Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:55, реферат
Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных институтов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития.
Введение
1. Методология научных исследований
2. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований
3. Моделирование как метод социальных исследований
3.1 Классификация моделей
3.2 Принципы моделирования
Заключение
Содержание
Введение
3.1 Классификация моделей
3.2 Принципы моделирования
Заключение
Введение
Социальные явления, лежащие
в основе обществознания, достаточно
сложны для научного осмысления и
фиксации результатов, по сравнению
с естественными науками. В то
же время потребность в
Существенным фактором, повлиявшим на обществознание, становится неравномерность развития социальных знаний. Одним из свидетельств неравномерности в развитии социальных наук является степень проникновения математических методов в методологию каждой из дисциплин, придающая получаемым в ходе исследований результатам максимально возможную в рамках принятых рациональных стандартов фактическую достоверность. Это обстоятельство обусловило различия в подходах отдельных социальных дисциплин, формирующих собственные стратегии в обретении обоснованности достигнутых ими результатов. Если для экономики, социологии и психологии применение математических методов сопоставимо с естественными науками, то для других общественных дисциплин методологической основой стали методы сравнения, аналогии, кодификации, типизации и пр.
Также, нельзя недооценивать и сложившееся мнение о невысокой способности социальных наук достигать общественно значимых результатов в использовании социальных технологий для решения практических задач. Неудивительно, что основная доля финансирования социальных технологий пришлась в последние годы на PR -обеспечение избирательных кампаний.
По каким же основным критериям мы получаем представление об обществе? Среди основных направлений научного исследования социальных процессов можно выделить:
1. Методология научных исследований
Внедрение научной методологии
в исследование социальных процессов
позволило людям научиться
Системность, наряду с доказательностью и теоретичностью, является одним из главных атрибутов научного знания. Благодаря системности научного знания, постигается всеобщая связь явлений и процессов окружающей действительности, являющаяся объективной основой единства мира и отображающей ее системы наук. Теоретический характер научного знания делает его предметом обсуждения со стороны различных исследовательских школ, служит формой налаживания коммуникаций между ними и отображающего исследуемую действительность профессионального языка. Особые требования наука предъявляет к доказательности составляющих основу научных теорий положений: каждое из утверждений, сформулированных в качестве выводов, должно опираться на общепринятые в научном сообществе заключения. Главное предназначение науки заключается в том, чтобы дать истинное теоретическое отображение действительности, сформулировать законы развития различных ее сфер и научить использовать эти законы для решения актуальных задач человека.
Развитие научных теорий невозможно без методологии.
Методологией можно назвать
набор положений, принципов, исследовательских
приемов, раскрывающих некоторую общность
подходов ученых, принадлежащих к одной
или нескольким отраслям научного знания,
с целью более полного и комплексного
отображения объекта. Основу методологии
составляют признанные и универсальные методы. Методом
Учет уровней отображения
действительности позволяет выделять
2. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований
На современном этапе
состояние социальных наук в значительной
степени отображается как уже
сложившимся уровнем
Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным. Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.
Такая установка требует
от исследователей проведения социальных
обобщений с максимальной точностью.
А в социальных науках она становится
доступной только при актуализации
причинно-следственных связей, задающих
в естественных науках сущностную основу
научного закона. Социальная жизнь
в соответствии с принципами эволюционизма
рассматривалась в качестве равнодействующей
индивидуальных действий, продуктом
трансформации психических
В ходе использования индуктивного
подхода к социальным явлениям явно
обострилась проблема связи индивида
с единицами социальной структуры,
упорядочивающей поведение
Таким образом, можно выделить несколько способов подобного соединения, выделенных крупными европейскими социологами.
1. Моральный (Л. Гумплович). Люди, населяющие определенную территорию, в ходе своей текущей деятельности вырабатывают некоторые нормы, объясняющие некий параллелизм в оценке схожих событий. Содержание этих норм привязано к ценностным стереотипам, сформировавшимся в обществе, его традициям и нормам.
2. Психологический (Ч. Кули). Укоренение моральных норм в механизме привычек и бессознательного выбора обусловливают проявление психологического фактора в режиме соединения поведения индивида и социальной структуры. Человек поступает так потому, что он не может поступить иначе, поскольку такой вариант поведения заложен в его психологии, внутренней мотивации. Схожесть вариантов поведения, задаваемая на психологическом уровне, открывает широкие возможности для целенаправленного воздействия власти или крупных общественных объединений на настроение индивидов, манипулирование общественным сознанием и т. д.
3. Юридический (У. Самнер). Закрепление предписаний общественного поведения в законодательной форме — юридических норм и законов — открывает возможности в использовании юридического контроля в социальных общностях. Юридические средства интеграции индивида в действующий социальный порядок начинают действовать при развитой практике отношений на рынке, когда каждая сделка должна регулироваться соответствующей статьей закона, что заставляет участников унифицировать свое поведение в соответствующей среде.
4. Экономический (Э. Дюркгейм). Предполагает типизацию социальных действий через сложившуюся в обществе систему общественного разделения труда. Вступление социальных субъектов в режим свободного обмена произведенной продукции способствует закреплению этих субъектов в той экономической роли, в которой субъекты выступают на рынке ради получения материального дохода. Социальный анализ сложившегося общественного разделения труда позволяет говорить о сложившихся тенденциях в динамике занятости и характере поведения различных профессиональных и отраслевых групп.
Одним из наиболее ярких свидетельств применения дедуктивного подхода к объяснению социальных процессов стала разработанная М. Вебером теория «социального действия».
С точки зрения мотивационной
обусловленности социальные действия,
в соответствии с классификацией
М. Вебера, можно разделить на четыре
вида: целерациональное действие; ценностно-рациональное;
аффективное; традиционное.
Информация о работе Моделирование как метод социальных и политических исследований