Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 19:20, контрольная работа
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция как форма проявления отношений на мировом рынке труда. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
Введение………………………………………………………………………….....3
1. Понятие миграции рабочей силы и ее причины……………………………….5
2. Формы и виды миграции………………………………………………………...7
3. Масштабы и направления миграции рабочей силы……………………………9
4. Последствия миграции рабочей силы …………………………………………12
5. Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России……………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………
К началу 2000 годов только в странах ЕС насчитывалось 16 млн мигрантов и членов их семей. Большую их часть принимают Германия, Франция, Англия, затем Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Так, в ФРГ насчитывается 4,6 млн иностранцев, во Франции — около 4 млн (преимущественно выходцев из Северной Африки), в Бельгии — около 1 млн испанцев и итальянцев, в Швеции — 1 млн (в основном финнов).
В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не привлекают местное население, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного воспроизводства. Так, в конце 90-х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе до 25% всех работающих по найму, причем в некоторых отраслях их удельный вес более высок. Например, иностранные рабочие составляли во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. В 2005 г. в Западной Европе было занято 25% иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост мигрантов составлял 500-600 тыс. человек, вместе с членами семей — не менее 1,3 млн человек, однако в последние годы численность иммигрантов стала уменьшаться. Этот факт можно объяснить жестко проводимой в рамках ЕС и на уровне отдельных государств (Франция, Германия) миграционной политикой.
Еще одним новым центром притяжения иностранной рабочей силы являются нефтедобывающие страны Персидского залива. Общая численность иммигрантов здесь в начале 90-х годов оценивалась в 5-6 млн человек. В этот регион иммигранты прибывают из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.
В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в обшей численности рабочей силы: Катар — 92% занятых, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Аравия — 60, Бахрейн — 51%. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом: Йемен — 7,3%, Египет — 5,2, Турция — 4,3, Пакистан — 3,8% от общей численности населения.[12]
Последствия миграции рабочей силы
Миграция рабочей силы - явление сложное и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, как принимающих, так и отдающих.
Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны):
Положительное влияние для экономики:
· вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие измерения в экономике;
· иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
· достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
· иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики;
· иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату.
Отрицательное влияние для экономики:
· ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
· происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
· провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):
Положительное влияние для экономики:
· эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
· из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;
· переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например: Югославия ежегодно получает 7 млрд. дол. от экспорта рабочей силы;
· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.
Отрицательное влияние для экономики:
· страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
· "утечка умов", в результате теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Таким образом, неоднозначность последствий международной миграции рабочей силы как для стран экспортеров, так и для стран импортеров приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т.е. государственной миграционной политики.
Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России
До последнего времени существовало полное противоречие между Концепцией демографического развития (принятой в 2001 г. на период до 2015 г.) и практикой регулирования миграционных процессов. Концепция экономического развития обозначает адекватную времени цель: нам необходимы иммигранты. В реальности же иммиграционная политика до последнего времени сводилась к борьбе с нелегальной миграцией и ограничивала приток любых иммигрантов в страну.
Требуется новая иммиграционная политика, направленная не на ограничение въезда, а на привлечение иммигрантов. При этом Россия находится в уникальном положении. Она окружена государствами, ранее составлявшими единую страну, где сейчас проживают миллионы человек, близких нам в культурном и ментальном отношении, говорящих на русском языке. Это дает шанс на протяжении нескольких лет привлекать русских и представителей российских народов, не изменяя резко этнический состав населения. А также сокращает средства, которые необходимы для интеграции иммигрантов в российское общество, и позволяет избежать межнациональных конфликтов.
В последнее время были приняты программы возвращения соотечественников и упрощена процедура регистрации трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом. Но требуется комплекс дополнительных мер.
Цель иммиграционной политики должна заключаться в обеспечении как внешнеполитических, так и внутриполитических интересов России, прав и законных интересов ее народа в сфере иммиграционных отношений. Необходимо осуществлять протекционистские меры в отношении представителей российских коренных народов и национальностей Российской Федерации, а также привлекать трудовых иммигрантов с необходимой квалификацией, соблюдая права коренного населения, как это происходит в Швейцарии, Франции, США.
В настоящее время создались благоприятные условия для привлечения мигрантов и «собирания российской нации». Во многих республиках бывшего СССР отмечается второй (после начала 90-х) этап антироссийских и антирусских настроений. Этим должны воспользоваться власти, чтобы решить демографические, геополитические и социально-экономические проблемы России. Основным приоритетом иммиграционной политики должно стать привлечение населения из стран СНГ и Балтии. На данный момент миграционный прирост за счет этих государств на 60% состоит из людей трудоспособного возраста, на 20% – из мигрантов с высшим и на 30% – из переселенцев со средним специальным образованием. В целом на выходцев из стран СНГ и Балтии приходится 95% миграционного прироста. [11]
Именно сейчас необходимо максимально облегчить доступ к российскому гражданству и процедуру его получения, расширить круг потенциальных российских граждан, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Необходимо учесть также возможность легализации тех соотечественников, которые уже давно живут и работают в России нелегально и полулегально. Необходимо ввести собственно четкое определение понятия «соотечественник» – оно отсутствует в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Указом президента РФ от 22 июня 2006 г.
Другим важным направлением иммиграционной политики России должно стать привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов и учебных мигрантов из различных стран. В сфере иммиграции неквалифицированной рабочей силы должны быть четко определены приоритеты занятости граждан России. Иностранные трудовые мигранты должны привлекаться в объемах, соответствующих потребностям и национального, и региональных рынков труда на жестких условиях по срокам пребывания, сферам и территориям деятельности, на временных условиях. Необходимо также обеспечить доступность и прозрачность порядка и процедуры привлечения мигрантов.
Наряду с мерами либерализации миграционной политики Россия должна осуществлять постоянный контроль в вопросах законности пересечения границы и использования рабочей силы работодателями, соблюдения условий труда мигрантов, их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений их зарплат.
Одной из приоритетных задач иммиграционной политики должна стать борьба с нелегальной иммиграцией и ее предотвращение. На территории России сложились изолированные этнические анклавы, в которых проживают нелегальные иммигранты, куда не имеют доступа представители власти, где, по существу, не действуют российские законы. Это не только среда для распространения преступности, но и угроза национальной безопасности страны. Должны быть ужесточены наказания за содействие нелегальной миграции и ее организацию, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями. Это позволит вывести использование труда мигрантов из сферы криминала и теневой экономики.
Таким образом, Россия не должна быть исключением в ряду стран, которые, несмотря на усиление взаимозависимости в условиях глобализации, регулируют иммиграцию исходя из собственных национальных интересов, не только удовлетворяя потребности экономики в трудовых ресурсах, но и стремясь сохранить культурную и этническую самобытность.
Заключение
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2009. - 568 с.
2. Вышегородцев М. М., А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? - журнал "Финансы". - №10 2008
3. Дежина И. "Утечка умов" из России: мифы и реальность - журнал "Науковедение", 2009
4. Денисенко М.Б., Замещающая миграция - журнал Международная миграция и современный мир, Выпуск 5, 2007
5. Ионцев В. А., Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: 2008
6. Кучина Е.В. Миграция как фактор повышения производительности труда. ЭКО 2010. № 10. С. 154-155.
7. Мальцева Е. Миграция трудовых ресурсов как индикатор состояния рынка труда и социально-экономического развития территорий [Текст] //Человек и труд. 2011.№ 4. С. 46-47.
8. Международная миграция населения на постсоветском пространстве: двадцать лет удач, ошибок и надежд [Текст] // Гл. ред. В.А. Ионцев. – М.: Верди 2011. С.10
9. Новиков В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. - М.: Наука, 2009. - 233 с.
10. Официальный сайт Центра демографии и экологии человека (электронный ресурс) www.demoscope.ru
11. Официальный сайт Международной организации труда (электронный ресурс) www.ilo.ru
12. Росстат (электронный ресурс) www.gks.ru
13. Статистический словарь - Ю.А.Юрков.-М.:Финстатинформ, 2008. с.228
14. Элефтерова М.И. Трудовая миграция в России: ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда[Текст]//Вопросы статистики. 2010. №2. С. 49.
Информация о работе Миграция рабочей силы и ее роль в формировании трудовых ресурсов