Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 16:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение института банкротства (понятие, признаки, причины несостоятельности) и рассмотрение различных моделей оценки вероятности банкротства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать научную литературу по данному вопросу;
— изучить нормативно-правовую базу;
—построение оценки вероятности банкротства.
Если предприятие признается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной, то прежде чем передать экспертное заключение в хозяйственный суд, у него запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его производственно-финансовой деятельности с целью выбора одного из двух вариантов решений:
- проведения реорганизационных мероприятий для восстановления его платежеспособности;
- проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В первую очередь проводится анализ зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним по оплате госзаказа, размещенного на предприятии. На основании документов, подтверждающих наличие такой задолженности, сумма государственного долга вычитается из суммы дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Сумма платежей (Z) по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из объемов (Pi) и продолжительности периода задолженности (ti) по каждому просроченному государственному обязательству, дисконтированной по ставке ЦБ или НБ (Si) на момент возникновения задолженности:
Скорректированный коэффициент ликвидности с учетом государственного долга (Клик*) определяется по формуле:
Если значение Клик* ниже нормативного, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается неустановленной и выносится решение о передаче документов в хозяйственный суд о возбуждении производства по делу о банкротстве или о приватизации предприятия.
Если неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним (Клик* выше нормативного), это свидетельствует об отсутствии оснований для признания его банкротом.
Однако следует отметить, что данная система критериев диагностики банкротства субъектов хозяйствования является несовершенной. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств. Кроме того, нормативное значение принятых критериев не может быть одинаковым для разных отраслей экономики в виду различной структуры капитала. Они должны быть разработаны для каждой отрасли и подотрасли.
Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют производить интегральную балльную оценку финансовой устойчивости.
Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. В частности, в работе Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой [10] предложена следующая система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах, которую мы приводим в несколько измененном виде (табл. 1.1).
I класс - предприятия с
хорошим запасом финансовой
II класс - предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;
III класс - проблемные предприятия.
Здесь вряд ли существует риск
потери средств, но полное получение
процентов представляется
IV класс - предприятия с
высоким риском банкротства
V класс - предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.
Таблица 1.1
Показатель |
Границы классов согласно критериям | |||||
I класс, балл |
II класс, балл |
III класс, балл |
IV класс, балл |
V класс, балл |
VI класс, балл | |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,25 и выше – 20 |
0,2 – 16 |
0,15 – 12 |
0,1 – 8 |
0,05 – 4 |
Менее 0,5 – 0 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,0 и выше – 18 |
0,9 – 15 |
0,8 – 12 |
0,7 – 9 |
0,6 – 6 |
Менее 0,5 – 0 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,0 и выше – 16,5 |
1,9÷1,7 – 15÷12 |
1,6÷1,4 – 10,5÷7,5 |
1,3÷1,1 – 6÷3 |
1,0 – 1,5 |
Менее 1,0 – 0 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,6 и выше – 17 |
0,59÷0,54 – 15÷12 |
0,59÷0,43 – 11,4÷7,4 |
0,42÷0,41 – 6,6÷1,8 |
0,4 – 1 |
Менее 0,4 – 0 |
Коэффициент обеспеченно-сти собственными оборотными средствами |
0,5 и выше – 15 |
0,4 – 12 |
0,3 – 9 |
0,2 – 6 |
0,1 – 3 |
Менее 0,1 - 0 |
Коэффициент обеспеченно-сти запасов собственным капиталом |
1,0 и выше – 15 |
0,9 – 12 |
0,8 – 9,0 |
0,7 – 6 |
0,6 – 3 |
Менее 0,5 – 0 |
Минимальное значение границы |
100 |
85 – 64 |
63,9 – 56,9 |
41,6 – 28,3 |
18 |
- |
При оценке рейтинга субъектов хозяйствования и вероятности их банкротства поставщиками финансовых и других ресурсов может использоваться многомерный сравнительный анализ различных предприятий по целому комплексу экономических показателей.
В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используются дискриминантные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Впервые в 1968 году профессор Нью-Йорского университета Альтман исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал из них 5 для включения в окончательную модель определения кредитоспособности субъектов хозяйствования:
Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 1,0Х5,
где Х1 — собственный оборотный капитал / сумма активов;
Х2 — нераспределенная (реинвестированная) прибыль / сумма активов;
Х3 - прибыль до уплаты процентов / сумма активов;
Х4 - рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;
Х5 - объем продаж (выручка) / сумма активов.
Если значение Z<1,81, то это признак высокой вероятности банкротства, тогда как значение Z>2,7 и более свидетельствует о малой его вероятности.
Позднее в 1983 году Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже:
Z = 0,717Х1 + 0,847Х2 + 3,107Х3 + 0,42X4 + 0,995Х5,
где Х4 - балансовая стоимость собственного капитала/заемный капитал.
"Пограничное" значение здесь равно 1,23.
В 1972 году Лис разработал следующую формулу для Великобритании:
Z = 0,063X1 + 0,092Х2 + 0,057Х3 + 0,001X4,
где Х1 - оборотный капитал / сумма активов;
Х2 - прибыль от реализации /сумма активов;
Х3 ~ нераспределенная прибыль / сумма активов;
X4 - собственный капитал / заемный капитал.
Здесь предельное значение равняется 0,037.
В 1997 году Таффлер предложил следующую формулу:
Z = 0,53X1 + 0,13Х2 + 0,18Х3 + 0,16X4,
где Х1 - прибыль от реализации/ краткосрочные обязательства;
Х2 - оборотные активы/ сумма обязательств;
Х3 - краткосрочные обязательства / сумма активов;
Х4 - выручка / сумма активов.
Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.
Однако необходимо отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не совсем подходят для оценки риска банкротства наших субъектов хозяйствования, так как не учитывают специфику структуры капитала в различных отраслях.
По модели Альтмана несостоятельные предприятия, имеющие высокий уровень четвертого показателя (собственный капитал / заемный капитал), получают очень высокую оценку, что не соответствует действительности. В связи с несовершенством действующей методики переоценки основных фондов, когда старым изношенным фондам придается такое же значение, как и новым, необоснованно увеличивается доля собственного капитала за счет фонда переоценки. В итоге сложилась нереальное соотношение собственного и заемного капитала. Поэтому модели, в которых присутствует данный показатель, могут исказить реальную картину. Выход из создавшегося положения мы видим в разработке собственных моделей для каждой отрасли по методике дискриминантного анализа, которые бы учитывали специфику нашей действительности. Более того, эти функции должны тестироваться каждый год на новых выборках с целью уточнения их дискриминантной силы.
Для диагностики несостоятельности хозяйствующих субъектов в Республике Беларусь применяют ограниченный круг наиболее существенных ключевых показателей : коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент обеспеченности обязательств активами организации (отношение всех обязательств к сумме активов).
Устойчиво неплатежеспособной организация признается в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а доля заемных средств в формировании активов на дату составления баланса превышает значение 0,85.
Интегральные показатели позволяют одним числом охарактеризовать уровень риска несостоятельности. Для этой цели можно применять кризис-прогнозные модели, которые разрабатываются с помощью дискриминантного, регрессионного анализа и другого инструментария эконометрики.
Разработанная Савицкой Г.М. логит-регрессионная модель для сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь имеет следующий вид:
,
где х, — доля собственного оборотного капитала в формировании оборотных активов, коэффициент;
— коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
— коэффициент финансовой независимости организации (доля собственного капитала в общей валюте баланса);
— рентабельность собственного капитала, %;
Коэффициенты этой модели показывают вклад каждого фактора в формирование уровня интегрального показателя (Z-счета) при изменении соответствующего фактора на единицу. Если тестируемая организация по данной модели набирает значение 0 и ниже, то она оценивается как финансово устойчивая. Напротив, организация, имеющая значение интегрального показателя 1 и выше, относится к группе высокого риска. Промежуточное значение от 0 до 1 характеризует степень близости или дальности организации от той или другой группы.
2. Оценка предприятия.
2.1. Выбор предприятия.
Характеристика его
Филиал завод железобетонных мостовых конструкций является структурной единицей государственного предприятия РУП «Дорстройиндустрия» Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Завод ЖБМК является предприятием стройиндустрии.
Филиал является обособленным подразделением Общества и не является юридическим лицом. В своей деятельности ЗЖБМК руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом Общества, приказами и распоряжениями генерального директора Общества, правилами внутреннего трудового распорядка, а также Положением о филиале Завод железобетонных мостовых конструкций открытого акционерного общества «Дорстройиндустрия».
Местонахождение ЗЖБМК: Расположен по адресу: 222750 Минская область, Дзержинский район, г. Фаниполь, ул. Заводская 1, расчетный счет 3012203590016 в отделении ОАО «Белагропромбанк», г. Дзержинска, МФО 153001918, УНН 600198070, ОКПО 03455184.
Завод осуществляет свою деятельность на началах полного хозяйственного расчета, распоряжается закрепленными за ним основными и оборотными средствами, трудовыми и материальными ресурсами. Несет полную ответственность за выполнение установленных ему показателей хозяйственно-финансовой деятельности. Имеет обособленный баланс, являющийся составной частью баланса Общества, текущие (расчетные) счета в банках, с которых производит операции в установленном порядке, печать и штампы с обозначением своего наименования. Осуществляет операции по расчетному счету, открываемому в учреждении банка по месту его нахождения, и несет перед обществом ответственность за обоснованность и своевременность операций, осуществляемых по этим счетам, руководствуясь при этом соответствующими положениями и инструкциями Республики Беларусь.
Структура филиала определяется штатным расписанием, которое утверждается директором филиала и согласовывается с генеральным директором Общества.
ЗЖБМК имеет право от имени Общества осуществлять все виды экономической деятельности в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию, социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством Республики Беларусь. Ведет оперативный, бухгалтерский и налоговый учет, статистическую отчетность по формам и в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-ХП (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.07.2001 №42-3 «О бухгалтерском учете и отчетности») и т.д., а также приказом по учетной политике общества. Филиал предоставляет данные в налоговую инспекцию и несет ответственность за их достоверность.
Информация о работе Диагностика риска банкротства субъектов хозяйствования