Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:19, курсовая работа
Цель работы: провести анализ себестоимости продукции и возможных путей ее понижения.
Объектом исследования является Барановичский завод автоматических линий.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие, значение и роль себестоимости продукции на предприятии;
Провести анализ методов снижения себестоимости;
Определить основные пути совершенствования [3].
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ7
1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура, виды7
1.2 Нормативно-правовое регулирование формирования себестоимости продукции11
1.3 Методы планирования снижения себестоимости14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ ЗАВОД АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ»20
2.1 Анализ себестоимости продукции на производство и реализацию продукции20
2.2 Анализ и пути понижения себестоимости на ОАО «БЗАЛ»23
ГЛАВА 3 РЕЗЕРВЫ, СПОСОБЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ25
3.1 Резервы, пути и источники снижения себестоимости25
3.2 Расчеты результатов от снижения себестоимости30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ37
Методические рекомендации предусматривают многовариантные решения по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), предоставляют организациям право выбора наиболее рациональных решений с учетом характера и структуры, с точки зрения особенностей производственной деятельности и условий хозяйственной деятельности. Специфика организации и методологии прогнозирования и учета затрат может проявляться в выборе объектов учета и калькулирования, номенклатуре калькуляционных статей затрат, методах распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, а также между разными видами (группами) продукции и т.д. Принятые организацией методические решения по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции обязательны для применения в течение всего отчетного года. При изменении учетной политики необходимо обеспечить преемственность методического подхода и сопоставимость данных по сравнению с предыдущим годом.
Методические рекомендации применяются всеми промышленными организациями независимо от форм собственности и служат основой системы управления издержками производства.
1.3 Методы планирования снижения себестоимости
Планирование снижения себестоимости продукции на предприятии осуществляется в соответствии с характером выпускаемой продукции и применяемыми показателями себестоимости.
Рассчитывается: снижение себестоимости сравнимой товарной продукции как разница плановой себестоимости и фактической среднегодовой себестоимости за базисный период, а ее отношение к объему сравнимой продукции за базисный год определяет процент снижения себестоимости; снижение затрат на рубль товарной продукции.
Планируемый уровень затрат определяется путем анализа затрат за прошедший период и расчета влияния технико-экономических факторов.
Перечень факторов, применяемых в плановых расчетах, определяется на основании отбора постоянно действующих причин изменения себестоимости продукции, связанных с нормально протекающим процессом производства и совершенствованием организации, техники и технологии.
В расчетах влияния на уровень себестоимости продукции основных технико-экономических факторов выделяются следующие группы факторов:
повышение технического уровня производства; совершенствование управления, организации производства и труда; изменение объема, структуры продукции, производства; изменение условий хозяйствования.
Влияние основных технико-экономических факторов на себестоимость продукции определяется в следующем порядке:
1. Рассчитываются затраты на
тысячу рублей
2. Рассчитывается себестоимость продукции планируемого года, исходя из уровня затрат базисного года.
3. Определяется влияние каждого фактора на уровень затрат.
4. Из себестоимости продукции планируемого года, рассчитанной по уровню затрат базового года, вычитается (прибавляется) экономия (удорожание) по трем группам факторов и определяется себестоимость товарной продукции планового года.
5. Определяется уровень затрат на тыс. руб. планируемого года и изменение этих затрат по сравнению с базисным годом.
6. С помощью специальных
7. Определяется окончательный уровень затрат на тыс. руб. планируемой продукции с учетом влияния изменений условий хозяйствования.
Формулы для расчета влияния тех или иных факторов на себестоимость продукции приводятся в специальной литературе, в Методических рекомендациях.
Калькулирование готовой продукции – это расчет затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции или на объем выполняемых работ.
Калькуляции разрабатываются на все виды готовой продукции, предусмотренные программой.
Определение себестоимости единицы продукции необходимо для расчетов рентабельности отдельных ее видов, для установления цен, для организации хозяйственного расчета на предприятии.
Существует несколько подходов к калькулированию единицы продукции:
1. Метод прямой калькуляции. Данный метод характерен для условий централизованной экономики и является преобладающим сегодня;
2. Метод обратной калькуляции. В основе расчета лежит цена, сложившаяся на рынке.
Метод прямой калькуляции основан на определении необходимых расходов по каждой статье, в том числе по элементам комплексных статей, исходя из планов деятельности: сбыта, продажи, производства и т.д. Расчеты выполняются по цехам, подразделениям, затем суммируются по каждой статье, согласно действующей номенклатуры.
При разработке калькуляций применяется группировка затрат по статьям расходов. Перечень статей, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевым методическими рекомендациями.
Для машиностроения рекомендована следующая типовая группировка калькуляционных затрат:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы.
3. Покупные комплектующие
4. Топливо на технологические цели.
5. Основная заработная плата производственных рабочих.
6. Дополнительная заработная
7. Отчисления от средств на оплату труда.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Износ инструментов и
10. Общепроизводственные расходы.
11.Общехозяйственные расходы.
12. Потери от барка.
13. Прочие производственные
14. Коммерческие расходы.
Сумма этих статей образует полную себестоимость продукции, статьи с 1 по 10 – цеховую и с 1 по 13 – производственную.
Калькуляция себестоимости на малом предприятии может содержать минимальное количество статей:
1. Основные материалы;
2. Заработная плата
3. Отчисления на социальные
4. Накладные расходы.
Плановая калькуляция составляется на основе прямых затрат нормативной калькуляции на начало года с учетом планируемого снижения калькуляционных затрат по технико-экономическим факторам и комплексных статей затрат, разрабатываемых для каждого подразделения. Косвенные расходы включаются в соответствии со сметами расходов по этим затратам и принятой методикой их распределения. Наиболее распространенный вариант распределения затрат – пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.
Смета общепроизводственных расходов включает расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизацию и ремонт, расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений, арендную плату и др.
В смету общехозяйственных расходов включают затраты, связанные с обслуживанием и организацией производства и управления предприятием в целом: расходы на оплату труда работников аппарата управления, расходы на командировочные и служебные разъезды, содержание и эксплуатацию межцехового транспорта, амортизация, содержание зданий, сооружений общего хозяйственного назначения, расходы на оплату консультаций, информационных услуг и др.
В смете Прочие производственные расходы отражаются затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции: расходы на содержание персонала по гарантийному обслуживанию изделий и их ремонту.
Эти расходы включаются в себестоимость конкретных видов продукции прямо или пропорционально производственной себестоимости.
Коммерческие расходы – это расходы предприятия, связанные с организацией сбыта продукции. Коммерческие расходы включают затраты предприятия по сбыту продукции. Бюджет коммерческих расходов включает затраты на рекламу, тару и упаковку, транспортные расходы, расходы на исследование рынка и др.
Коммерческие расходы включаются в себестоимость продукции пропорционально производственной себестоимости. Для этого предварительно определяется их процент путем деления сметы коммерческих расходов на сумму производственной себестоимости.
Исчисление себестоимости на базе полных затрат не соответствует рыночной экономике, т.к. цена на рынке не вытекает из себестоимости продукции и не определяется полными издержками производителя. Он ограничен ориентацией на прошлые издержки и их распределение по продуктам. Поэтому все чаще стали использовать деление издержек на постоянные и переменные. Группы издержек различаются в зависимости от их «реакции» на изменение объемов реализации продукта.
Переменные – составляют технологическую себестоимость продукции. При калькуляции цены отдельного продукта они составляют нижнюю допустимую границу цены.
Постоянные – это затраты предприятия на поддержание деятельности по реализации продукта (издержки структурные) – характеризуют способность хозяйствовать.
В краткосрочном периоде постоянные издержки теряют характер затрат, поэтому себестоимость можно определить на базе только переменных издержек..
В процессе разработки и управления при всех изменениях предприятие рассматривается как единое целое, а не, как обычно, через отдельные подразделения, по отдельным группам изделий. Калькуляция и внутренний расчет прибыли должны образовывать единство.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ себестоимости продукции на производство и реализацию продукции
В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастает. Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Чем ниже себестоимость продукции при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность. Таким образом, учет и использование резервов снижения себестоимости служит увеличению прибыли и повышению конкурентоспособности продукции. С экономических и социальных позиций значение снижения издержек и себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
• снижение издержек позволяет предприятию высвободить оборотный капитал и ускорить его оборот;
• снижение издержек является основным источником роста прибыли и рентабельности производства, прибыли, остающемся в распоряжении предприятия, а значит, предоставляет возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
• снижение себестоимости продукции позволяет улучшить финансовое состояние предприятия и снизить степень банкротства;
• снижение издержек позволяет предприятию увеличить диапазон регулирования цен и управлять по данному параметру конкурентоспособностью продукции;
• снижение себестоимости продукции (работ, услуг) в акционерных обществах является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.[6].
Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции, таких как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д. Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования, контроля и принятия решений. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости:
а) призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений;
б) направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции;
в) дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия [3].
Информация о работе Анализ себестоимости продукции и возможных путей ее понижения