Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:02, реферат
Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура) - это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось как противоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений [3; 5; 7].
История создания гештальт-терапии
Основные положения теории Ф. Перлза
Гештальт-группы в групповой терапии
Список литературы
Список литературы
1. Уровень фальшивых
отношений, уровень игр и
2. Фобический - связан
с осознанием фальшивого
3. Тупик - характеризуется
тем, что клиент не знает,
что делать, куда двигаться. Он
переживает утрату поддержки
извне, но еще не готов или
не хочет использовать свои
собственные ресурсы, обрести
внутреннюю точку опоры.
4. Имплозия - состояние
внутреннего сметения, отчаяния, отвращения
к самому себе, обусловленное
полным осознанием того, как человек
ограничил и подавил себя. Клиент
может испытывать огромное
5. Эксплозия
(взрыв) - достижение этого уровня
означает формирование
В соответствии
с функциями можно выделить характерные
для групповой гештальт-
Развития способности
осознания. Упражнения на развитие осознания
фокусируют внимание на текущем моменте.
Руководитель предлагает закрыть глаза
и сконцентрироваться на соматических
ощущениях, при этом участники повторяют
«сейчас я осознаю….». Затем - сосредоточить
внимание на внешней зоне, повторяя
ту же фразу. Так можно научиться
справляться с не нашедшими завершения
в прошлом эмоциональными переживаниями
и не испытывать при этом чувства
внутреннего сопротивления.
Интеграция полярностей
представляет собой формирование и
завершение гештальтов зависит от нашей
способности четко определять свои
потребности и вступать в контакт
с окружением. Каждый контакт составляют
два аспекта:
1) способность
четко разграничивать
2) способность
выделять разные стороны
Свое окружение
и самих себя мы воспринимаем как
полярности, что отражает подобный
конфликт внутри нас. Упражнение «пустого
стула» или «двух стульев» во время
пребывания в горячем стуле. Гештальт-терапевты
побуждают участника выделить обе
стороны своего внутреннего конфликта
и установить между ними диалог.
Как только оба полюса полярности
оказываются осознанными
В результате можно
научиться отличать реальные события
от фантазий и проекций. Методика двух
стульев - индивидуальна, но полярности
можно исследовать и на уровне
всей группы , когда в ней возникают
межличностные конфликты. Для того,
чтобы выявить спектр чувств, каждому
из членов группы можно обойти всех
остальных и высказать им свое
неудовольствие или одобрение. (хождение
по кругу).
Концентрация
внимания на чувствах. Основная цель упражнений
такого рода - проанализировать свои чувства.
Чтобы формирование гештальта завершилось,
старые чувства должны найти свое
полное выражение.
1) та энергия,
которая тратится на
2) при открытом
выражении чувств обнажаются
крайние стороны любого
3) возможно интегрировать
различные аспекты личности.
Одна из методик
- разыгрывание ролей. Такая работа
может побудить человека к проигрыванию
новых форм поведения. Каждая форма
поведения, которую участник выбирает
с целью преодолеть затруднение,
отражает реальный аспект его Я. Эта
методика помогает выявлять проекции
в своем Я. Часто бывают полезными
намеренные несоответствия, преувеличения.
Отдельные чувства можно
Анализ сновидений
и фантазий. Теоретически образы сновидения
- фрагменты личности, которые были
ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии
не приписывают сновидениям того
символического значения, как в психоанализе.
Работа со сновидениями и фантазиями
включает два процесса: перенос их
на реальную почву и возвращение
личности тех ее фрагментов, которые
были спроецированы на вымышленные
образы.
Перенос на реальную
почву - участник описывает сон (фантазию)
в настоящем времени. Описывая сон
таким образом, человек вновь
погружается в сновидение и повторно
переживает все его события, но уже
в условиях группы. Каждый объект или
фигура сновидения представляет собой
отчужденный фрагмент личности. Участника
можно попросить представить
себя горным пиком и описать свои
ощущения от первого лица. Когда
человек по очереди проигрывает
роли всех виденных во сне живых
существ и неживых объектов, он
выявляет те аспекты своей личности,
которые до сих пор никогда
не осознавал в полной мере.
Другой вариант
этого упражнения предусматривает
описание сна с позиций присутствующих
в нем существ или объектов.
При этом не обязательно рассматривать
весь сон целиком, достаточное количество
информации может содержаться даже
в его небольшом фрагменте. Если
воспроизведение снов по памяти вызывает
затруднения, можно исследовать
фантазии или грезы наяву. Если основу
сновидения составляет обсуждение или
спор, можно воспользоваться
Принятие ответственности.
Механизмы развития любого невротического
состояния связаны с
Преодоление сопротивления.
В групповой гештальт-терапии
сопротивление проявляется в
отказе выполнять предлагаемые упражнения.
Руководитель группы использует сопротивление
для расширения самосознания клиента,
анализа причин нежелания или
кажущейся неспособности
Защитные функции
могут проявляться в форме
ослабления остроты сенсорного восприятия
(человек может не слышать того,
что ему говорят, не видеть того,
что он делает…). Подавление переживаемых
чувств может отразиться на характере
дыхания. С физиологическими проявлениями
сопротивления можно работать, используя
методику пустого стула (диалог с
напряженным участком тела). В гештальт-группах
нет установки на то, чтобы сводить
на нет сопротивление. Члены группы
должны признать наличие у себя сопротивления
и понять, что они не хотят осознавать.
Часто осознание стимулирует
к дальнейшему продвижению, которое
может быть связано с риском пережить
заблокированные чувства.
Процедуры групповой
гештальт-терапии позволяют в
кратчайшие сроки выявить особенности
своего Я. Но руководителю гештальт-группой
необходимо соблюдать баланс между
конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.
Гештальт-кредо
подразумевает готовность человека
взять на себя ответственность за
свою жизнь и за свое соответствие
личным целям, а также понимание
им своей природы. Теория гештальт-терапии
стала основой для разработки
множества упражнений и экспериментальных
приемов. Но гештальт-терапия не предусматривает
предоставления уже готового набора
методик работы в группе.
Лучшими руководителями
гештальт-групп являются те, кто
постоянно экспериментирует с методиками,
ищет новые подходы. В последнее
время растет понимание того, что
гештальт-группы предусматривают наличие
в группе такого руководителя, который
являясь активной и сильной личностью
будет побуждать к
Список литературы
Д. Браун, Дж. Педдер.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ. Принципы
и практика психодинамики. - М., 1998.
Гештальт-терапия.
Теория и практика. / Пер. с англ. -
М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Ждан А.Н. История
психологии: от античности к современности:
Учебник для студентов псих.
Левин К. Теория
поля в социальных науках. - СПб., 2000
Марцинковская
Т.Д. История психологии : Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений .- М.:
Академия, 2001
Немов Р.С. Психология,
- М.: ВЛАДОС, - 1998
Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Ростов-на-Дону.: Феникс, - 1996