Моделирование как метод социальных и политических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных институтов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития.

Содержание

Введение
1. Методология научных исследований
2. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований
3. Моделирование как метод социальных исследований
3.1 Классификация моделей
3.2 Принципы моделирования
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ИСЭП.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

  1. Методология научных исследований

 

  1. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований
  2. Моделирование как метод социальных исследований

3.1 Классификация моделей

3.2 Принципы моделирования

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальные явления, лежащие  в основе обществознания, достаточно сложны для научного осмысления и  фиксации результатов, по сравнению  с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов  становится все более острой и  требует организации четкой научно-исследовательской  методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Осознание  этой потребности стало возможным  благодаря созданию в различных  территориальных образованиях фундаментальных  институтов, способствующих выработке  этими обществами механизмов, оказывающих  направленное влияние на формирование эффективных способов общественного  развития.

Существенным фактором, повлиявшим на обществознание, становится неравномерность развития социальных знаний. Одним из свидетельств неравномерности в развитии социальных наук является степень проникновения математических методов в методологию каждой из дисциплин, придающая получаемым в ходе исследований результатам максимально возможную в рамках принятых рациональных стандартов фактическую достоверность. Это обстоятельство обусловило различия в подходах отдельных социальных дисциплин, формирующих собственные стратегии в обретении обоснованности достигнутых ими результатов. Если для экономики, социологии и психологии применение математических методов сопоставимо с естественными науками, то для других общественных дисциплин методологической основой стали методы сравнения, аналогии, кодификации, типизации и пр.

Также, нельзя недооценивать и сложившееся мнение о невысокой способности социальных наук достигать общественно значимых результатов в использовании социальных технологий для решения практических задач. Неудивительно, что основная доля финансирования социальных технологий пришлась в последние годы на PR -обеспечение избирательных кампаний.

По каким же основным критериям  мы получаем представление об обществе? Среди основных направлений научного исследования социальных процессов  можно выделить:

  • особенности индивидуального поведения (стереотипы, отклонения и формы проявления);
  • механизмы формирования и развития социальных общностей;
  • способы институционального регулирования отношений социальных общностей и систем;
  • выявление центров социальной активности и исследование процессов социальных перемещений (миграций, трудовой мобильности, карьерного роста).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методология  научных исследований

 

Внедрение научной методологии  в исследование социальных процессов  позволило людям научиться оценивать  тенденции развития обществ, культур, прогнозировать события и проектировать  ситуации с заданными изначально свойствами.

Системность, наряду с доказательностью и теоретичностью, является одним  из главных атрибутов научного знания. Благодаря системности научного знания, постигается всеобщая связь  явлений и процессов окружающей действительности, являющаяся объективной  основой единства мира и отображающей ее системы наук. Теоретический характер научного знания делает его предметом  обсуждения со стороны различных  исследовательских школ, служит формой налаживания коммуникаций между  ними и отображающего исследуемую  действительность профессионального  языка. Особые требования наука предъявляет  к доказательности составляющих основу научных теорий положений: каждое из утверждений, сформулированных в  качестве выводов, должно опираться  на общепринятые в научном сообществе заключения. Главное предназначение науки заключается в том, чтобы  дать истинное теоретическое отображение  действительности, сформулировать законы развития различных ее сфер и научить  использовать эти законы для решения  актуальных задач человека.

Развитие научных теорий невозможно без методологии. 

Методологией можно назвать набор положений, принципов, исследовательских приемов, раскрывающих некоторую общность подходов ученых, принадлежащих к одной или нескольким отраслям научного знания, с целью более полного и комплексного отображения объекта. Основу методологии составляют признанные и универсальные методы. Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта, и применяемый в регулировании, координации и проектировании процессов, в основе которых лежит исследуемый объект. Таким образом, методом является не только действие по упорядочиванию интересующей исследователя информации, но и операция по использованию этой информации в решении конкретных практических задач. Классификация методов научного исследования предполагает, как минимум, четыре основания. По области применения методы могут разделяться в соответствии с демаркацией между научными дисциплинами на: физические; химические; социальные; логико-математические и пр. Степень достоверности используемых методов лежит в основе их разделения на достоверные и вероятностные, а степень охвата — на частные и общие. Способность методов быть использованными в процедуре проектирования находит свое воплощение в выделении алгоритмических и эвристических методов. Алгоритмические методы направлены на разработку строгой последовательности действий, ведущих к заданному результату. Использование алгоритмических методов целесообразно для организационного сопровождения проектной деятельности и предполагает выработку мер практического воплощения положенного в их основу замысла. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике научно-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмических методов охватывает его заключительные этапы.

Учет уровней отображения  действительности позволяет выделять общенаучные и конкретно предметные методы исследования. К общенаучным методам принадлежат методы логико-теоретического и системного характера, позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения ее в контексте сложившейся в научном сообществе научной картины мира. Среди общенаучных методов наибольшую популярность получили методы системного подхода (системный анализ, моделирование), логико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции и пр.), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание и пр.). Конкретно-предметные методы включают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования репрезентативности и обработки данных, необходимые для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социально-экономические  и политические процессы как  объект социальных исследований

 

На современном этапе  состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже  сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического  осмысления. В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня  научными системами. Исключительное своеобразие  предмету социально-экономических  и политических исследований придает  стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой  общности обрести наивысшую в  данных условиях устойчивость и способность  к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки: разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях; мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем; разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории; разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.

Научные представления об обществе, социальных группах и процессах  в историческом плане формировались  двумя путями: индуктивным и дедуктивным. Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.

Такая установка требует  от исследователей проведения социальных обобщений с максимальной точностью. А в социальных науках она становится доступной только при актуализации причинно-следственных связей, задающих в естественных науках сущностную основу научного закона. Социальная жизнь  в соответствии с принципами эволюционизма  рассматривалась в качестве равнодействующей индивидуальных действий, продуктом  трансформации психических факторов индивидуального сознания. Логика эволюционизма  подсказывала, что для того, чтобы  объяснить социальный факт, слабо  понимаемый воспринимающими его  людьми, необходимо проследить его  историю. В ходе такого прослеживания  можно выявить тайные механизмы  и пружины, вызвавшие этот факт к  жизни и сделавшие его значимым для конкретного общества. Типизация  алгоритма общественного развития давала возможность фиксировать  в развитии любого общественного  формирования определенные стадии, обусловливающие  степень общественной солидарности.

В ходе использования индуктивного подхода к социальным явлениям явно обострилась проблема связи индивида с единицами социальной структуры, упорядочивающей поведение человека, делающей его узнаваемым и предсказуемым. Социальные процессы и явления изменяются не только в зависимости от природы  составляющих элементов, но и от способа  их соединения. Способ соединения людей  в социальную общность не только позволяет  исследователю определить механизм их детерминации в обществе, но и  служит атрибутом культурной самобытности.

Таким образом, можно выделить несколько способов подобного соединения, выделенных крупными европейскими социологами.

1. Моральный (Л. Гумплович). Люди, населяющие определенную территорию, в ходе своей текущей деятельности вырабатывают некоторые нормы, объясняющие некий параллелизм в оценке схожих событий. Содержание этих норм привязано к ценностным стереотипам, сформировавшимся в обществе, его традициям и нормам.

2. Психологический (Ч. Кули). Укоренение моральных норм в механизме привычек и бессознательного выбора обусловливают проявление психологического фактора в режиме соединения поведения индивида и социальной структуры. Человек поступает так потому, что он не может поступить иначе, поскольку такой вариант поведения заложен в его психологии, внутренней мотивации. Схожесть вариантов поведения, задаваемая на психологическом уровне, открывает широкие возможности для целенаправленного воздействия власти или крупных общественных объединений на настроение индивидов, манипулирование общественным сознанием и т. д.

3. Юридический  (У. Самнер). Закрепление предписаний общественного поведения в законодательной форме — юридических норм и законов — открывает возможности в использовании юридического контроля в социальных общностях. Юридические средства интеграции индивида в действующий социальный порядок начинают действовать при развитой практике отношений на рынке, когда каждая сделка должна регулироваться соответствующей статьей закона, что заставляет участников унифицировать свое поведение в соответствующей среде.

4. Экономический  (Э. Дюркгейм). Предполагает типизацию социальных действий через сложившуюся в обществе систему общественного разделения труда. Вступление социальных субъектов в режим свободного обмена произведенной продукции способствует закреплению этих субъектов в той экономической роли, в которой субъекты выступают на рынке ради получения материального дохода. Социальный анализ сложившегося общественного разделения труда позволяет говорить о сложившихся тенденциях в динамике занятости и характере поведения различных профессиональных и отраслевых групп.

Одним из наиболее ярких свидетельств применения дедуктивного подхода к объяснению социальных процессов стала разработанная М. Вебером теория «социального действия».

С точки зрения мотивационной  обусловленности социальные действия, в соответствии с классификацией М. Вебера, можно разделить на четыре вида: целерациональное действие; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное. Целерациональное действие представляет собой сознательное использование условий и средств для достижения поставленной цели. В основе ценностно-рационального действия лежит вера в самодовлеющие ценности и нормы, характерные для той или иной социальной группы. Аффективное действие вызывается эмоциональным состоянием индивида, его чувствами и ощущениями. Длительные привычки и обычаи вызывают традиционное действие. Особенностью классификации социальных действий, по М. Веберу, является усиление, по мере перехода, от целерационального к традиционному роли общественных институтов, ослабляющих влияние индивидуальной рациональности в поведении человека.

Информация о работе Моделирование как метод социальных и политических исследований