Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть риски в антикризисном управлении. Для достижения поставленной цели следует решить задачи: 1.Рассмотреть понятие и виды рисков.
2.Выполнить классификацию рисков.
3.Охарактеризовать антикризисное управление риском.
4.Описать процесс управления риском в корпорации «Rendez-Vous».

Содержание

Введение 3
1.Понятие и виды рисков 5
1.2.Классификация рисков……………………………………………………9.
1.3Антикризисное управление риском 13
2.Управление риском в корпорации «Rendez-Vous» 18
2.1Характеристика предприятия…………………………………………… 18
2.2 Источники и признаки возникновения рисков (макроэкономические угрозы)……………………………………………….20
2.3Мероприятия по сокращению рисков.………………………………..20
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

 

Среди наиболее распространенных рисков социально-экономического развития страны, воздействующих на менеджмент организации, можно отметить следующие:

экономические —

•   утрата национального  богатства;

•   снижение конкурентоспособности  страны;

•   падение инвестиционной привлекательности экономики;

•   уменьшение доли ВВП на душу населения;

•   рост уровня инфляции; социальные —

•    ухудшение  материальной обеспеченности населения;

•    рост заболеваемости и смертности населения;

•    негативная демографическая ситуация;

•    снижение уровня образованности населения; экологические —

•   загрязнение  окружающей среды;

•   вырубка лесов, эрозия почвы; политические —

•    изменение  экономической политики;

•    угроза национальных конфликтов;

•    моратории и торговые эмбарго.

Многие из приведенных рисков присущи кризисному состоянию экономики нашей страны. В России наряду с рисками, имеющимися в нормально функционирующей рыночной экономике, рисковые ситуации возникают в связи с несовершенством системы управления экономикой, отсутствием нормативных актов, регулирующих рисковую деятельность российских предприятий.

Среди рисков, наиболее устойчиво  повторяющихся в деятельности предприятия, следует отметить:

•   риск, связанный с неустойчивой политической и экономической ситуацией в стране;

•   риск снижения экономического потенциала;

•   риск снижения научного и  инновационного потенциала;

•   риск утраты кадрового потенциала;

•   риск имущественного ущерба вследствие нарушения договорных обязательств и других причин;

"   риск утраты престижа  организации;

•   риск потери доходов из-за преступных действий третьих лиц;

•   риск изменения стоимости  факторов производства;

•   риск потери управляемости;

•   риск снижения качества продукции  и услуг; '

•   риск изменения внешнеэкономических  факторов.

 

 

1.3. Антикризисное управление риском

 

Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. В кризисных ситуациях возникает множество рисков разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в целом. Все это обусловливает потребность создания системы управления риском с привлечением квалифицированных «рисковых менеджеров» - специалистов по управлению в рисковых ситуациях. Управление риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений. Рисковыми, как уже отмечалось ранее, являются решения, принимаемые в условиях неопределенности, если известна вероятность достижения результата. Напомним, что целенаправленный процесс управления предполагает выполнение в логической последовательности взаимосвязанных управленческих функций (управленческих работ) по решению конкретной проблемы с использованием управленческих средств и методов воздействия на персонал, занятый в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому результаты процесса управления материализуются в продукте и отражаются в итоговых показателях и социальных последствиях деятельности производственно-хозяйственной системы.

Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры. Информационный аспект процесса управления риском представляет собой преобразование информации о факторах и источниках неопределенности в информацию об уровнях вероятности осуществления условий неопределенности в процессах производства и реализации продукции, которая затем преобразуется в информацию о показателях уровня эффективности или неэффективности результатов деятельности в условиях риска и о негативном воздействии деятельности на экологические и социальные условия жизни.

 

Диагностика ситуации определяется спецификой, решаемой задачи, основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации. На данной стадии используются различные методы измерения и оценки риска (математические, статистические, интуитивные).

Разработка вариантов  решении как стадия процесса управления характеризуется тем, что для каждого варианта решения рассматриваются границы (пределы)возможного негативного проявления риска. Оценка производится по всем содержательным аспектам риска: экономическим, социальным, экологическим, организационным, имиджевым, правовым.

Принятие решения содержит комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности и параметров допустимого риска. Предусматривается разработка системы ответственности по управлению риском.

Организация и реализация включают виды управленческой деятельности по реализации риск-решения, в процессе которой выявляются новые аспекты проявления организационного риска (невыполнения, задержек и т. п.), что требует оперативного принятия, мер. Контроль изменений в параметрах риска и корректировка могут иметь существенное значение в антикризисном менеджменте. Своевременность реакций и действий менеджера — главное условие стабилизации ситуации и снижения угрозы потерь.

Правая сторона схемы содержит основные средства воздействия, которые  использует менеджер при управлении риском.

Стратегия управления — политика, обеспечивающая правомерность и допустимость риска конкретного вида в рисковых решениях, разрабатываемых применительно к конкретным социально-экономическим системам и ситуациям.

Критерии выбора риск-решения предусматривают разработку пределов (границ) риска, динамику изменения потерь (увеличения, снижения) в зависимости от объема продаж, размера затрат, изменения цен, инфляции и т. п.

Разработка путей и  средств минимизации потерь, нейтрализации  и компенсации негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска рассматриваются в антикризисном менеджменте как необходимые условия выработки и реализации риск-решений и используются, в той или иной степени, при выполнении работ на каждой стадии процесса управления риском. На рассматриваемой схеме показана лишь логика их использования, тогда как на практике осуществляется их комплексное применение.

Оценка эффективности включает определение эффективности достигнутого уровня как отношения упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском.

Как видим, оценка риска  выступает частью оценки эффективности управленческого процесса как процесса выработки и реализации рискового решения. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском. При управлении конкретными рисками данный процесс детализируется с учетом соответствующей рисковой ситуации, внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно воздействующих на ее характер, а также тенденций развития и особенности проявления вероятных последствий.

В системе управления организациями формируются гибкие организационно-управленческие звенья, такие, как «экспертиза и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности». Наиболее простыми решениями может стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений организации.

Профессионализм в управлении риск-ситуациями в антикризисном менеджменте приобретает исключительное и решающее значение. Уровень риска зависит не только от объективных факторов развития экономики и рынка, но и в значительной степени от субъективного восприятия ситуации менеджером, принимающим решение, от его опыта, знаний, интуиции. Для успешного управления риском необходимы управленческое образование персонала, профессиональные навыки и система информационного обеспечения, адекватная мировым тенденциям развития информационных технологий.

Защита организации  от риска выступает важной функцией управления риском в условиях антикризисного управления. Зарубежной практикой менеджмента накоплено множество методов защиты от риска. Главное внимание рискового менеджера направлено на наблюдение за параметрами риска до разработки и принятия решения и в ходе выполнения принятого решения, на быстрое реагирование в случаях отклонения параметров риска и принятие мер по снижению отрицательных последствий деятельности. На успешное выполнение данных функций в значительной степени могут оказать влияние маркетинговый подход в менеджменте и эффективная организация маркетинговой информации и коммуникаций.

В настоящее время  широкое распространение получила диверсификация; развитие производств, находящихся на разных уровнях

развития или в разных регионах страны, направление инвестиций в другие сферы деятельности, формирование параллельных структур по изготовлению различных модификаций изделий  или для решения одной сложной  проблемы.

В российской экономике широко используют организационно-правовые формы с ограниченной ответственностью субъекта собственности, который рискует лишь производственными инвестициями, например, акциями, а не всем своим имуществом. Распределение риска между партнерами и е»нижение уровня риска для каждого партнера создается при взаимном владении акциями в условиях объединений, корпораций, финансово-промышленных групп (ФПГ). Так, например промышленные организации в составе ФПГ приобретают акции банка, защищая тем самым свои активы и получая льготы по кредитам Банковская структура в составе ФПГ приобретает акции промышленных организаций, способствуя тем самым их развитию и осуществляя контроль за их деятельностью. Здесь речь должна идти об эффективном использовании договорного права, о соблюдении принятых обязательств перед партнером, о формировании отношений доверия и надежности.

Используется новый  взгляд на отношения с конкурентами. Крупные компании, например автомобильные корпорации США Ford, Chysler, General Motors, прибегают к взаимовыгодному сотрудничеству и интеграции в автомобильном бизнесе. В России сходный процесс идет между крупными корпорациями топливно-энергетического и нефтегазового комплексов.

Информация о потенциальном  партнере, о конкуренте или клиенте должна содержать сведения о возможных рисках во взаимоотношениях. В зарубежной практике такая информация содержится в бизнес-справках, предоставляемых рынком информационных услуг. Для оценки риска взаимоотношений представляют интерес неформальные контакты, «встречи без галстука», которые позволяют иметь более полную информацию о потенциальном партнере и своевременно разработать стратегию поведения с минимизацией риска.

Мерой защиты и мерой  компенсации негативного воздействия  неуправляемых факторов выступает  страхование. Страхование имущества защищает владельца от риска гибели и порчи материальных ценностей. Страхование коммерческих рисков включает: риски арендной платы, предоплаты, задержки платежей и неплатежей; риски учредителей; риски несвоевременной отгрузки товаров и недопоставки. Следует отметить, что развитие рынка страховых услуг в России значительно отстает от потребностей экономики и общества.

 

2.Управление риском в корпорации «Rendez-Vous»

2.1.Характеристика предприятия

Корпорация Rendez-Vous, сеть торговых салонов,. Предпр. образовано в 1992 А. В. и В. А. Башмаковыми и С. Н. Воробьевым, организовавшими небольшой отдел по продаже обуви в Торговом центре. В салонах корпорации покупателям предлагается более 900 моделей обуви пр-ва Великобритании, Италии, Испании, Германии, лучших российских  предприятий.

В работе “ Rendez-Vous ” руководствуется 2 принципами: высоким качеством товара и высоким качеством обслуживания. Каждый обувной салон имеет индивидуальное оформление. Специалисты “ Rendez-Vous.” помогают покупателю сделать выбор, дают совет по уходу за обувью. В магазинах “ Rendez-Vous.” продаются сопутствующие товары.

          Корпорация  создана  в  целях   более  полного  удовлетворения  потребностей  населения  и  организаций  в  товарах,  работах,  услугах  и  получения  прибыли  в  интересах  его  участников.

          Для  выполнения  этих  целей  Корпорация  осуществляет  свою  деятельность  в  сфере  услуг,  торговли,  промышленности,  строительстве,  сельском  хозяйстве,  на  транспорте,  в  других  отраслях  как  в  Российской  Федерации,  так  и  за  границей.

Организационная  структура Корпорации «Rendez-Vous»  включает  в  себя  следующие  подразделения:  заместитель  директора  по  общим  вопросам,  заместитель  директора  по  торговле,  торговый,  юридический отделы,  бухгалтерия,    которые  находятся  в  подчинении  генеральному  директору.

Все  коммерческие   вопросы  на  предприятии  решает  заместитель  директора  по  торговле. В  его  подчинении  находится  торговый  отдел,  который организует  работу  магазинов принадлежащих  Корпорация «Rendez-Vous». Заместитель  директора по  общим вопросам  регулирует 3 работу  склада  и транспорта  предприятия,  а также организует  доставку  товара  и контролирует  выполнение  погрузочно-разгрузочных  работ. В  компетенцию  юридического  отдела  входит  оформление  документации,  а также решение юридических вопросов,  связанных с ведением  предприятием  хозяйственной  и  коммерческой  деятельности. Для  осуществления  своей  деятельности  Корпорация «Rendez-Vous»  имеет  в  собственности  складское  помещение  общей  площадью  1727 м2  и сеть  фирменных магазинов,  расположенных в городе  Челябинске.

В корпорации 7 салонов, специализирующихся по 2 направлениям: “элекласс” (элегантность и классика) и “экокласс” (экономичность  и классика). В 1-й группе обувные  салоны: “Эконика” (девиз – элегантность; покупателям предлагаются 3 коллекции: “Эконика”, “Alba”, “Carlo Pazolini”); “TJ Эксклюзив” (обувь и аксессуары фирмы “TJ Collection”; покупатели салона – люди, предпочитающие быть непохожими на др.). В обув. сеть “эко-класса” вошли универсальный салон “Угадай размер” (широкий ассортимент мужской, женской и детской натур. обуви на любой сезон; обувь сочетает в себе классические и модные тенденции); салон “Olimp” (девиз – комфорт); “Елизавета” (обувь классического городского стиля для людей, предпочитающих удобную и качеств. обувь привычных форм и моделей); салон “Carnaby” (молодежная обувь, комфортная и доступная по цене); универсальный салон “Европа” (обувь для людей разных возрастов и вкусов). В перспективах корпорации расширение розничной сети магазинов, создание ассоциации обувных предприятий Урала и Сибири, организация собств. пр-ва обуви. В ближайших планах открытие 4-этажного обув. центра “Галактика”, Интернет-магазина, создание печатного изд. “ Rendez-Vous.” и др.

Информация о работе Антикризисное управление