Маркетинговый анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной работы очевидна, поскольку рыночная экономика, поставила предприятие перед необходимостью самостоятельного планирования своей деятельности с целью эффективного функционирования. Свободная рыночная экономика, организация и управление ею не возможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.
Объектом исследования является маркетинговая среда предприятия.
В связи с этим целью данной работы является анализ маркетинговый среды на предприятии.
Предметом исследования являются маркетинговый анализ среды предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Сущность маркетингового анализа………………………………...
1.1. Понятие и необходимость маркетинга………………………………….
1.2. Роль маркетингового анализа в комплексном анализе хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………
Глава 2. Маркетинговая среда предприятия………………………………...
2.1. Факторы маркетинговой среды непосредственного окружения (микросреда)…………………………………………………………………...
2.2. Факторы маркетинговой среды косвенного влияния (макросреда)…..
2.3. Процесс реализации маркетинговой стратегии………………………...
Глава 3. Анализ маркетинговой среды предприятия. Методики маркетингового анализа………………………………………………………
3.1. Анализ маркетинговой среды предприятия…………………………….
3.2. Методики маркетингового анализа предприятия………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, Маркетинговый анализ предприятия.docx

— 249.30 Кб (Скачать файл)

      С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых  областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию  наибольший уровень прибыли. Маркетинг  выступает в качестве инструмента  регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос. Изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

      Маркетинговая политика предприятия включает в  себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения  товара на рынке. Именно по такой схеме  излагается политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.

      Товарная политика предприятия. На данном этапе маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (предполагают, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара.4

      В обыденном смысле под товаром  принято понимать вещь, предназначенную  для потребления, либо конечного, либо потребления ради производства другого  товара. Маркетинговая сущность товара несколько отличается от общепринятой, так как то, что принято называть товаром в общем смысле, в маркетинге называется продуктом. Продукт – это составная часть товара, которая несет в себе основные качества, ради которых был куплен товар. Например, произведя сахарин (суррогат сахара) нельзя назвать его товаром без соответствующей поддержки. Поддержкой продукта называется совокупность мер по транспортировке, упаковке, хранению и использованию продукта. В группу поддержки продукта входят следующие меры: все, что помогает продукту сохранить свои потребительские качества до продажи (консервация, упаковка, хранение), меры по правильному использованию продукта (инструкции, способ приготовления), сопутствующие товары (адаптеры, аккумуляторы, шнуры). И, наконец, продукт превращается в товар при использовании на него инструментов маркетинга, к которым относятся дизайн, реклама, правильно налаженный сбыт, прочная связь с общественностью.

      Таким образом, товар для маркетолога состоит из продукта, его поддержки и инструментов маркетинга. На примере сахарина это можно показать в виде составных частей: продукт – сахарин, заменитель сахара, поддержка – упаковка, условия транспортировки, хранения, применения, инструменты маркетинга – дизайн упаковки, рекламная кампания.

     Ценовая политика предприятия. В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.

      К внешним факторам процесса ценообразования  относятся:5

  • потребители, это фактор всегда занимает доминирующее положения в современном маркетинге;
  • рыночная среда, этот фактор характеризуется степенью конкуренции на рынке, здесь важно выделить является ли предприятие аутсайдером или лидером, принадлежит ли к группе лидеров или аутсайдеров;
  • участники каналов товародвижения, на этом этапе на цену влияют как поставщики, так и посредники. Причем важно заметить, что наибольшую опасность для производителя представляет повышение цен на энергоносители, поэтому эту отрасль старается контролировать государство.

      Государство влияет на цену путем косвенных налогов  на предпринимательство, установлением  антимонопольных и демпинговых  запретов.

     Сбытовая политика предприятия. Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, увеличит прибыль компании. Одним из пунктов сбытовой политики предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара - это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке. Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:

  • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
  • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения;

      Посредники  благодаря своим контактам, опыту  и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и  доведение его до целевых рынков.

      Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации  процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно  выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.

 

Глава 2. МАРКЕТИНГОВАЯ  СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ 

2.1. Факторы маркетинговой  среды непосредственного  окружения 

     К маркетинговой среде непосредственного  окружения относят ту часть внешней  среды, с которой организация  имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. Это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.6 В центре внимания находятся потребители, поставщики, посредники и конкуренты.

     Рассмотрим  влияние этих факторов подробнее.

     Потребители являются одним из самых значимых факторов среды непосредственного окружения предприятия. Питер Ф. Друкер, выделял единственную подлинную цель бизнеса - создание потребителя.7 Под этим понимается следующее: самовыживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Следовательно, важнейшей целью предприятия должна быть цель признания потребителей, так как именно признание потребителей значительно влияет на сбыт, получение прибыли и на само существование организации в долгосрочной перспективе. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей потребителей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

     Эффективные фирмы преуспели главным образом  не из-за своих товаров или ориентации на исследования, а благодаря тому, что были всегда ориентированы на потребителя. Именно постоянный поиск  возможностей применения своих технических знаний для удовлетворения потребителей объясняет многочисленные удачи новой продукции.

     Изменение вкусов и приоритетов потребителей вызывает множество проблем в  организации, которая до этого ориентировала  свое производство на удовлетворение их потребностей. Организация должна внимательно относиться к изменению  требований и возможностей потребителей для своевременной перестройки  производства и сбыта продукции.8

     Поставщики - это предприятия и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического снабжения производственной деятельности предприятия и обеспечивающие его материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Продукция поставщика занимает важное место в производстве товара. Поставщики обеспечивают организацию комплектующими изделиями, полуфабрикатами, запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, топливом и энергией, различного рода услугами, необходимыми для организации производства и сбыта продукции.9 Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами и качеством на предметы снабжения, так как изменения качества поставляемых товаров, услуг и сырья, их цен, объемов поставки, договорных условий существенно влияют на выпуск конечной продукции и отражаются на торговом обороте предприятия.

     Посредники  - это фирмы, которые содействуют компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры, предоставляя торговые, транспортные, финансовые и маркетинговые услуги.10 К ним относятся торговые посредники, фирмы-организаторы товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

     Среди многочисленных отношений хозяйственной  среды, влияющих на характер экономики  предприятия, важнейшим является конкуренция.11 Под конкурентной средой фирмы понимают совокупностью субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителем (продавцом) и потребителем продукции. Конкуренция рассматривается как эффективное средство саморегулирования экономики, развития отраслей, поскольку позволяет координировать индивидуальные усилия субъектов рынка.12 Конкуренция заставляет предприятие снижать издержки производства, повышать качество продукции при сохранении уровня цены или ее незначительного повышения, улучшать надежность продукции, обеспечивать гарантийное и послепродажное обслуживание, совершенствовать сбыт и т.д.

     Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов:

  • желания-конкуренты, то есть желания, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить вместо приобретения продукции фирмы;
  • товарно-родовые конкуренты, то есть другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания (например: при необходимости добраться в другой город можно выбрать различные виды транспорта: самолет, поезд, автобус и т.д.);
  • товарно-видовые конкуренты - это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя, отдать предпочтение (например: при покупке стиральной машины можно выбрать машину с сушкой или без сушки и т.д.);
  • марки-конкуренты - это разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить желание покупателя.

     Каждая  из организаций, осуществляя деятельность, стремиться укрепить и расширить  свои позиции на рынке. Качество продукции, цены, дизайн, гарантии, дополнительные услуги, реклама и др. - все это  инструменты, к которым прибегают  организации в этой борьбе. Тот  или иной успех будет определяться имеющимися у организации конкурентными  преимуществами.

     Изучение  конкурентов, с которыми организации  приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место  в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов  и на базе этого строить свою стратегию  конкурентной борьбы.

     Таким образом, факторы микросреды являются для предприятия в значительной степени контролируемыми. Предприятие  само выбирает себе поставщиков, посредников, партнеров, определяет, кого хочет видеть покупателем своего товара или услуги. Определяя для себя привлекательный  рынок, предприятие выбирает и конкурентов, которые там присутствуют.

2.2. Факторы маркетинговой среды косвенного влияния

 

     Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках сил более обширной макросреды, которые  либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся  контролю факторы, за которыми фирма  должна внимательно следить и  на которые должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных факторов: демографических, экономических, политических, научно-технических, природных и  социокультурного окружения.

     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их.

     Маркетинговая среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

  • Демографическая среда.

   Демография - наука, изучающая население с  точки зрения численности и плотности  размещения. Для маркетологов демографическая  среда представляет интерес, поскольку  рынки состоят из людей.

     В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов демографические тенденции  служат исключительно надежными  факторами развития. Фирма может  взять перечень основных демографических  тенденций и точно определить, какое значение будет иметь для  нее каждая из них.13

Информация о работе Маркетинговый анализ предприятия