Анализ себестоимости продукции на примере ОАО "Владхлеб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачами анализа себестоимости продукции являются:
• оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
• установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
• определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
• анализ себестоимости отдельных видов продукции;
• выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ себестоимости продукции.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Годовой фонд отработанного  времени в 2011 году составил 1 млн. 548 тысяч часов, что на 68 тысяч часов больше, чем в 2010 году. Прирост составил 4,6 %. В 2012-2013 году также планируется увеличение фонда заработной платы.

2. Технологической службой ОАО «Владхлеб» за отчетный год освоено и внедрено в производство 23 наименования новых изделий, из них прижилось 16 наименований изделий. Хлеб «Золотое зернышко» стал Лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Производственную и  коммерческую деятельности предприятия  характеризуют показатели:

  • выпуска продукции в натуральном выражении;
  • товарная продукция;
  • реализованная продукция.

Потенциальные производственные возможности предприятия можно  оценить с помощью показателей  производственной мощности и  среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Эти данные позволяют рассчитать такие  важные технико-экономические показатели как:

- коэффициент использования производственных  мощностей;

- выпуск продукции на рубль  стоимости основных производственных фондов.

Показатели среднегодовой численности  работающих, объем денежных средств, направленных на оплату труда, характеризуют  социальную сферу деятельности предприятия, а также позволяют рассчитать: фондовооруженность, производительность, среднемесячную заработную плату и соотношения между ними.

Современное предприятие — это  сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая  задача управления — использование элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.

В связи с тем, что  работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками, кто-то должен координировать и направлять усилия. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того, чтобы предприятие действовало успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности.

Процесс управления состоит  из следующих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Функция планирования связана с выработкой решения относительно целен бизнеса и действий для достижения этих целей.

Функция организации  состоит в создании определенной структуры для выполнения стратегических и тактических планов предприятия.

Задача функции мотивации состоит в том, чтобы работники хорошо выполняли трудовые обязанности и благодаря этому имели возможность удовлетворять своп материальные и духовные потребности.

Функция контроля направлена на своевременное выявление отклонений в выполнении первоначального плана и принятие действенных мер для исправления ситуации.

Результативность управления в значительной мере связана с  выбором организационной структуры  предприятия.

Суть проблемы повышения  экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности производства.

Проблема эффективности  в целом не нова, она существует в той или иной интерпретации  с периода возникновения материального  производства и отражает взаимосвязь  производственных отношений определенного  способа производства. В условиях формирования рыночных отношений, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкости и слаженности работы других субъектов, проблема эффективности становится определяющей.

Важное значение в  системе управления производством  занимает умение наиболее объективно определять эффективность производства предприятия. Длительное время в среде экономистов велась дискуссия о том, с помощью какого показателя (показателей) можно наиболее объективно определять эффективность производства.

Процесс производства на любом предприятии осуществляется при определенном взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей силы), средств труда и предметов труда. Используя имеющиеся средства производства, персонал производит общественно полезную продукцию или производственные и бытовые услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого и овеществленного труда, а с другой, - результаты производства. Последние зависят от масштабов применяемых средств производства, кадрового потенциала и уровня их использования.

Залог успеха деятельности любого предприятия кроется в  постоянном повышении эффективности  производства, систематическом анализе  производственной деятельности, разработке и внедрении мероприятий нацеленных на повышении эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ себестоимости продукции

2.1. Анализ себестоимости  по элементам затрат

Расходы, связанные с  реализацией продукции, относятся  к внепроизводственным расходам. В их состав входят расходы на тару, упаковку продукции, доставку ее на станцию назначения, а также погрузку в железнодорожные вагоны и другие транспортные средства. В составе себестоимости они показаны общими суммами без расшифровки, на основе которых определяется общее отклонение фактических  непроизводственных расходов от плановых. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными.

К комплексным статьям  относятся и прочие производственные расходы, в состав которых в разных отраслях промышленности включаются различные виды расходов, например отчисления на научно-исследовательские и опытные работы, на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, а также расходы, которые не могут быть отнесены на себестоимость в составе других статей.

Себестоимость промышленной продукции и ее структура Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Затраты на производство охватывают все материальные, трудовые и денежные расходы, необходимые для производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и классифицируются по двум направлениям:

  1. По экономическим элементам.
  2. По статьям калькуляции.

Суммирование затрат по экономическим  элементам предполагает объединение  их в зависимости от экономического содержания, а по статьям калькуляции  в зависимости от места их возникновения. Но эти две классификации затрат и их анализ взаимно дополняют друг друга. Экономическое значение сметы и калькуляции затрат на производство заключается в том, что они дают возможность выявить структуру затрат на производство по элементам, изучить их соотношение и проследить за изменением уровня отдельных затрат в результате изменения в технике, технологии и организации производства.

При анализе затрат по экономическим  элементам основной задачей анализа  является установление структуры этих затрат и ее изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим, а также изучение соотношения отдельных элементов в общей сумме затрат, что имеет большое значение не только при решении вопросов размещения, но и для выявления тех ресурсов, которые занимают наибольший удельный вес в затратах, и экономия которых имеет очень важное значение для снижения себестоимости продукции. Для анализа составляется аналитическая таблица 2.

Таблица 2

Структура затрат на производство

Элементы затрат

Предыдущий год

Отчетный год

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

1.Материальные затраты

504838

61,7

581475

54,7

2.Топливо

23095

2,8

41525

3,9

3.Энергия

36725

4,5

69225

6,5

4.Зарплата

170280

20,8

200500

18,9

5.Отчисления на соц. нужды

39624

4,8

71043

6,7

6.Амортизация ОПФ

2103

0,3

2167

0,2

7.Прочие затраты

41127

5,0

96902

9,1

Полная себестоимость

817792

100

1062837

100


 

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что производство хлебобулочных изделий является материалоемким, т.к. удельный вес сырья и материалов в себестоимости составляет 54,7%.

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в отчетном году уменьшился удельный вес сырья и материалов по сравнению с прошлым годом с 61,7% до 54,7%, т.е. на 7% и увеличился удельный вес прочих расходов на 4,1%.

Объясняется это тем, что в производстве хлебобулочных изделий стало применяться более дорогостоящее сырье, а также возросли затраты на упаковку изделий с целью исключения порчи продукции при доставке до потребителя.

Прочие расходы возросли за счет затрат по рекламе и участия в  выставках. В современных рыночных отношениях, когда борьба за рынок сбыта стала одной из первостепенных задач производителя, эти затраты становятся совершенно необходимыми и их доля в себестоимости и дальше будет увеличиваться.

 Доля остальных элементов  затрат в себестоимости уменьшилось. Это произошло, несмотря на увеличение в отчетном году тарифов на газ и электроэнергию на 10%, а также на повышение заработной платы работникам и рабочим вспомогательных производств.

Объясняется это тем, что темпы  объемов производства оказались  выше темпов роста затрат.

 

2. 2. Анализ затрат на рубль товарной продукции

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль  товарной продукции:

.

 

Необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции  за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл.3).

Таблица 3

Порядок расчёта влияния  факторов на изменение суммы прибыли

Фактор

Формула расчёта влияния  фактора

Объём выпуска товарной продукции

 

Структура товарной продукции

 

Уровень переменных затрат на единицу  продукции

 

Изменение суммы постоянных затрат

 

Изменение уровня отпускных цен

 

 

 

 

Итого


 

В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.

Непосредственное влияние  на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в  прямой функциональной связи: изменение  объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.1.

Рис.1. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции.

 

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (рис.2.).

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на примере ОАО "Владхлеб"