Анализ рынков и рыночной конъюнктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 08:47, лекция

Краткое описание

Обеспечение эффективного использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от предприятия анализа протекающих на рынке процессов. Для этих целей предприятиями проводятся комплексные маркетинговые исследования. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, разработка новых видов продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с рыночным спросом.

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_MarketDeyat.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

ККМД = (0,66 + 1 + 1,17 + 1,16 + 1,26 + 1,57) / 6 = 1,13.

Далее проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса предприятия за 2004 г.

  • КТЛ = 1,39.
  • КОСС = 0,75

(оба вышеуказанных  коэффициента задаем абстрактными, расчет же проводится на основе данных бухгалтерского баланса предприятия).

Проведем окончательный расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия:

ККП = 1,13 × 1,39 × 0,75 = 1,17.

Показатель  имеет положительную величину, что  свидетельствует о достаточно высоком  уровне конкурентоспособности предприятия  по результатам 2005 г.

Как свидетельствует анализ показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности и конкурентоспособность предприятия, финансовые результаты напрямую не связаны с деятельностью маркетинговой службы предприятия (высокие показатели конкурентоспособности и средний уровень финансовой устойчивости).

При анализе конкурентоспособности  предприятия, а также разработке программы мер по ее улучшению  целесообразно использовать технологию бенчмаркинга, позволяющую определить и оценить место, занимаемое предприятием, по отношению к мировому опыту.

Лучшие достижения в  самых различных областях деятельности предприятий, фирм и организаций  можно считать эталоном мирового менеджмента, поэтому бенчмаркинг  еще называют эталонным тестированием.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от конкурентоспособности реализуемой им продукции.

Конкурентоспособность продукции – характеристика продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим, эргономическим, эстетическим, нормативным, экономическим.

Для оценки конкурентоспособности  необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное соотношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:

q =

,

где q – единичный параметрический показатель; Р – уровень параметра исследуемого изделия; Р100 – уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = Σаi x qi

Интегральный  показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

J = Gm / Gэ

Если J<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если  J >1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.

Важное направление  повышения конкурентоспособности  продукции  – совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

При анализе организации  торговли выясняют, имеются ли у  предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама  являются мощными факторами в  конкурентной борьбе за покупателя. Они  требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Задача 1. Оцените емкость рынка  молочной продукции Вологодской  области.

Таблица 1

Емкость рынка молочной продукции Вологодской области по отдельным видам, т

 

Вид

молочных продуктов

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Молоко

36865

36527

39484

44155

43935

Кефир

7170

8682

9717

10271

11300

Сметана

6987

8061

8874

10220

10801

Творог

1471

2018

2138

2679

3600

Масло «Крестьянское»

3978

4337

3443

3321

4316

Масло «Вологодское»

464

370

346

386

546


 

Задача 2. Оцените долю УОМЗ ВГМХА  им. Н.В. Верещагина на рынке Вологодской  области в целом и по отдельным  видам молочной продукции.

Таблица 2

Доля УОМЗ ВГМХА им. Н.В. Верещагина на рынке Вологодской области, %

 

Год

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Доля компании на рынке в целом

6,58

7,86

9,25

8,14

6,47

По отдельным видам молочной продукции:

Молоко

5,76

7,20

6,04

7,60

8,60

Кефир

4,50

8,24

10,88

9,67

6,95

Сметана

3,72

6,54

8,03

7,37

5,29

Творог

8,22

11,49

13,09

7,80

5,03

Масло «Крестьянское»

0,86

4,05

6,07

11,92

18,86

Масло «Вологодское»

6,03

6,06

6,36

6,14

4,05


 

Задача 3. Оцените в динамике положение  на рынках каждого вида продукции  и определите структуру рынков сбыта  и уровень их доходности.

Исходные данные:

Показатели

Внутренний рынок

Внешний рынок

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Балки и швеллеры

Объем реализации, тыс. т

Себестоимость 1 т, тыс. руб.

Цена 1 т, тыс. руб.

286,0

6,2

7,8

352,0

6,5

8,2

360,8

6,8

8,4

55,0

6,4

8,7

53,9

6,7

8,8

46,2

7,3

9,0

Крупный сорт

Объем реализации, тыс. т

Себестоимость 1 т, тыс. руб.

Цена 1 т, тыс. руб.

154,0

4,6

5,6

148,5

4,6

5,7

146,3

4,8

5,8

-

-

-

16,5

4,7

6,2

18,7

4,8

6,2

Средний сорт

Объем реализации, тыс. т

Себестоимость 1 т, тыс. руб.

Цена 1 т, тыс. руб.

220,0

4,7

6,2

286,0

5,1

6,3

321,2

5,5

6,5

88,0

5,0

6,8

66,0

5,4

6,2

-

-

-

Катанка

Объем реализации, тыс. т

Себестоимость 1 т, тыс. руб.

Цена 1 т, тыс. руб.

82,5

4,8

6,0

157,3

5,0

6,4

315,7

5,5

6,6

440,0

4,9

6,7

385,0

5,2

6,6

339,9

5,6

6,6


 

Пример  формирования продуктовой стратегии  предприятия

 

Показатели продуктового портфеля турфирмы «LA-America Latina» приведены в табл. _. Рассчитанные величины ТРР, ОДР и ДЛ, необходимые для построения матрицы БКГ, занесены в табл. 4. Строится матрица БКГ, определяется положение центральных линий матрицы и устанавливается положение каждой услуги (СЕБ) в виде точки с цифрой на матрице (рис. 1).

Таблица 4

Исходные данные для построения матрицы БКГ

 

СЕБ

Показатель

Темпы роста

рынка

Относительная

доля рынка

Доля СЭБ

в общем объеме реализации, %

Место СЭБ

по объему реализации, ед.

1

1,05

3,31

9,4

3

2

1,55

2,25

10,1

2

3

0,77

2

4,8

11

4

1,08

2,6

6,7

8

5

1,5

2,33

4,3

14

6

1,58

1,71

4,6

12

7

0,64

0,28

8,7

4

8

1,18

0,5

7,7

7

9

1,06

0,57

8,4

5

10

1,23

3,42

5,1

10

11

1,62

2,33

8,2

6

12

1,09

2,04

11,6

1

13

0,76

2,2

4,6

13

14

1,26

2,66

5,8

9

Информация о работе Анализ рынков и рыночной конъюнктуры