Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:06, курсовая работа
Теории спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке
являются научной основой для проведения государством обоснованной,
взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию
экономического развития.
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и
кредита называется денежно-кредитной политикой.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в
области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование
экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и
выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из
важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
бумаги «непривлекательными»
начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что
приводит в конечном счете
к увеличению банковских
учетом мультипликационного
предложения. При этом процентная ставка падает.
1.4.2. Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки
рефинансирования
Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк
предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая
как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по
которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что
является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк.
Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении
кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков,
вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает
займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие
заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень
дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному
сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок
(ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики
центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является
главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в
сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Так при продаже
уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую
учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи
коммерческими банками государственных ценных бумаг, т.к. им становится
невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает
эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке
центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке
центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных
бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у
центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более
доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального
банка становится более эффективной.
1.4.3.Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков.
Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики
заключается в следующем:
. если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это
приводит к сокращению
использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это
вызывает мультипликационное
. при уменьшении нормы обязательных резервов происходит
мультипликационное расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов,
занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым,
поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное
изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные
изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в
кредитной политике коммерческих банков.
Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в
качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики.
Выделяют две разновидности кредитно-денежной политики:
. Мягкая кредитно-денежная
направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и
снижение процентных ставок.
. Жесткая
кредитно-денежная политика
ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной массы
и
может быть использована в
качестве противодействия
К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести:
. быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без
законодательных процедур);
. независимость от политического давления (существует закон о ЦБ,
определяющий его функции и полномочия);
. "мягкость", определенная "деликатность" в реализации основных задач в
сравнении с официальной
1.4.4.Некоторые иные методы
Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк
проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой
области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных
ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой
количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от
рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является
прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные
ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в
неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь
своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и
средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики
сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,
государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод
количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,
а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на
необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать
на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,
правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в
работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов
центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного
воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование
центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить
систематического характера, а применяться в порядке исключительно
вынужденных мер.
Кроме трех основных
государство также иногда использует второстепенное селективное
регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и
увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство
устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной
цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо
наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может
быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить
спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то
оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать
потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет
делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной
карточки.
Государство в лице
словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения,
просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству
общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны
предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда
увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры
столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
Часть II. Основные направления денежно-
период с конца 90-ых годов 20 века по настоящее время.
2.1. Конституционная,
законодательная основы
России.
В соответствии с нормами
«…Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия
осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.
Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются…
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция
Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо
от других органов государственной власти…»
Содержание этой статьи
важнейших вопросов денежно - финансовой системы в Российской Федерации.
В части первой данной статьи установлено, что денежной единицей в
Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право
выпуска денежных средств в обращение, принадлежит только Центральному банку
Российской Федерации.
Это положение ст. 75 следует рассматривать в связи с п. "ж" ст. 71
Конституции, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской
Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только
выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте
денег.
В части второй ст. 75 Конституции установлено, что основной функцией
Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение
устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них
следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской
Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в
нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной
способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением
Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением
валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в
них минимума обязательных резервов.
Средством обеспечения курса рубля является также регулирование
отношения рубля к иностранной валюте. Для этого Центральный банк Российской
Федерации использует в необходимых случаях свои резервы иностранной валюты
на межбанковских торгах, а также обеспечивает так называемый "валютный
коридор", т.е. гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной
валюты по отношению к рублю. Официальный курс иностранных валют, выраженный
в рублях, еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации в
печати и официальных изданиях.
Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных
купюр, обладающих "средствами защиты", т.е. признаками, позволяющими
избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является
установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из
обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Центральный
банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию - защиту и
обеспечение устойчивости рубля - независимо от других органов
государственной власти. Это означает, что оперативная деятельность
Центрального банка Российской Федерации осуществляется им самостоятельно и
вмешательство в нее других государственных органов недопустимо.
В целях гарантии независимости Центрального банка Российской
Информация о работе Денежно-кредитная политика: понятие, цели, основные концепции