Гештальт-группы в групповой терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:02, реферат

Краткое описание

Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура) - это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось как противоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений [3; 5; 7].

Содержание

История создания гештальт-терапии

Основные положения теории Ф. Перлза

Гештальт-группы в групповой терапии

Список литературы

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф1.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

1. Уровень фальшивых  отношений, уровень игр и ролей.  Больной неврозом живет согласно  ожиданиям других, в результате  собственные потребности и цели  остаются неудовлетворенными, он  испытывает фрустрацию, подавленность  и бессмысленность своего существования. 
 

2. Фобический - связан  с осознанием фальшивого поведения  и манипуляций. Но когда пациент  представляет себе, какие последствия  могут возникнуть, если он начнет  вести себя искренне, его охватывает  чувство страха. 

3. Тупик - характеризуется  тем, что клиент не знает,  что делать, куда двигаться. Он  переживает утрату поддержки  извне, но еще не готов или  не хочет использовать свои  собственные ресурсы, обрести  внутреннюю точку опоры. 

4. Имплозия - состояние  внутреннего сметения, отчаяния, отвращения  к самому себе, обусловленное  полным осознанием того, как человек  ограничил и подавил себя. Клиент  может испытывать огромное внутреннее  давление, даже страх смерти. 

5. Эксплозия  (взрыв) - достижение этого уровня  означает формирование аутентичной  личности, которая которая обладает  способностью к переживанию и  выражению своих эмоций. 

В соответствии с функциями можно выделить характерные  для групповой гештальт-терапии  процедуры. 

Развития способности  осознания. Упражнения на развитие осознания  фокусируют внимание на текущем моменте. Руководитель предлагает закрыть глаза  и сконцентрироваться на соматических ощущениях, при этом участники повторяют  «сейчас я осознаю….». Затем - сосредоточить  внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться  справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями  и не испытывать при этом чувства  внутреннего сопротивления. 

Интеграция полярностей  представляет собой формирование и  завершение гештальтов зависит от нашей  способности четко определять свои потребности и вступать в контакт  с окружением. Каждый контакт составляют два аспекта: 

1) способность  четко разграничивать окружение  и свое Я 

2) способность  выделять разные стороны своего  Я. 

Свое окружение  и самих себя мы воспринимаем как  полярности, что отражает подобный конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время  пребывания в горячем стуле. Гештальт-терапевты  побуждают участника выделить обе  стороны своего внутреннего конфликта  и установить между ними диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать  их. 

В результате можно  научиться отличать реальные события  от фантазий и проекций. Методика двух стульев - индивидуальна, но полярности можно исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают  межличностные конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому  из членов группы можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или одобрение. (хождение по кругу). 

Концентрация  внимания на чувствах. Основная цель упражнений такого рода - проанализировать свои чувства. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение. 

1) та энергия,  которая тратится на подавление  отрицательных эмоций, может быть  направлена на достижение позитивных  целей. 

2) при открытом  выражении чувств обнажаются  крайние стороны любого внутреннего  конфликта. 

3) возможно интегрировать  различные аспекты личности. 

Одна из методик - разыгрывание ролей. Такая работа может побудить человека к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма  поведения, которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта  методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными  намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации. 

Анализ сновидений и фантазий. Теоретически образы сновидения - фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии  не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение  личности тех ее фрагментов, которые  были спроецированы на вымышленные  образы. 

Перенос на реальную почву - участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон  таким образом, человек вновь  погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже  в условиях группы. Каждый объект или  фигура сновидения представляет собой  отчужденный фрагмент личности. Участника  можно попросить представить  себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда  человек по очереди проигрывает  роли всех виденных во сне живых  существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда  не осознавал в полной мере. 

Другой вариант  этого упражнения предусматривает  описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать  весь сон целиком, достаточное количество информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать  фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или  спор, можно воспользоваться методикой  пустого стула. Для наглядности  роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы  обозначать взаимное положение фигур  из сновидения. Их позы или чтобы  воспроизводить услышанные фразы. 

Принятие ответственности. Механизмы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя, потому важно чтобы каждый участник группы прямо обращался  к другому, а не обсуждал его в  третьем лице. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли  и т.д. Руководитель также побуждает  к замене союза «но» на «и». рекомендует  менять вопросительные предложения  на утвердительные, чтобы участники  могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других. 

Преодоление сопротивления. В групповой гештальт-терапии  сопротивление проявляется в  отказе выполнять предлагаемые упражнения. Руководитель группы использует сопротивление  для расширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или  кажущейся неспособности клиента  что-то сделать. Руководитель может  предложить упорствовать в своем  сопротивлении, например, повторяя фразу: «Я не буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это ….». Сопротивление может находить выражение и в мышечном напряжении - руководитель может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д. 

Защитные функции  могут проявляться в форме  ослабления остроты сенсорного восприятия (человек может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере  дыхания. С физиологическими проявлениями сопротивления можно работать, используя  методику пустого стула (диалог с  напряженным участком тела). В гештальт-группах  нет установки на то, чтобы сводить  на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя сопротивления  и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует  к дальнейшему продвижению, которое  может быть связано с риском пережить заблокированные чувства. 

Процедуры групповой  гештальт-терапии позволяют в  кратчайшие сроки выявить особенности  своего Я. Но руководителю гештальт-группой  необходимо соблюдать баланс между  конфронтацией, фрустрацией и поддержкой. 

Гештальт-кредо  подразумевает готовность человека взять на себя ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также понимание  им своей природы. Теория гештальт-терапии  стала основой для разработки множества упражнений и экспериментальных  приемов. Но гештальт-терапия не предусматривает  предоставления уже готового набора методик работы в группе. 

Лучшими руководителями гештальт-групп являются те, кто  постоянно экспериментирует с методиками, ищет новые подходы. В последнее  время растет понимание того, что  гештальт-группы предусматривают наличие  в группе такого руководителя, который  являясь активной и сильной личностью  будет побуждать к самостоятельности  и независимости и других участников. 

Список литературы 

Д. Браун, Дж. Педдер. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ. Принципы и практика психодинамики. - М., 1998. 

Гештальт-терапия. Теория и практика. / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. 

Ждан А.Н. История  психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России, - 1999 

Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000 

Марцинковская Т.Д. История психологии : Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений .- М.: Академия, 2001 

Немов Р.С. Психология, - М.: ВЛАДОС, - 1998 

Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Ростов-на-Дону.: Феникс, - 1996


Информация о работе Гештальт-группы в групповой терапии