Контроль материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Данные бухгалтерского учета должны содержать информа-цию для изыскания резервов снижения себестоимости продук-ции в части рационального использования материалов, сниже-ния норм их расхода, обеспечения надлежащего хранения и со-хранности.
В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:
- правильное и своевременное документальное оформление всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;
- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
- расчет и списание отклонений фактической себестоимости цен-ностей от их учетной стоимости (ТЗР) по направлениям затрат;
- выбор наиболее приемлемой оценки материалов в теку-щем учете;

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ материально-производственных запасов
Анализ объема и структуры продукции
Анализ затрат на производство
Анализ финансового состояния
Глава 2. Контроль материально-производственных запасов
2.1. Проверка состояния складского хозяйства
2.2. Контроль использования материальных ресурсов в производстве
2.3. Порядок проведения инвентаризации производственных запасов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

анализ контроль формирования мпз.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

Глава 1. Анализ материально-производственных запасов  

    1. Анализ объема и структуры продукции
    2. Анализ затрат на производство
    3. Анализ финансового состояния

Глава 2.  Контроль материально-производственных запасов

2.1. Проверка состояния складского хозяйства

2.2.    Контроль  использования материальных ресурсов  в производстве

2.3.    Порядок  проведения инвентаризации производственных  запасов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Производственно-хозяйственная деятельность любого предприятия требует определенных затрат трудовых и материальных ресурсов, средств труда, основного капитала. Затраты представляют собой средства израсходованные в целях обеспечения производства и реализации продукции, получения доходов и извлечения прибыли. Большинство из них находят отражение в себестоимости продукции, как синтетическом показателе, характеризующем различные стороны производственно-финансовой деятельности предприятия. Таким образом, экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессов и увеличения прибыли.

В связи с  переходом к рыночной экономике  результативность предпринимательской деятельности все больше зависит от экономного использования и расходования ресурсов, упорядочения структуры и количественных характеристик затрат. Минимизация затрат и себестоимости произведенной продукции является важнейшим средством максимизации прибыли, повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Только снижая себестоимость, предприятие может позволить себе снижение цен, обеспечив себе тем самым победу в ценовой конкуренции. Экономия затрат также позволяет высвободить ресурсы для научно-технического перевооружения производства, создания инвестиционной базы для развития предприятий. Что в свою очередь приводит к существенному снижению затрат живого труда и уменьшению себестоимости продукции (работ, услуг).

Стратегические  задачи экономического и политического развития Республики Беларусь на перспективу, особенно социальная направленность развития экономики, предполагающая достижение целевых параметров повышения уровня жизни населения, обусловливают необходимость роста объемов производства и определяют основные направления реформирования их отраслевой и воспроизводственной структуры. Важным фактором обеспечения экономического роста в стране в прогнозируемом периоде должно стать эффективное, менее энергоемкое и материалоемкое производство товаров и услуг, а также рациональное использование трудовых ресурсов.

Данные бухгалтерского учета должны содержать информа-цию  для изыскания резервов снижения себестоимости продук-ции в части  рационального использования материалов, сниже-ния норм их расхода, обеспечения надлежащего хранения и со-хранности.

В связи с  этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:

- правильное  и своевременное документальное  оформление всех операций по  заготовке, поступлению и отпуску  материалов;

- выявление  и отражение затрат, связанных  с их заготовлением;

- расчет и  списание отклонений фактической  себестоимости цен-ностей от их  учетной стоимости (ТЗР) по  направлениям затрат;

- выбор наиболее  приемлемой оценки материалов  в теку-щем учете;

- контроль за сохранностью производственных запасов в местах их хранения и на всех стадиях движения;

- постоянный  контроль за соблюдением установленных  норм производственных запасов;

- систематический  контроль за использованием товарно-материальных  ценностей в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

- контроль за  технологическими отходами и  потерями и их использованием;

- своевременное  получение точной информации  о величине экономии или перерасхода  производственных запасов по  срав-нению с установленными лимитами (нормами);

- своевременное  осуществление расчетов с поставщиками  товарно-материальных ценностей,  контроль за ценностями, на-ходящимися  в пути, неотфактурованными поставками.

Для выполнения этих задач необходимо обеспечить: надле-жащую организацию материально-технического снабжения на предприятии; соответствующее состояние складского и весоиз-мерительного хозяйства; наличие прогрессивных норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей, топлива и других ценностей на единицу продукции. В целях повышения роли учета и контроля в этом деле надо на ка-ждом предприятии иметь научно разработанную номенклатуру-ценник, установить четкий документооборот, своевременно проводить контрольные проверки и инвентаризации ценностей, не допускать значительных отклонений от норм запасов мате-риалов, механизировать и автоматизировать учетно-вычислительные работы, своевременно заключать договоры о матери-альной ответственности с работниками складов и кладовых. Все службы предприятия следует обеспечить списком должностных лиц, имеющих право подписывать документы на получение и отпуск со складов товарно-материальных ценностей, а также выдавать разрешения (пропуска) на их вывоз с предприятия.

На предприятиях применяется большое количество разнообразных то-варно-материальных ценностей. По функциональной роли и назначению в процессе производства материальные ресурсы подразделяются на:

- сырье и  материалы;

- покупные полуфабрикаты,  комплектующие изделия, конструкции  и детали;

- топливо;

- тара и тарные материалы;

- запасные части;

- прочие материалы;

- строительные  материалы.

Основными задачами учета и анализа затрат на производство являются:

- изучение видов  и показателей себестоимости  продукции, определение состава  и классификации затрат, образующих ее структуру;

- определение  и анализ фактической себестоимости  производимых товаров (работ,  услуг);

- выявление  неиспользованных резервов производственного  процесса;

- определение  экономических и организационных  факторов снижения прямых затрат  на производство продукции.

Принятие оптимальных  управленческих и финансовых решений  невозможно без определения своих  расходов и проведения анализа их образованию. В целом сведения о  затратах требуются для определения, контроля и принятия решений по управлению оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ издержек выявляет различные виды расходов, определяет пути их регулирования. Он позволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены; определить динамику затрат. Знание того, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствует принятию мер по повышению эффективности и поиску путей по постепенному снижению расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ материально-производственных запасов

    1. Анализ объема и структуры продукции

 

К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений следует отнести объём выпущенной (производимой) продукции. Согласно Временным указаниям по отражению и формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утверждённым постановлением Госкомстата РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 31 декабря 1996 г. № 153, объём выпущенной производимой продукции включает стоимость:

Годовых изделий, выработанный за отчётный период всеми подразделениями юридического лица, предназначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав ОФ, а так же выдачи своим работникам в счёт оплаты труда;

· Работ (услуг) промышленного  характера, выполненных по заказам  со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а так же работ  по модернизации и реконструкции  собственного производства;

· Работ по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отчётном периоде не завершено;

· Полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчётный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям1.

Следует заметить, что основными задачами экономического анализа объема производства и реализации продукции являются:

оценка динамики по основным показателям объема, структуры  и качества продукции;

выявление степени  влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;

разработка  важнейших мероприятий по использованию  внутрихозяйственных резервов для  оптимизации объема производства продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому авторами под редакцией Л.Т. Гиляровской предлагается уделить особое внимание следующим аналитическим процедурам: исследование и оценка выполнения плана по производству продукции, и так же его динамики в целом по предприятию и его подразделениям - цехам основного производства. При этом важно оценить изменения фактического выпуска продукции за отчётный период по сравнению с запланированным, а так же с фактическим объёмом за предыдущий период не только в действующих, но и в сопоставимых ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель.

Оценка имущественного положения предприятия:

Таблица 1.Причинно-следственные связи наиболее острых проблем предприятия.

№ п/п

Наименование  показателя

на 01.01.11 г.

на 01.01 12 г.

на 01.01.2013 г.

1

Сумма хозяйственных  средств, находящихся в распоряжении организации, тыс.руб.

466017

463641

471917

2

Доля основных средств в активах

0,84

0,82

0,78

3

Доля активной части основных средств

0,26

0,24

0,24

4

Коэффициент износа основных средств

0,28

0,31

0,33

5

Коэффициент износа активной части основных средств

0,73

0,76

0,79

6

Коэффициент обновления

0,01

0,02

0,01

7

Коэффициент выбытия

0,03

0,01

0,02


Для обеспечения  наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло  план не только по общему объёму продукции, но так же и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура - перечень наименования изделий, выпускаемых  предприятием и их кодов, установленных  для соответствующих видов продукции  в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент - перечень наименований выпускаемой продукции с указанием объёмов выпуска по каждому её виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Комплексный анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания продукции.2

Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкретное преимущество. Некоторые маркетологи говорят, что в этом случае наблюдается своеобразный синергетический эффект. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, следовательно является для предприятия наиболее надёжным средством завоевания конкурентных преимуществ.

Система формирования ассортимента включает в себя:

Определение текущих  и перспективных потребностей покупателей с целью удовлетворения спроса на продукцию;

Оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой  или планируемой к выпуску  продукции;

Изучение ЖЦТ  на рынках, расширение ассортимента, внедрение  новых, более совершенных видов  продукции;

Соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически не эффективных изделий;

Принятие в  соответствии с рыночными реалиями своевременных управленческих решений об изменениях в ассортименте продукции и оценку риска невостребованности.

Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Евдовицкий Д.А. предлагают использовать коэффициент ассортиментности

Кас=Nас / Nпл,

где Nас- объём  продажи продукции, зачтённый в  выполнение производственной программы в соответствии с применяемой в организации товарной стратегией (определяется как наименьшее число из планового и фактического значения показателя объёма);

Информация о работе Контроль материально-производственных запасов