Инвестиционная привлекательность Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование, анализ и возможные пути повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы инвестиционной привлекательности региона;
- изучить анализ минерально-сырьевых, трудовых, промышленных потенциалов Вологодской области;
- изучить основные проблемы инвестиционной привлекательности региона;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА…………………………………………………………………………….....4
1.1. Понятие, сущность, виды инвестиций и их характеристика……………..…….4
1.2. Понятие инвестиционной привлекательности региона ……………..................8
1.3. Методы оценки инвестиционной привлекательности региона ……………....12
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) ……………………………………………21
2.1. Анализ ресурсно-сырьевой базы Вологодской области ………………………21
2.2. Оценка производственной инфраструктуры регион …………………………..27
2.3. Оценка уровня трудового потенциала Вологодской области…………………32
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)…………………………….…………………………..38
3.1. Открытие производства по строительству деревянных каркасных домов, домов из бревна и брус.….……………………………………………………………..38
3.2. Развитие туризма в Вологодской области..………….……………………........43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….……..53

Вложенные файлы: 1 файл

invest.doc

— 4.19 Мб (Скачать файл)

Уровень зарегистрированной безработицы в 2006 году составил 1,7% общей численности экономически активного населения области. Наиболее неблагополучными по уровню зарегистрированной безработицы являются Чагодощенский (6%), Вожегодский (4,8%), Сямженский (4,4%), Вытегорский (4,3%) и Междуреченский (4,2%) районы. Наименьший уровень безработицы зарегистрирован в Череповецком (0,7%), Шекснинском (1,4%), Сокольском (1,5%), Кичм.-Городецком (1,8%), Усть-Кубинском (1,9%) и Бабушкинском (1,9%) районах (рис. 2.2)

Рис.2.2 Уровень зарегистрированной безработицы в Вологодской области  в 2006 году.

Уровень занятости населения в  разрезе видов экономической  деятельности (табл. 2.11) показывает, что на протяжении последних лет стабильно высокой остается доля населения, занятого в обрабатывающих производствах (23 — 24%), что обусловлено исторически сложившейся структурой экономики Вологодской области. Однако непрерывно снижается удельный вес ее жителей, занятых в сельском и лесном хозяйстве (с 16% в 2000 г. до 12% в 2006 г.). Последовательно повышается занятость в торговле и сфере услуг.

Таблица 2.11

Структура среднегодовой  численности занятых в экономике  Вологодской области по видам  экономической деятельности, %

 

Виды деятельности

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Всего

100

100

100

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

15,7

14,0

14,1

13,8

13,0

12,4

11,8

Рыболовство, рыбоводство

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

Добыча полезных ископаемых

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Обрабатывающие производства

23,7

24,0

22,9

22,8

23,3

23,8

22,9

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

2,9

3,1

3,1

3,1

3,2

3,3

3,3

Строительство

7,9

7,8

7,1

6,9

7,1

7,0

7,2


 

 

 

 

  Продолжение таблицы 2.11

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного

пользования

11,4

11,7

13,9

13,5

12,8

13,3

13,0

Гостиницы и рестораны

1,3

1,6

1,6

2,4

1,8

1,8

2,0

Транспорт и связь

7,5

7,5

7,2

6,9

7,3

7,7

8,2

Финансовая деятельность

0,9

0,9

0,9

1,0

1,1

1,0

1,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4,6

4,9

5,0

4,8

4,7

4,7

5,0

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

4,4

4,5

4,5

4,5

5,0

4,8

5,2

Образование

9,0

9,1

9,1

9,4

9,6

9,5

9,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,9

7,0

6,9

7,2

7,5

7,2

7,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3,5

3,5

3,4

3,5

3,5

3,3

3,4

Источник: Статистический ежегодник Вологодской области 2006: Сборник. - Вологда, 2007 -С. 59.


 

Характерным для современной  российской экономики является рост занятости в частном секторе при сокращении ее в госсекторе, что ярко отражается в распределении численности занятого населения Вологодской области (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Распределение численности  занятого населения Вологодской  области по предприятиям и организациям различных форм собственности

 

Формы собственности

 

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Всего занятых в экономике (тыс. чел.)

622,6

623

623,9

619,2

600,4

605,7

610,4

 

Госсектор, муниципальные

предприятия и организации

тыс. чел.

208,1

214,3

216,8

214,6

211,7

201,3

203,0

%

33,4

34,4

34,7

34,6

35,2

33,2

33,3

 

Частный сектор

 

тыс. чел.

294,4

285,6

303,3

303,8

297,5

309,5

317,9

%

47,3

45,8

48,6

49,1

49,5

51,1

52,1

 

Совместные предприятия

 

тыс. чел.

20,7

24,6

16,1

16,4

13,6

18,2

19,9

%

3,3

4,0

2,6

2,6

2,3

3,0

3,3

 

Общественные организации

 

тыс. чел.

5,1

3,3

3,0

3,8

3,2

2,8

3,3

%

0,8

0,5

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5


 

 

                                                                                                                       Продолжение таблицы 2.12

 

Предприятия и организации

смешанной формы собственности

тыс. чел.

94,3

95,2

84,8

80,7

74,4

73,9

66,2

%

15,2

15,3

13,6

13,1

12,4

12,2

10,8

Источник: Статистический ежегодник Вологодской области 2006: Стат. сб. - Вологда, 2007. -С. 58.


 

Эти структурные изменения  снижают возможность государственного контроля над рынком труда, а значит, возникает необходимость в соответствующих механизмах регулирования занятости населения. К ним, в частности, относятся: обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемых в рамках законности; обеспечение социальной зашиты в области занятости; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места.

В целом можно заключить, что изменения состояния трудовых ресурсов и занятости населения происходят под воздействием двух основных факторов — демографического и экономико-институционального.

Экономическая нагрузка на трудоспособное население будет интенсивно увеличиваться: к 2025 году на 100 трудоспособных будет приходиться 49 человек старше трудоспособного возраста, при этом общий коэффициент экономической нагрузки составит 79 человек на 100 трудоспособных (в 2006 г. в среднем по области было 33 и 58 чел. соответственно).

Вместе с тем в  сельской местности убыль населения  будет происходить быстрее, что обусловлено более высокими половозрастными коэффициентами смертности сельского населения, и в то же время будет быстрее возрастать экономическая нагрузка на трудоспособное население.

В условиях снижения численности  трудовых ресурсов сохранить и развить  трудовой потенциал области можно лишь за счет наиболее полного использования качественных резервов рабочей силы, создания условий для ускоренного наращивания производительности труда.

Таким образом, обостряется необходимость  формирования комплексной политики в области трудовых ресурсов, нацеленной на повышение и сбалансированное территориальное развитие трудового потенциала. Приоритетными направлениями в этом отношении являются:

1. Обеспечение непрерывного улучшения  демографической ситуации, совершенствование миграционной политики. Необходимо создание условий для закрепления подрастающих поколений на территории региона, привлечение в районы области населения молодого и среднего возрастов, в первую очередь — специалистов высокой квалификации, особенно в районы со значительной экономической нагрузкой на трудоспособное население.

  1. Совершенствование политики занятости населения. Речь идет, в частности, о повышении территориальной и межотраслевой мобильности трудовых 
    ресурсов, об открытии новых рабочих мест, о развитии системы переобучения 
    незанятого населения, содействии занятости безработных граждан.

3. Повышение взаимосвязи сектора образования с народнохозяйственным комплексом. Необходима регулярная инвентаризация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, учет объемов 
подготовки, формирование на этой основе системы социального заказа региональному образовательному комплексу и соответствующая оценка ее эффективности.

4. Охрана и укрепление здоровья населения региона. Наряду с мероприятиями 
по улучшению деятельности органов и учреждений здравоохранения следует 
больше внимания уделять пропаганде здорового образа жизни и укоренению 
установки на здоровый образ жизни в сознании населения, развитию массово 
го спорта.

5. Совершенствование политики доходов населения. Речь идет, прежде всего, 
о сокращении уровня бедности, создании условий, которые давали бы людям 
возможность больше зарабатывать, увеличивая долю населения с высокими 
доходами,

В сущности, стоит задача обеспечения  развития социально-трудовой сферы и ее основных компонентов целенаправленным их движением в сторону действительно социальной рыночной экономики. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость прогресса в социальных и трудовых отношениях — объективно необходимое условие ускоренного экономического роста и поступательного пространственного развития региона.

         2.4. Проблемы  повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области                                                                       

Инвестиции являются катализатором  экономического роста, инструментом решения  долгосрочных проблем развития. Только с их помощью можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических ограничений и обеспечить стабильно высокие темпы экономического роста. Возможности государственных инвестиций ограничены. А для существенного притока частных инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Поэтому вопрос о создании в регионах России благоприятного инвестиционного климата выходит сегодня на передний план.

Рейтинговое агентство "Мoody's Interfax Rating Agency" в августе 2008 года подтвердило  ранее присвоенный кредитный рейтинг Вологодской области по национальной шкале на уровне Аа1.ru. Прогноз "Стабильный". Рейтинг отражает устойчивый экономический рост в течение последних лет, ответственную бюджетную политику, а также хорошую кредитную историю и очень низкий долг.

Standard & Poor's в марте 2008 года по  результатам наблюдения за кредитным  рейтингом подтвердило ранее  присвоенный долгосрочный кредитный  рейтинг области на уровне "ВВ-", рейтинг по российской шкале  на уровне "ruАА-". Прогноз - "Стабильный". Позитивное влияние на рейтинги оказывают хорошие финансовые показатели, высокие доходы бюджета на душу населения, а также умеренный уровень долга, который Вологодская область, как ожидается, будет поддерживать в среднесрочной перспективе.

В декабре 2007 года рейтинговое агентство "Fitch Ratings" присвоило области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ" и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "В". Также области присвоен национальный долгосрочный рейтинг АА-(rus). Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный". Рейтинги отражают высокий уровень финансового менеджмента и низкую долговую нагрузку региона. Прогноз "Стабильный" отражает ожидания Fitch относительно того, что рост и диверсификация областной экономики приведут к увеличению бюджетных доходов при сохранении жесткого контроля над операционными расходами, а также к сохранению хороших показателей исполнения бюджета.

Однако, какими бы высокими не были ниши рейтинги, проблемы инвестиционной привлекательности всегда существуют. Одной из главных проблем для нашей области  является моноструктурность экономики, когда около 80% прибыли и 45% налоговых отчислений поступает от одной отрасли. Результаты деятельности холдинга «Северсталь», которые во многом зависят от состояния цен и конъюнктуры на мировом рынке, оказывают непосредственное влияние на величину финансового потенциала и положение всего региона.

Потенциальную опасность для Вологодской  области представляет соседство  с такими развитыми регионами, как  Ярославская, Ленинградская, Новгородская области, которые имеют более благоприятное географическое положение по отношению к рынкам сбыта Москвы и Санкт-Петербурга.

В то же время ряд позитивных факторов объективно повышает инвестиционную привлекательность  области: значительный положительный сальдированный результат хозяйственной деятельности предприятий; замедление темпов снижения численности трудовых ресурсов; снижение сбросов загрязняющих веществ в водный бассейн.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность Вологодской области