Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 03:31, контрольная работа
Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства.
Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.
Понятие и элементы формы государства
Соотношение политического режима и формы государства
Причины многообразия форм государства
Монархия: понятие и разновидности
Республика: понятие и виды
Форма государственного устройства
Унитарное и федеративное государство
Принципы государственного устройства: территориальный и национальнотерриториальный
Конфедерация
Отличие конфедерации от федерации
6.Форма государственного
устройства
Форма государственного устройства - это
способ (форма) территориальной организации
государственной власти, который выражается
в национально-государственном и административно-
Проблема территориальной организации
власти характерна именно для государственно-организованного
общества, поскольку в нем люди управляются
не непосредственно (как
это было в первобытном
обществе, где они обособлялись
и объединялись по кровнородственному
признаку), а опосредствованно -через
организацию государством социально-производственного
процесса на определенной территории:
люди управляются постольку, поскольку
они на этой территории находятся. Первая
и непосредственная задача государства
- наладить жизнь, организовать социальный
процесс на своей территории. Государственная
власть и государственное управление
строятся но территориальному принципу.
На форму государства влияют разнообразные
факторы: тип государства, экономический
строй общества, национальный состав населения,
исторические традиции, территориальные
размеры государства и др.
Государственное устройство может быть
простым и сложным.
7.Унитарное и федеративное государство
Простым является унитарное государственное
устройство. Унитарное (от
лат. "унус" - один) государство
- это одно, единое государство, которое
подразделяется лишь на административно-
Унитарному государственному устройству
свойственны следующие черты:
Унитарные
государства допускают внутри себя
национально-территориальную и
По степени зависимости местных органов
от центральных органов государственной
власти унитарное государственное устройство
может быть централизованным, децентрализованным
и смешанным. Для централизованного характерно
то, что местное самоуправление отсутствует,
а во главе местных органов стоят назначенные
из центра чиновники. В децентрализованных
унитарных государствах местные органы
власти избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства
характерно наличие в составе государства
других государственных образований.
К сложным формам государственного устройства
относятся федерации, конфедерации, унии,
империи и др.
Наиболее распространенной формой сложного
государственного устройства является
федерация, которая представляет собой
союзное государство, объединяющее несколько
государств или государственных образований
(в составе США 50 штатов,
ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23
кантона, Российской
Федерации - 21 республика, 6
краев, 49 областей, 2
города федерального
значения - Москва и
Санкт-Петербург, 1 автономная
область, 10 автономных
округов).
Для федерации характерно следующее:
Федерации
делятся на виды. Федерация может
быть административно-
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, "дробления" власти и на этой основе - демократизации общества.
Выделяют
также симметричную федерацию (члены
федерации имеют одинаковый
правовой статус) и асимметричную, для
которой характерно неравенство правового
положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в
основу федерации положен
договор субъектов) и конституционной
(правовым основанием
федерации является
закрепление факта ее
образования в Основном
Законе страны).
Если федерация - это союзное государство,
то конфедерация - это "государственный
союз государств". То есть при всей ее
неустойчивости, конфедерация является
все-таки формой государственного устройства,
а не формой международно-правового союза.
Территориальная
организация государства –
Под
государственным устройством
В качестве конфедерации рассматриваются особые объединения государств, выступающие в международном общении не только от своего имени, но и от имени входящих в них государств. В этом своем качестве они выступают и субъектами международных правоотношений.
Это не объединение двух или нескольких государств в одном едином государстве, т.е. не государство. Это и не объединение государств, создающее международную организацию, которая действует в международном общении только и исключительно от своего имени, выступает в качестве самостоятельного производного субъекта международного права, не связывая своими актами государства-члены.
Единообразного наименования таким объединениям не предложено. Их можно именовать конфедерациями государств. Но можно рассматривать и именовать в качестве, например, наднациональных международных организаций в отличие от собственно международных организаций, о которых речь шла выше.
Термин «наднациональная организация» не должен при этом отпугивать, так как речь идет не об утрате государствами-членами своего суверенитета, а лишь о передаче ими некоторых своих правомочий совместно созданному объединению, которое приобретает определенные права выступать в сфере этих правомочий не только от своего имени, но и от имени государств-членов, связывая их своими юридическими актами — договорами.
Проблема, о которой идет речь, имеет в своей основе происходящие в мире интеграционные процессы в сфере главным образом экономики. Но экономическая интеграция на межгосударственном уровне нереальна, не имеет смысла, если она не сопровождается созданием адекватной политической межгосударственной структуры в виде того, что охватывается термином «конфедерация государств» или термином «наднациональная международная организация». Этого, к сожалению, не понимают многие государственные деятели, препятствующие интеграции на том основании, что создание надгосударственных структур якобы умаляет суверенитет объединившихся государств.
При наличии конфедерации государств (или наднациональной организации, что в дальнейшем подразумевается) возникают сложнейшие международно-правовые проблемы, не решенные в общем международном праве. Конкретно это касается, в частности, ситуации Европейского экономического сообщества, ныне преобразованного в Европейский союз.
Таковы
некоторые предварительные
Итак, что же такое конфедерация государств?
Конфедерация государств — это особое объединение (союз) государств, сохраняющих свое качество суверенных образований, но передавших некоторые свои правомочия такому объединению, наделив его тем самым правоспособностью выступать в международных отношениях от их имени, т.е. специальной международной правосубъектностью. Создается такое объединение суверенных государств (двух и более) путем заключения международного договора между ними, который предусматривает создание совместного органа государств-членов, правомочного выступать от их имени в международном общении (иногда такими правомочиями наделяется одно из государств-членов).
Поскольку
речь идет о межгосударственном договоре,
то к нему применимы все положения
Венской конвенции о праве
договоров, в частности определение
термина «договор» как
Что
же касается взаимоотношений государств-
В
отличие от федеративного государственного
устройства конфедерация характеризуется
следующими чертами: во-первых, конфедерация
не имеет своих общих
Конфедеративное
государственное устройство может
служить основой для
Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»