Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 03:31, контрольная работа

Краткое описание

Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства.
Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

Содержание

Понятие и элементы формы государства
Соотношение политического режима и формы государства
Причины многообразия форм государства
Монархия: понятие и разновидности
Республика: понятие и виды
Форма государственного устройства
Унитарное и федеративное государство
Принципы государственного устройства: территориальный и национальнотерриториальный
Конфедерация
Отличие конфедерации от федерации

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 43.66 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Тихоокеанский государственный экономический  институт 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория государства и  права»

Вариант №5 
 
 

Исполнитель: студент группы

511- Моу

Ф.И.О Николай Александрович 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 

       
  1. Понятие и  элементы формы государства
  2. Соотношение политического режима и формы государства
  3. Причины многообразия форм государства
  4. Монархия: понятие и разновидности
  5. Республика: понятие и виды
  6. Форма государственного устройства
  7. Унитарное и федеративное государство
  8. Принципы государственного устройства: территориальный и национальнотерриториальный
  9. Конфедерация
  10. Отличие конфедерации от федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
  1. Понятие и элементы формы  государства
 

       Понятие формы государства является одной  из важнейших характеристик государства.

         Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

       На  форму государства оказывают  влияние:

       1) социально—экономические, культурные факторы;

       2) исторические традиции;

       3) национальные и религиозные особенности;

       4) природные и климатические условия;

       5) соотношение политических сил и т. д.

       Структурные элементы формы государства:

       1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;

       2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;

       3) государственно—правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

       Форма государства определяет:

       1) порядок образования органов государственной власти;

       2) структуру органов государства;

       3) специфику территориальной обособленности населения;

       4) характер межведомственных взаимоотношений;

       5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

       6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.

       Российская  Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

       Характерные черты государственного строя Российского  государства:

       1) демократизм;

       2) республиканская форма правления;

       3) федерализм;

       4) разделение властей;

       5) идеологическое и политическое многообразие;

       6) признание и гарантирование местного самоуправления;

       7) правовое государство;

       8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

       9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

       Форма правления – республиканская.

       Российское  государство – это полупрезидентская республика.

       Российское  государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

       1) добровольность объединения субъектов РФ;

       2) равноправие субъектов РФ;

       3) государственная целостность;

       4) самоопределение народов, наций и национальностей;

       5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.

       Государственно—правовой режим РФ – демократический. 
 

       
  1. Соотношение политического режима и формы государства

         Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.

       Форма государства - определяемая сущностью  и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства.

       В форме государства можно выделить два элемента - форма правления и форма государственного устройства.

       Иногда  в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности  научных дискуссий по этому поводу, укажем лишь, что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

       1) конкретные формы государства  взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

       2) политический режим показывает  действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).

       Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

       Среди факторов, влияющих на форму государства  можно отметить:

       1. особенности исторического развития  государства; 

       2. исторические традиции;

       3. различные политико-правовые идеи;

       4. национальный состав населения; 

       5. внешние факторы (международное  положение и т. д.).

       Подробнее этот вопрос мы рассмотрим в следующем  разделе. 
 

       
  1. Причины многообразия форм государства
 

       Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному  государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.

       Другой  причиной является соотношение классовых, социальных сил. Превалирование демократических  сил ведет к установлению республики, демократических режимов.

       Важную  роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. На федеративное устройство важное влияние  оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к  унитарному государству Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей  — к федеративному устройству. Несомненное влияние на формы  государства оказывают традиции.

       Сказывается на формах правления и идеологический фактор. Например, исламская религиозная  идеология обусловливает такую  форму правления, при которой  светский руководитель государства  является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и  религиозную власть. Например, в  Иране при наличии парламента и президента высшим должностным  лицом выступает аятолла. 

       
  1. Монархия: понятие и разновидности
 

        При монархической (греческое слово monarchia — единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель — монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. 
С начала прошлого века отношение к монархии изменилось, и сегодня монархия уже не рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции. Однако очевидно, что монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. 
Центральной фигурой для этой формы правления является монарх — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. В разных странах монарх носит различные названия: король — в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан — в Малайзии, Брунее, Омане; эмир — в Кувейте, ОАЭ; великий герцог — в Люксембурге; князь — в Лихтенштейне. 
Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным элементом монархической формы правления является регентство (от лат. regere — управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха. 
Монархия как форма правления отличается следующими признаками: 
— существование единоличного носителя верховной власти, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно; 
— наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем; 
— монарх представляет государство по собственному праву. которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.); 
— отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства, (так, законы Швеции прямо гласят — «действия монарха не подлежат нареканию») 
Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря чему ей и удалось выжить в современных условиях. История государственности была по существу историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. В историческом разрезе монархии подразделяются на восточно-деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции — Генеральными штатами, в Англии — парламентом, в Испании — кортесами и т.п.) и абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие государственные институты, как наемная армия (в России ее не было), чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.; буржуазные, в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним) и парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и, в частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента (например, Великобритания, Швеция). 
Раннефеодальной монархии сегодня не существует. В современном мире существуют два типа монархий — абсолютная (которая существует ныне в двух формах — светской и теократической) и конституционная (существующая так же в двух видах: дуалистической и парламентарной). 
Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного характера монархий. Город-государство Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. 
Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава государства не ответственен за свои действия. Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. 
Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре политической системы данного государства. Правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале. Малайзии. 
Парламентарная монархия — более прогрессивный вил конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он, в силу конституционно-правового обычая, не может воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов власти. 
Несмотря на то, что республика является более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией в современном мире не завершен. Государства, имеющие монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтами государственной власти. И, наоборот, в некоторых странах мира, где утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. В 1979 году в результате общенационального референдума монархическую форму правления приобрела Испания. 
Второй формой правления является республика (лат. res — дело, publicus — общественный) — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия. То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.
 

             5.Республика: понятие и виды 

        Республиканское правление — это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. 
Таким образом, республика как форма правления отличается следующими признаками: 
— выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером; 
— наличием выборного на определенный срок главы государства; 
— производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа; 
— юридической ответственностью главы государства. В республиканской форме правления различают республику президентскую, парламентскую и смешанного типа. 
Президентская республика (США, Мексика, Казахстан и др.) имеет юридически отличительные черты. Избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство). 
Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчиненных только ему министров. Президент обладает правом отлагательного вето. Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации президентской формы правления: 
а) суперпрезидентская республика (в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии). Президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой. 
б) президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак). Президент выполняет свои функции пожизненно. 
в) милитарно-президентская республика. Вся власть принадлежит военному (революционному) совету. 
Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. 
Республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Для нее характерно то, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). 
По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию. Если Россия в целом относится к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления. В Российской Федерации большую роль играет власть президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов, содействующих Президенту Российской Федерации в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы. 
По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства — полисы — Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества. 
В современных условиях прежние градации, сложившиеся еще в XIX в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества).
 

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»