Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:02, реферат
Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура) - это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось как противоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений [3; 5; 7].
История создания гештальт-терапии
Основные положения теории Ф. Перлза
Гештальт-группы в групповой терапии
Список литературы
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
История создания
гештальт-терапии
Основные положения
теории Ф. Перлза
Гештальт-группы
в групповой терапии
Список литературы
1. История создания
гештальт-терапии
Гештальт-психология
(от нем. Gestalt - образ, структура) - это
одно из наиболее влиятельных и интересных
направлений психологии. Оно появилось
как противоположность атомизма
и механицизма психологии, как
преодоление представления о
том, что образы сознания строятся из
кирпичиков ощущений [3; 5; 7].
Мысль о том,
что целое не сводится к образующим
его частям, оказалась очень древней.
Она прослеживается в работах
многих ученых, например психологов-эксперименталистов.
Так понятие
«гештальт» было введено Х. Эренфельсом
в статье «О качестве формы» в 1890 г.
при исследовании восприятий, опираясь
на опыты Э. Маха, изучающего восприятие
звуков и мелодий. Эренфельс выделил
специфический признак
В 1912 году во Франкфурте-на-Майне
под руководством М. Вертгеймера (1880-1943гг.)
возникла новая психологическая
школа - гештальт-психология. В неё
входили известные психологи
В. Келер (1887-1967гг.) и К. Коффка (1886-1941гг.)
[2; 6]
При школе была
создана экспериментальная
В опытах М. Вертгеймера
по восприятию было установлено, что
в составе сознания существуют целостные
образования (гештальты), не разлагаемые
на сенсорные первоэлементы, т.е. психические
образы - это не комплексы ощущений.
М. Вертгеймер стал приверженцем деятельной
сущности сознания: сознание активно,
посредством определённых действий
оно строит свои образы внешнего мира,
опираясь на изначально имеющиеся структуры
- гештальты.
Гештальтпсихологи
выступили с новым пониманием
предмета и метода психологии: важно
начинать с наивной картины мира,
изучать переживания, феномены так,
как они есть, изучать опыт, не
подвергшийся анализу, сохраняющий
свою целостность. В этой структуре
отдельные элементы выделяются, они
действительно существуют. Но они
вторичны и выделяются, исходя из сложного
по своему функциональному значению
в этом целом, Коффка писал, что одной
из основных ошибок традиционной психологии
является то, что она расчленила
структуру на элементы, лишая ее
тем самым существенных свойств.
Целое нельзя разложить
на элементы, т.к. тогда оно перестает
существовать. Его нельзя описать
перечислением элементов, оно должно
рассматриваться как таковое. Непосредственный
наивный опыт не дает отдельных красок,
красочных точек, отдельных звуков,
отдельных запахов, но представляет
предметы, вещи, которые имеют краски,
форму, они звучат, издают запахи.
Основные принципы,
на которых базировался
Понятие психического
поля было превнесено из физики, в которой
были сделаны в те годы важнейшие
открытия. Эта мысль и стала
ведущей для гештальт-
Изоморфность
психических гештальтов - процессы,
которые происходят к коре головного
мозга, сходны с теми, которые происходят
во внешнем мире и осознаются нами
в наших мыслях и переживаниях,
как взаимно-однозначные
Гештальтисты
предложили феноменологический метод,
направленный на непосредственное и
естественное описание наблюдателем содержания
своего восприятия, своего переживания.
С самого начала гештальт-психологи
отбросили тезис о
Гештальтисты
не учитывали то обстоятельство, что
субъект может осознать свои переживания,
процесс решения задачи, однако для
этого ему надо отрешиться от прошлого
опыта, очистить свое сознание от всех
наслоений, связанных с культурными
и личными традициями. С этим была
связана недооценка гештальтистами
личного опыта, утверждение приоритета
сиюминутной ситуации, принципа «здесь
и сейчас» в любых
Теория К. Левина
сложилась под влиянием успехов
точных наук, в частности, открытиями
поля в физике и личным знакомством
со школой гештальт-психологии и ее
основателями. Близость их позиций
связана как с общими взглядами
на природу психического, так и
с попытками в качестве объективной
основы экспериментальной психологии
выбрать физическую науку. Однако в
отличие от своих коллег Левин
сосредоточивается не на исследовании
когнитивных особенностей, а на изучении
личности человека [7].
В рамках гештальт-психологии
К. Левин разработал «теория психологического
поля». Смысл ее заключается в
том, что «поле поведения» определяется
напряжениями, возникающими при нарушении
равновесия между человеком и
средой. Эти отношения порождают
физические и психические изменения,
которые направлены на избавление от
напряжения.[4] В рамках своей теории
К.Левин указывал на следующие моменты:
организм и
среда - одно целое;
каждый из окружающих
человека предметов имеет определенный
заряд - валентность;
для каждого
человека эта валентность имеет
свой знак;
воздействуя на
человека, предметы вызывают в нем
потребности - энергетические заряды,
вызывающие напряжение человека;
человек стремится
к разрядке, потому незавершенные
и незаконченные действия долго
сохраняются в памяти, завершенные
забываются быстрей;
мотивация создается
не только биологическими, но и социальными
потребностями;
Так же впервые
К.Левин указал на понятие «уровень
притязаний». Группа по К.Левину - одно
целое и существуют некие законы
групповой динамики, а так же феномены
лидерства и руководства.
Подход К.Левина
отличался двумя основными
переход от представления
о том, что энергия мотива замкнута
в пределах организма, к представлению
о системе «организм-среда» Человек
и его окружение выступили
в виде нераздельного динамического
целого.
в отличие от
ранее существовавшей трактовки
мотивации, как биологического побудителя,
Левин показал, что мотивационное
напряжение может быть создано как
самим индивидом, так и другими
людьми. Тем самым мотивация получила
психологический статус.
Гештальт-психология
явилась наиболее продуктивным вариантом
решения проблемы целостности в
немецкой и австрийской психологии,
а также философии конца XIX - начала
XX в. Она предложила новое понимание
психического в человеке, оно заключалось
в том, что существует некая изначальная
упорядоченность сенсорно-
Основные законы
гештальт-психологии
В исследованиях
гештальт-психологов было открыто 114 психологических
законов восприятия, которые имеют
физиологическую основу, т.е. обусловлены
врожденными особенностями
апперцепция (зависимость
восприятия от прошлого опыта, от общего
содержания психической деятельности
человека);
взаимодействие
фигуры и фона;
целостность и
структурность восприятия;
прегнантность
(стремление к простоте и упорядоченности
восприятия);
константность
восприятия (постоянство образа предмета,
несмотря на изменение условий его
восприятия);
феномен «близости»
(тенденция к объединению
феномен «замыкания»
(тенденции к заполнению пробелов
между элементами воспринимаемой фигуры);
и т.д.
Идеи гещтальт-психологии
затронули восприятие, память, личность
и межличностные отношения. Они
объединили психологию и естественнонаучные
исследования. 20-е годы ознаменовались
серьезными экспериментальными достижениями
гештальт-психологии. Они касались
главным образом процессов
Одним из основных
законов гештальт-психологии является
ЗАКОН ФИГУРЫ И ФОНА. В процессе
саморегуляции здоровый человек
из всего обилия информации выбирает
именно ту, которая для него в
данный момент наиболее значима. Эту
информацию гештальт-психологи назвали
фигурой. Остальная информация временно
отодвигается на задний план и составляет
фон.
В качестве фигуры
может быть какое-то желание, чувство
или мысль, которые в данный момент
преобладают над всеми
Следующий основной
закон гештальт-психологии - ЦЕЛОСТНОСТЬ
ВОСПРИЯТИЯ (англ. wholeness of perception) - это
свойство восприятия, состоящее в
том, что всякий объект, а тем более
пространственная предметная ситуация,
воспринимаются как устойчивое системное
целое, даже если некоторые части
этого целого в данный момент не
могут быть наблюдаемы (например, тыльная
часть предмета).
Закон развития
целого после Лейпцигской школы
разрабатывался в культурно-исторической
концепции Л. С. Выготского, теории деятельности
А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна,
«описательной психологии» В.
ПРЕДМЕТНОСТЬ -
это способность человека воспринимать
мир не в отдельных, не связанных
друг с другом ощущениях, а предметах,
четко очерченных и обладающих устойчивостью,
которые вызывают эти ощущения.
Развитие предметности
восприятия в онтогенезе связано
с успешностью практических действий
ребенка, которые опираются на общественно
выработанные формы взаимодействия
с внешними предметами.
КОНСТАНТНОСТЬ
- способность воспринимать предметы
относительно постоянными по форме,
цвету, величине и других параметров
независимо от меняющихся физических
условий восприятия. В исследованиях
были обнаружены многочисленные факторы,
которые могут влиять на эффекты
константности восприятия, например
фиксированная установка.
КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ
- обобщение, т.е. каждый предмет обозначается
словом-понятием и относится к
какой-то группе или классу и предметы
в этой группе соотносятся друг с
другом по каким-то определенным признакам,
которые улавливаются в общем
понятии данной группы. Другими словами
категориальность - это способность
к выделению в перцептивном пространстве
определенных областей, имеющих более
или менее очерченные и устойчивые
границы. При этом четкость данных границ
тесно связана с перцептивными
задачами, решаемыми индивидом.
На основании
представленных в данной главе основных
законов гешталь-психологии начала
зарождаться гештальт-терапия.
2. Основные положения
теории Ф. Перлза
Теоретические
открытия гештальт-психологии к практике
психотерапии впервые применил Фритц
(Фредерик Соломон) Перлз.(1893-1970) в 40-е
годы ХХ века [1; 2]..
Гештальт-терапия
появилась как своеобразный антипод
психоанализу. При разработке идеологической
базы гештальт-терапии Перлз
Постепенно Перлз
пришел к пониманию человека, как
части широкого поля жизнедеятельности,
включающего в себя и организм
и его среду. Перлз отвергал идею
разделения тела и ума, разделения объекта
и субъекта и, далее, разделения человека
и среды. Из этого он делает очень
важный для его времени вывод
о том, что пропасти между душевной
и физической деятельностью человека
не существует.