Инструменты мониторинга и диагностики внешней среды бизнесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:00, доклад

Краткое описание

Существенную часть внешней среды составляют экономика и рыночные отношения.
Анализ внешней среды является важнейшим элементом стратегического управления предприятием, позволяющим оценить внешнее окружение, в котором находится компания.

Вложенные файлы: 1 файл

Instrumenty_monitoringa_i_diagnostiki_vneshney_s.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Нижегородский государственный

технический университет им. Р.Е. Алексеева

 

 

 

Факультет экономики, менеджмента  и инноваций

 

Кафедра “Менеджмент”

 

 

 

 

Доклад

Инструменты мониторинга  и диагностики внешней среды  бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент

группы: 08СМ2

                                                                                                   Шведов М.С

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

 

 

 

Введение

 

Существенную часть внешней  среды составляют экономика и  рыночные отношения.

Анализ  внешней  среды  является  важнейшим  элементом  стратегического  управления предприятием,  позволяющим оценить внешнее  окружение, в котором находится  компания.

Пребывание в условиях высокой неопределенности и риска  заставляет предприятия менять свои стратегии поведения в направлении  разработки таких систем управления, которые бы обеспечивали им высокие  адаптационные возможности реагирования на различные внешние возмущения. Обеспечить условия быстрого реагирования на изменения среды можно только на основе постоянного мониторинга  внешней среды. Внешнюю среду  обычно условно делят на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение компании трудно оказывать  значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора ее стратегии.

 Согласно  энциклопедии,  макросреда –  это  совокупность  всех  природных  и  социальных  условий,  в  которых осуществляется  жизнедеятельность человека  и  различных социальных  групп.  В  более  узком  смысле  –  макросреда  представляет  собой  систему  господствующих  в  стране  общественных  отношений.

Требуется комплексный подход, который обеспечивает возможность  компаниям своевременно адаптироваться к внешним как благоприятным, так и неблагоприятным условиям, прогнозировать альтернативные варианты развития и управлять этим развитием  в условиях взаимодействия со внешним  окружением.  Комплексность подхода  обеспечивает использование инструментов мониторинга внешней среды.

 

 

Инструменты мониторинга  и анализа внешней среды бизнеса

Анализ внешней среды  следует разделить на два отраслевых этапа. Это анализ микросреды и анализ макросреды.

Сущность заключается  в постоянном пересмотре ответов  на следующие вопросы:

-  где сейчас находится организация;

-  в каком направлении она должна развиваться в будущем;

- как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Аналитический  инструментарий микросреды формируется следующими методами:

1.  Методы  анализа отраслевого рынка:

-  анализ тенденций  спроса и предложения;

- анализ жизненного цикла  основного продукта отрасли;

- анализ динамики емкости  рынка;

- анализ динамики оптовых  и розничных цен и т.п.

2.  Методы  анализа покупателей:

- сегментация рынка и  поиск свободной рыночной ниши;

- анализ профиля сегментов  покупателей;

-  исследование мотивов  и поведения покупателей.

3.  Методы  анализа поставщиков:

- анализ структуры рынка  закупок;

- степени его монополизации;

- анализ  и  прогнозирование   конъюнктуры  рынка  закупок  (закупочных цен) и т.п.

4.  Методы  анализа посредников:

-  сегментация  посредников,  анализ  профиля  посредников  (набор характеристики);

-  характеристика каналов  сбыта.

5.  Методы  анализа конкурентов:

- анализ конкурентоспособности  (сильных и слабых сторон);

- анализ конкурентных  групп;

- построение конкурентной  карты;

- конкурентная разведка;

-промышленный шпионаж  и т.п.

В качестве одного из методов  анализа внешней среды  следует  также  выделить  современный  метод  изучения  лучших  компаний  и  бизнес-процессов –  бенчмаркинг. 

На основании последовательного  рассмотрения этих факторов принимаются  решения по корректировке целей  и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации  деятельности.

При этом качественным инструментом регулярного стратегического управления является матрица «качественного» стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы). Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия и возможности и угрозы рынка.

Эта матрица предоставляет  руководителям компании структурированное  информационное поле в котором они  могут стратегически ориентироваться  и принимать решения. Самое привлекательное, в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно  самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения  ситуации.

Помимо оценки рыночной конъюнктуры, анализ охватывает  такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т.е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:

Government - правительство; 

Economy - экономика; 

Technology - технология;

Society - общество.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению  к возможностям и угрозам внешней  среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. Понятно, что при этом будут возникать  препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует «…переориентация методов управления развитием предприятия  с опоры на уже достигнутые  результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней  рыночной средой (внешние факторы)».

Таким образом, «разработка  стратегии фирмы базируется на анализе  конкретных сегментов рынка для  оценки благоприятного проникновения  в намеченные сферы, их использования  для укрепления своих позиций». Успех  зависит от формального, точного, полного  и всестороннего описания взаимодействия предприятия с внешней средой.

Таким образом, правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.

 

Инструмент анализа  макросреды

 

Поскольку мировая экономика  существенным образом влияет на жизнь  и деятельность компании, следует  тщательно анализировать общеэкономические  процессы (например, рост безработицы  и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или  экспорт). В этой связи будет полезно  ответить на некоторые вопросы:

Какие наблюдаются колебания  валютных курсов и влияют ли они  на ваших покупателей?

Зависит ли ваша компания от кредитных ставок, которые выдают банки соответственно от учетной  ставки?

Растет ли занятость в  вашей отрасли?

Ограниченный или замедленный  рост в той или иной отрасли  нередко объясняется недостатком  профессиональных работников. Справедливо  ли это по отношению к вашей  компании?

Как на вас влияет изменение  потребительского спроса?

Какие именно группы населения  тратят деньги на произведенную вами продукцию?

Существует ли внутренняя конкуренция в пределах России с  другими регионами, в которых  производят аналогичную продукцию, или вы конкурируете со странами СНГ  и другими странами?

 

Политика. Политические факторы серьезно влияют на разные виды бизнеса. Особенно заметно это в такой стране, как Россия, где политическая система находится в фазе становления. Обычно к политическим факторам относят:

политическую ситуацию в  стране;

стабильность;

лояльность властей;

протекционизм в отрасли;

наличие административных барьеров;

систему охраны собственности.

 При этом следует  учитывать такие важные движущие  силы, как изменение общественно-политического  строя, вспышки религиозной нетерпимости  и оживление национализма. Нельзя  сбрасывать со счетов угрозу  вооруженных конфликтов, резкое  сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных  торговых санкций, рассчитанных  на экономическое подавление.

 При анализе внешней  ситуации (с необходимостью учитывающей  и политические факторы) необходимо  ответить на целый ряд вопросов. Основными из них являются:

Каких ближайших по времени  политических решений можно ожидать  от ныне существующего (или нового) правительства?

Какое влияние на ваш бизнес оказывают новые программы, которые  исходят от правительства?

Считаете ли вы, что законодательные  органы оказывают позитивное и стабилизирующее  влияние на бизнес вообще и на ваш  бизнес в частности? Можете ли вы планировать  какие-то факторы на основании принятых сверху решений?

Насколько хорошо вы представляете  себе внешнюю политику страны?

Можете ли вы с достаточной  долей уверенности предугадать, как государственная политика воздействует на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что  эмбарго, либо те или иные торговые ограничения, либо установление или  разрыв отношений с определенными  странами сильно повлияют на вашу компанию.)

Могут ли повлиять на ваш  бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связаны с поставщиками необходимого вам сырья, материалов и пр.)?

Сможет ли ваша компания адекватно функционировать, если работа производится на условиях аутсорсинга  или в тех государствах, которые  являются рынками для вашей страны?

Законодательство. Изменения в законодательстве прямо воздействует на многие виды деловой активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (так, введение налогового учета в России оказало сильное влияние на деятельность предприятий, которым пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе).

 

 Для анализа изменений  в законодательстве необходимо  ответить на следующие вопросы: 

Какие возможные изменения  в существующем законодательстве могут  повлиять на вашу компанию? (Например, изменения в законе о трудоустройстве, в законах, регулирующих безопасность окружающей среды и т.п.)

Какие законодательные изменения  могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление грантов)?

Помогает ли вам действующее  в настоящее время законодательство защищаться от конкурентов?

Понимаете ли вы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы и  позиция, и положение на рынке  вашей компании было максимально  неуязвимым или, но крайней мере, не было связано с риском? Экология. В настоящее время все большее  число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому  круг вопросов, связанных с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся  производств и компаний.

При анализе окружающей среды возникают следующие вопросы:

С какими проблемами экологического характера приходится сталкиваться вашему предприятию?

Есть ли у вас конкуренты, которые в своей маркетинговой  политике используют вопросы экологии и защиты окружающей среды? Добиваются ли они в этом успеха?

Использует ли ваша компания вторичное сырье?

Установлено ли на вашем  предприятии оборудование, которое  защищает окружающую среду от вредных  выбросов?

Внедряете ли вы новые способы  использования вторичного и переработанного  сырья при организации производства на своем предприятии?

Есть ли какие-то группы влияния, которые связаны с тем, чтобы  воздействовать на вашу компанию через  факторы, связанные с угрозой  окружающей среде?

Демографические факторы. В процессе разработки стратегии развития (особенно в случае долгосрочной стратегии) многие компании нередко учитывают также демографические факторы. Если компания обеспечивает население такими услугами и товарами, которые дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа может оказаться чрезвычайно ценным вкладом в разработку стратегии. Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в результате чего увеличивается спрос на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны с производством товаров и услуг для удовлетворения многообразных запросов и потребностей молодых семей.

Информация о работе Инструменты мониторинга и диагностики внешней среды бизнесса