Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 08:47, лекция
Обеспечение эффективного использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от предприятия анализа протекающих на рынке процессов. Для этих целей предприятиями проводятся комплексные маркетинговые исследования. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, разработка новых видов продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с рыночным спросом.
ККМД = (0,66 + 1 + 1,17 + 1,16 + 1,26 + 1,57) / 6 = 1,13.
Далее проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса предприятия за 2004 г.
(оба вышеуказанных
коэффициента задаем
Проведем окончательный расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия:
ККП = 1,13 × 1,39 × 0,75 = 1,17.
Показатель
имеет положительную величину, что
свидетельствует о достаточно высоком
уровне конкурентоспособности
Как свидетельствует анализ показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности и конкурентоспособность предприятия, финансовые результаты напрямую не связаны с деятельностью маркетинговой службы предприятия (высокие показатели конкурентоспособности и средний уровень финансовой устойчивости).
При анализе конкурентоспособности предприятия, а также разработке программы мер по ее улучшению целесообразно использовать технологию бенчмаркинга, позволяющую определить и оценить место, занимаемое предприятием, по отношению к мировому опыту.
Лучшие достижения в самых различных областях деятельности предприятий, фирм и организаций можно считать эталоном мирового менеджмента, поэтому бенчмаркинг еще называют эталонным тестированием.
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от конкурентоспособности реализуемой им продукции.
Конкурентоспособность продукции – характеристика продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим, эргономическим, эстетическим, нормативным, экономическим.
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное соотношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
q =
где q – единичный параметрический показатель; Р – уровень параметра исследуемого изделия; Р100 – уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
G = Σаi x qi
Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
J = Gm / Gэ
Если J<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если J >1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.
Важное направление
повышения
При анализе организации
торговли выясняют, имеются ли у
предприятия фирменные магазины
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.
ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Задача 1. Оцените емкость рынка молочной продукции Вологодской области.
Таблица 1
Емкость рынка молочной продукции Вологодской области по отдельным видам, т
Вид молочных продуктов |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Молоко |
36865 |
36527 |
39484 |
44155 |
43935 |
Кефир |
7170 |
8682 |
9717 |
10271 |
11300 |
Сметана |
6987 |
8061 |
8874 |
10220 |
10801 |
Творог |
1471 |
2018 |
2138 |
2679 |
3600 |
Масло «Крестьянское» |
3978 |
4337 |
3443 |
3321 |
4316 |
Масло «Вологодское» |
464 |
370 |
346 |
386 |
546 |
Задача 2. Оцените долю УОМЗ ВГМХА им. Н.В. Верещагина на рынке Вологодской области в целом и по отдельным видам молочной продукции.
Таблица 2
Доля УОМЗ ВГМХА им. Н.В. Верещагина на рынке Вологодской области, %
Год |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Доля компании на рынке в целом |
6,58 |
7,86 |
9,25 |
8,14 |
6,47 |
По отдельным видам молочной продукции: | |||||
Молоко |
5,76 |
7,20 |
6,04 |
7,60 |
8,60 |
Кефир |
4,50 |
8,24 |
10,88 |
9,67 |
6,95 |
Сметана |
3,72 |
6,54 |
8,03 |
7,37 |
5,29 |
Творог |
8,22 |
11,49 |
13,09 |
7,80 |
5,03 |
Масло «Крестьянское» |
0,86 |
4,05 |
6,07 |
11,92 |
18,86 |
Масло «Вологодское» |
6,03 |
6,06 |
6,36 |
6,14 |
4,05 |
Задача 3. Оцените в динамике положение на рынках каждого вида продукции и определите структуру рынков сбыта и уровень их доходности.
Исходные данные:
Показатели |
Внутренний рынок |
Внешний рынок | ||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |
Балки и швеллеры Объем реализации, тыс. т Себестоимость 1 т, тыс. руб. Цена 1 т, тыс. руб. |
286,0 6,2 7,8 |
352,0 6,5 8,2 |
360,8 6,8 8,4 |
55,0 6,4 8,7 |
53,9 6,7 8,8 |
46,2 7,3 9,0 |
Крупный сорт Объем реализации, тыс. т Себестоимость 1 т, тыс. руб. Цена 1 т, тыс. руб. |
154,0 4,6 5,6 |
148,5 4,6 5,7 |
146,3 4,8 5,8 |
- - - |
16,5 4,7 6,2 |
18,7 4,8 6,2 |
Средний сорт Объем реализации, тыс. т Себестоимость 1 т, тыс. руб. Цена 1 т, тыс. руб. |
220,0 4,7 6,2 |
286,0 5,1 6,3 |
321,2 5,5 6,5 |
88,0 5,0 6,8 |
66,0 5,4 6,2 |
- - - |
Катанка Объем реализации, тыс. т Себестоимость 1 т, тыс. руб. Цена 1 т, тыс. руб. |
82,5 4,8 6,0 |
157,3 5,0 6,4 |
315,7 5,5 6,6 |
440,0 4,9 6,7 |
385,0 5,2 6,6 |
339,9 5,6 6,6 |
Пример формирования продуктовой стратегии предприятия
Показатели продуктового портфеля турфирмы «LA-America Latina» приведены в табл. _. Рассчитанные величины ТРР, ОДР и ДЛ, необходимые для построения матрицы БКГ, занесены в табл. 4. Строится матрица БКГ, определяется положение центральных линий матрицы и устанавливается положение каждой услуги (СЕБ) в виде точки с цифрой на матрице (рис. 1).
Таблица 4
Исходные данные для построения матрицы БКГ
СЕБ |
Показатель | |||
Темпы роста рынка |
Относительная доля рынка |
Доля СЭБ в общем объеме реализации, % |
Место СЭБ по объему реализации, ед. | |
1 |
1,05 |
3,31 |
9,4 |
3 |
2 |
1,55 |
2,25 |
10,1 |
2 |
3 |
0,77 |
2 |
4,8 |
11 |
4 |
1,08 |
2,6 |
6,7 |
8 |
5 |
1,5 |
2,33 |
4,3 |
14 |
6 |
1,58 |
1,71 |
4,6 |
12 |
7 |
0,64 |
0,28 |
8,7 |
4 |
8 |
1,18 |
0,5 |
7,7 |
7 |
9 |
1,06 |
0,57 |
8,4 |
5 |
10 |
1,23 |
3,42 |
5,1 |
10 |
11 |
1,62 |
2,33 |
8,2 |
6 |
12 |
1,09 |
2,04 |
11,6 |
1 |
13 |
0,76 |
2,2 |
4,6 |
13 |
14 |
1,26 |
2,66 |
5,8 |
9 |