
В 2008г. средняя жирность молока составила 3,53%, а базисная составляет 3,5%, следовательно, качество реализуемого молока повышается. Объем реализованного количества молока в том же году составил 78134ц, из которого удельный вес I сорта молока – 97% или 75790ц реализуется по более высокой цене, нежели оставшаяся доля молока II сорта, составляющая 2344ц. Учитывая высокий показатель жирности молока, высокую долю содержания молока I сорта и отсутствие не сортового молока можно сделать вывод, что качество молока, реализованного предприятием ОАО «Октябрьский» отличное.