Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
– теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью;
– определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности, изучение информационных и организационных основ дебиторской и кредиторской задолженности;
– раскрытие аналитических подходов к обоснованию оптимальной величины дебиторской и кредиторской задолженности;
– применение методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
1.1 Сущность дебиторской задолженности 5
1.2 Сущность кредиторской задолженности 10
2.АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРОФСТРОЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия 14
2.2.Анализ состава, структуры кредиторской и
дебиторской задолженности 18
2.3.Совершенствование дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований (средств кредиторов или ссуд банков) или за счет собственной прибыли.
1.2 Сущность кредиторской задолженности
Как правовая категория кредиторская задолженность – особая часть имущества предприятия, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Экономическая составляющая включает в себя часть имущества предприятия (как правило, денежные средства) и товарно-материальные ценности.
Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, однако она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требования на нее[20,С. 56].
Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как часть имущества она принадлежит предприятию на праве владения или даже на праве собственности относительно полученных заимообразно денег или вещей; как объект обязательственных правоотношений она представляет собой долги предприятия перед кредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание от организации указанной части имущества.
В упрощенном варианте кредиторская задолженность – это то, что данное предприятие должно другим лицам.
С учетом отмеченных признаков, кредиторскую задолженность можно определить как часть имущества предприятия, являющуюся предметом возникших из различных правовых оснований долговых обязательств организации-дебитора перед правомочными лицами – кредиторами, подлежащую бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации – балансодержателя.
В тех случаях, когда организация-дебитор не принимает никаких мер по добровольному возврату долгов, у кредиторов остается возможность принудительного взыскания, которое в зависимости от характера кредиторской задолженности осуществляется в судебном или внесудебном порядке. Понятием кредиторской задолженности охватываются долговые обязательства организации – дебитора, имеющие различное происхождение.
Поскольку кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся в распоряжении предприятия, она показывается в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности и дают ее, разбивая на группы.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия – явление, содействующее временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются[11,С. 45].
В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового состояния. Поэтому в процессе управления необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования.
Кредиторская задолженность является по существу бесплатным кредитом и относится к числу привлеченных предприятием в хозяйственный оборот средств. В отличие от устойчивых пассивов, кредиторская задолженность является не планируемым источником формирования оборотных средств. Кредиторская задолженность относится к краткосрочным обязательствам предприятия.
Часть кредиторской задолженности закономерна, так как возникает в связи с особенностями расчетов. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и является следствием несоблюдения предприятием сроков оплаты продукции и расчетных документов.
Кредиторская задолженность характеризует наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых за счет внутренних источников.
Начисления средств по различным видам этих счетов производится предприятием ежедневно, а погашение обязательств по этой кредиторской задолженности – в определенные сроки в диапазоне одного месяца. Так как с момента начисления средства, входящие в состав кредиторской задолженности, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются ими до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.
Кредиторская задолженность, как форма заёмного капитала, характеризуется следующими основными особенностями:
1. Это бесплатный источник
используемых заёмных средств. Как
бесплатный источник
2. Размер оказывает влияние
на продолжительность
3. Сумма кредиторской
задолженности находится в
Прогнозируемый размер по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав кредиторской задолженности, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельности. Размер по отдельным ее видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат начисленных средств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно – правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными партнерами и лишь незначительная их часть – внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат по отдельным счетам, входящим в состав кредиторской задолженности.
На величину кредиторской задолженности предприятия влияют общий объем покупок и доля в нем приобретения на условиях последующей оплаты, условия договоров с контрагентами; условия расчетов с поставщиками и подрядчиками, степень насыщенности рынка данной продукцией; политика погашения кредиторской задолженности, качество анализа кредиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов, принятая на предприятии система расчетов[17,С. 78].При увеличении безналичных расчетов оборачиваемость и качество кредиторской задолженности увеличивается, а размер уменьшается, следовательно, платежеспособность и устойчивость предприятия повышается. Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательств (в том числе зачётом), а также списана как невостребованная.
2.АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРОФСТРОЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Профстрой» зарегистрировано в 2011 году регистратором Казани, МРИ ИФНС № 18 г. Казани, как Общество с ограниченной ответственностью. Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
Рис. 2.1.1. отражает организационную структуру ООО «Профстрой».
|
Рис. 2.1.1 - Организационная структура ООО «Профстрой»
Особенностью организационной структуры организации является простота, при этом имеется частичное наложение функциональных обязанностей одних лиц на обязанности других лиц. Со всеми сотрудниками предприятия заключены трудовые договора, сотрудники предприятия работают на основании должностных инструкций. Должностная инструкция отражает права и обязанности персонала.
Основная сфера деятельности: ООО «Профстрой» осуществляет изготовление изделий для офисных, торговых центров, гостиниц, административных зданий и жилых комплексов:
- подоконники, столешницы, ступени, перила
- барные стойки различных форм и размеров
- камины любой сложности по
индивидуальным заказам, а
также оказывает услуги по облицовке
и укладке изделий из натурального камня
(облицовка цоколей и порталов объектов,
укладка полов с использованием узоров
различной сложности, etc.) и продажа материалов
для строительства.
Проанализируем стратегию развития предприятия. В процессе своей деятельности ООО «Профстрой» может столкнуться с опасностью того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.
Стратегическими направлениями развития ООО «Профстрой» является увеличение объема продаж, улучшение качества работ, повышение совершенствование социальной и кадровой политики, сохранение и увеличение рабочих мест.
В перспективе увеличение доходов ООО «Профстрой» планируется за счет:
- механизмов гибкого ценообразования;
- наращивания объемов:
- привлечения банковских кредитов;
- сдачи неиспользуемого имущества в аренду.
Важное значение, для предприятия имеет стратегия инвестиционной политики предприятия. В ООО «Профстрой» инвестиционная политика заключается в следующих видах вложений:
- вложения временно свободных
денежных средств в
- продажа товара в кредит (дебиторская задолженность).
В процессе своей деятельности Общество может столкнуться с опасностью того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Оценка финансово- хозяйственных рисков приводится в Таблице 2.1.1.
Таблица 2.1. 1 - Оценка финансово- хозяйственных рисков
Наименование риска |
Отрицательное влияние |
Величина по экспертной оценке, примечание |
Неустойчивость спроса |
Падение спроса с ростом цен |
15%, требуется расширить рекламу и маркетинг |
Снижение цен конкурентами |
Снижение цен |
5%,пересмотр ценовой политики предприятия |
Рост налогов |
Уменьшение чистой прибыли |
2%, так как большой срок
от принятия до введения в
изменениях налогового |
Платежеспособность потребителей |
Падение спроса |
5%, целенаправленная работа
по отсеиванию не |
Судя по Таблице 2.1. 1. наиболее значимым для предприятия является риск, связанный с неустойчивостью спроса (15%).
Бухгалтерский учет на предприятии ведется с использованием программы 1с: Предприятие 7.7. Бухгалтерия предприятия состоит из двух человек: главный бухгалтер и бухгалтер.
При расчете возможной цены в условиях рынка в ООО «Профстрой» используются следующие методы:
Возможная цена | |||
Минимальная цена (издержки производства) |
Себестоимость продукции + наценка. Учет цены конкурента |
Издержки производства + уникальные возможности товара |
Максимальная цена |
Рис.2. 1. 2 - Методы расчета возможной цены
В рамках затратного ценообразования, которое применяется на рассматриваемом предприятии, в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
Основой затратного ценообразования ООО «Профстрой» является формирование цены как суммы трех элементов: переменных затрат на производство единицы товара; средних накладных затрат; удельной прибыли.
В любом случае основой расчета цены является себестоимость (затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме), что и объединяет порядки расчета цены товара или услуги.
При расчете цен на основе норматива рентабельности цена определяется как сумма фактических затрат и нормативной прибыли.
Норматив рентабельности затратам – ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в процентах к средним общим затратам на производство единицы продукции (себестоимости).
Стратегию ценообразования ООО «Профстрой» можно представить в виде формулы:
Цель предприятия + Метод установления исходной цены + Движение исходной цены = Стратегия ценообразования
Предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли (целевую прибыль).
Важное значение, в оценке финансового рычага предприятия имеет анализ деловой активности и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции измеряется отношением прибыли к затратам или к ресурсам предприятия.
Таблица 2.1. 2 - Анализ цен ООО «Профстрой» и цен конкурентов
Область сравнения |
Профстрой |
Дом Камня |
ТехМет |
Диамир |
Цена, руб. |
950 - 1700 |
1000 – 2100 |
1200 – 3500 |
1400 – 4000 |
Ассортимент, шт. |
6 |
5 |
5 |
4 |
Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии