Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Теоретическая часть………………………………………………….4
Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции………………………………………………………………………….4
Анализ ассортимента и структуры продукции…………………..7
Анализ качества произведённой продукции………………….….9
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..11
2 Практическая часть.........................................................................12
2.1 Характеристика хозяйства................................................................12
2.2 Основные показатели деятельности предприятия...........................16
2.3 Финансовый результат деятельности предприятия.........................21

Заключение............................................................................................22
Литература.........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АФХД 2011 г..docx

— 105.67 Кб (Скачать файл)


Содержание:

Введение…………………………………………………………………….2

    1. Теоретическая часть………………………………………………….4
    1. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции………………………………………………………………………….4
    1. Анализ ассортимента и структуры продукции…………………..7
    2. Анализ качества произведённой продукции………………….….9
    3. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..11

2   Практическая часть.........................................................................12

2.1     Характеристика хозяйства................................................................12

2.2    Основные показатели деятельности предприятия...........................16

2.3     Финансовый результат деятельности предприятия.........................21

 

Заключение............................................................................................22

Литература..............................................................................................23

 

 

 

 


Введение

 

Переход к рыночной экономике требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, преодоления  бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу  деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть  современными методами экономических  исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством  точного, своевременного, всестороннего  анализа результатов хозяйственной  деятельности.

Данная курсовая работа посвящена  одному из важнейших разделов анализа  хозяйственной деятельности предприятия  ОАО «Волгодизельаппарат» – анализу производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем  производства продукции. Но по мере насыщения  рынка и усиления конкуренции  не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. ОАО «Волгодизельаппарат» должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и  реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.

Объектами исследования на ОАО «Волгодизельаппарат» являются: агрегат почвообрабатывающий комбинированный АПК – 3, агрегат почвообрабатывающий комбинированный АПК – 6, культиватор усиленный комбинированный КУК – 4, культиватор усиленный комбинированный КУК – 6, культиватор усиленный комбинированный прицепной КУК – 6П, культиватор усиленный комбинированный прицепной КУК – 8П, глубокорыхлитель комбинированный ГРК – 2,3, плоскорез – щелеватель комбинированный ПЩК – 3,8.

Целью курсовой является выявление  резервов увеличения производства и  реализации продукции на ОАО «Волгодизельаппарат».


К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов

Источниками информации для анализа  производства и реализации продукции  служат бизнес-план предприятия, оперативные  планы-графики, отчетность ф.№ 1- п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация".

 

 

 

1. Теоретическая  часть


1.1 Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции  получают с помощью стоимостной  оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая  продукция.

Валовая продукция - это стоимость  всей произведенной, продукции и  выполненных работ, включая незавершенное  производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. 
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства (рис 1.)

 

 

 

 

 

 

Рис 1.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. 
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. 
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (рис 2.).


Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам  для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может  потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. 
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. 

Рис. 2.

 

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с  нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам  и по экспорту продукции.

 


1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. 
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с  помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и  внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. 
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.


Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного  веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. 
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен 
(если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

 

1.3  Анализ качества произведённой продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции  способствует повышению спроса на продукцию  и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. 
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. 
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; б) удельный вес продукции высшей категории качества; в) средневзвешенный балл продукции; г) средний коэффициент сортности; д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; е) удельный вес сертифицированной продукции; ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны. 
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); б) надежность (долговечность, безотказность в работе); в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); г) эстетичность изделий. 
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. 
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности