Нематериальные активы.интелектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты определения понятия патент……………………..5
1.1. Понятие и сущность интеллектуальной собственности……………………….5
1.2. Объекты интеллектуальной собственности…………………………………….8
1.3. Регулирование патентного права в РФ…………………………………………13
Глава 2. Основные подходы к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………16
2.1. Затратный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности…………………………………………………………………………16
2.2. Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………18
2.3 Доходный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности…………………………………………………………………………21
Глава 3. Определение рыночной стоимости патента на изобретение лакокрасочных покрытий…………………………………………………………….28
3.1 Характеристика объекта оценки…………………………………………………28
3.2 Расчет рыночной стоимости патента на изобретение лакокрасочных покрытий методом дисконтированных денежных потоков……………………………………29
3.3 Расчет рыночной стоимости патента на изобретение лакокрасочных покрытий методом освобождения от роялти……………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая НМА(1).docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты  определения понятия патент……………………..5

1.1. Понятие и сущность интеллектуальной собственности……………………….5

1.2. Объекты интеллектуальной собственности…………………………………….8

1.3. Регулирование патентного права в РФ…………………………………………13

Глава 2. Основные подходы к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………16

2.1. Затратный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности…………………………………………………………………………16

2.2. Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности……………………………………………………18

2.3 Доходный подход к  оценке рыночной стоимости объекта  интеллектуальной собственности…………………………………………………………………………21

Глава 3. Определение рыночной стоимости патента на изобретение лакокрасочных покрытий…………………………………………………………….28

3.1 Характеристика объекта  оценки…………………………………………………28

3.2 Расчет рыночной стоимости  патента на изобретение лакокрасочных  покрытий методом дисконтированных  денежных потоков……………………………………29

3.3 Расчет рыночной стоимости  патента на изобретение лакокрасочных  покрытий методом освобождения  от роялти……………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………………………………………………...35

 

Введение

Одним из главных показателей  цивилизованного общества во все  времена было и продолжает оставаться то, какое внимание  уделяется  в  нем  развитию науки, культуры и техники. От того,  насколько  значителен  интеллектуальный потенциал  общества и уровень его культурного  развития,  зависит,  в  конечном счете, и успех решения  стоящих  перед  ним  экономических  проблем.  В  свою очередь наука, культура и  техника могут  динамично  развиваться  только  при наличии соответствующих  условий,  включая  необходимую  правовую  защиту  и оценку интеллектуальной собственности.

Оценка стоимости интеллектуальной собственности и формирования стратегии  управления предприятием на базе его  нематериальных активов - та проблема, необходимость решения которой  ни у кого не вызывает сомнений. Оценка интеллектуальной собственности по сей день остается одной из самых  сложных и глубоких проблем теории и практики не только российского, но и мирового высокотехнологического бизнеса.

В настоящее время наблюдается  все возрастающий интерес со стороны  руководителей, предпринимателей и  менеджеров предприятий и организаций  к использованию объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов и ее результатов в  различных сферах повседневной деятельности и экономико-правовых ситуациях  с целью получения дохода. Значимую роль начинает играть и оценка данных активов.

       В условиях  современной рыночной экономики  в России все  более  важным  элементом становятся  такие   важные  объекты  собственности,  как патенты, фирменные наименования,  товарные  знаки,  знаки  обслуживания  и  наименования   мест происхождения  товаров. Создание равных условий  хозяйствования для  различных  типов товаровладельцев, внедрение  конкурентных начал  в  их  деятельность  и повышение ответственности  за ее результаты,  необходимость   насыщения  рынка товарами  и услугами обуславливает объективную  потребность в оценке и   защите объектов интеллектуальной  собственности средств индивидуализации.

Тема курсовой работы: «Определение рыночной стоимости патента на лакокрасочные  покрытия».

Актуальность данной темы заключается в стремлении к индивидуализации субъектов экономической деятельности, развитии и повышении значимости технологических новшеств.

Цель курсовой работы: определить рыночную стоимость патента на лакокрасочные  покрытия.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты определения понятия патент, а именно:
  • понятие и сущность интеллектуальной собственности
  • объекты интеллектуальной собственности: патент
  • регулирование патентного права в Российской Федерации
  1. Рассмотреть основные подходы к оценке рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности, а именно:
  • затратный подход
  • сравнительный подход
  • доходный подход
  1. Определить рыночную стоимость патента на лакокрасочные покрытия методом освобождения от роялти и методом дисконтированных денежных потоков.

При написании курсовой работы были использованы периодические издания, Интернет сайты, а также нормативные и законодательные документы Российской Федерации.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты определения понятия  патент

    1. Понятие и сущность интеллектуальной собственности

Одним из главных показателей  цивилизованного общества во все  времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в  нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень  его культурного развития, зависит  в конечном счете и успех решения  стоящих перед ним экономических  проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично  развиваться только при наличии  соответствующих условий, включая  необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности.

 В условиях современной  рыночной экономики в России  все более важным элементом  становятся такие важные объекты  собственности, как фирменные  наименования, товарные знаки, знаки  обслуживания и наименования  мест происхождения товаров. Создание  равных условий хозяйствования  для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал  в их деятельность и повышение  ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка  товарами и услугами обуславливает  объективную потребность в оценке  и защите объектов интеллектуальной  собственности средств индивидуализации.

 Патентное право имеет  дело с промышленной собственностью, т.е. исключительными правами  реализуемыми в сфере производства, торгового обращения, оказания  услуг и т.п. но законодательство  не рассматривает средства индивидуализации  предпринимателей и их продукции  в качестве результатов творческой  деятельности и не признает  каких-либо особых прав за их  конкретными создателями. Когда  речь идет о правовой защите  объектов интеллектуальной собственности,  то основной функцией является  обеспечение индивидуализации производителей  и их товаров, работ и услуг.

 

 Фирменные наименования, являющееся коммерческим именем  предприятия, неразрывно связано  с его деловой репутацией. Под  этим именем предприниматель  совершает сделки и иные юридические  действия, несет юридическую ответственность  и осуществляет свои права  и обязанности, рекламирует или  реализует произведенную им продукцию.  Фирменные наименования, ставшее  популярным у потребителей и  пользующееся доверием у деловых  партнеров, приносят предпринимателю  не только доход, но и заслуженное  уважение в обществе и признание  его заслуг. Поэтому право на  фирму должно рассматриваться  и как важное личное неимущественное  благо. Использование фирменного  наименования выполняет также  существенную информационную функцию,  поскольку доводит до сведения  третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме  предприятия.[2]

 Тварный знак и знак  обслуживания, которыми маркируются  производимые товары и оказываемые  услуги, являются активным связующим  звеном между изготовителем и  потребителем, выступая в роли  безмолвного продавца. Наряду с  отличительной функцией, популярный  товарный знак вызывает у потребителей  определенное представление о  качестве продукции. Одной из  важных функций товарного знака  является также реклама выпускаемых  изделий, поскольку завоевавший  доверие потребителей товарный  знак способствует продвижению  любых товаров маркированным  данным знаком. Известно также,  что на мировом рынке цена  изделий с товарным знаком  в среднем на 15-25% выше, чем цена  анонимных товаров. Наконец, товарный  знак служит для защиты выпускаемой  продукции на рынке и применяется  в борьбе с недобросовестной  конкуренцией.

 Аналогичные функции  выполняются и таким средством  обозначения продукции, как наименование  места происхождения товара. Наряду  с ними обозначение товара  наименованием места его происхождения  выступает как гарантия наличия  в товаре особых неповторимых  свойств, обусловленных местом  его производства. Обеспечивая правовую  охрану наименований мест происхождения  товара, государство защищает и  стимулирует развитие традиционных  ремесел и промыслов, продукция  которых всегда пользуется большим  спросом у потребителей. [1]

 Таким образом, законодательство  о средствах индивидуализации  является важной частью правовой  охраны объектов интеллектуальной  собственности.

 Творения, признаваемые  произведениями науки, литературы  или искусства, а также изобретения,  полезными моделями и промышленными  образцами, не исчерпывают собой  всего многообразия результатов  творческой деятельности. Наряду  с ними имеется немало объектов, которые создаются творческими  усилиями людей, представляют  ценность для общества и нуждаются  в общественном признании и  правовой охране. Наличие такого  рода объектов и необходимость  их оценки и правового регулирования  вязанных с ними общественных  отношений в настоящее время  признается подавляющим большинством  государств. В России, кроме традиционных  объектов, охраняемых авторским  и патентным правом, а также  законодательством о средствах  индивидуализации, предоставляется  охрана селекционным достижением,  топологиям интегральных микросхем,  информации, составляющей служебную  и коммерческую тайну, и некоторым  другим результатам интеллектуальной  деятельности.

 При этом отдельные  объекты интеллектуальной собственности,  в частности научные открытия  и рационализаторские предложения,  являются особенными в российских  условиях, поскольку в большинстве  государств мира они особо  не выделяются. Другие же объекты,  в частности селекционные достижения, секреты производства, топологии  интегральных микросхем, пользуются  специальной правовой охраной  в большинстве стран мира.[2]

 Итак интеллектуальная  собственность - собирательное понятие,  применяемое для обозначения  прав на:

 результаты интеллектуальной (творческой) деятельности в области  литературы, искусства, науки и  техники, а также в других  областях творчества;

 средства индивидуализации  участников гражданского оборота,  товаров или услуг;

 защиту от недобросовестной  конкуренции.

 Дать точное и универсальное  определение интеллектуальной собственности  крайне сложно, если вообще возможно, поскольку содержание понятия  интеллектуальной собственности  меняется по мере по мере  развития техники, рыночных отношений  и законодательства, а объединяемые  данным понятием права очень  разнородны.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Объекты интеллектуальной собственности: патент

К объектам интеллектуальной собственности, как отметил Ботуз С., относятся следующие результаты интеллектуальной деятельности:

  1. Произведения науки, литературы, искусства
  2. Программы для ЭВМ
  3. База данных
  4. Исполнение
  5. Сообщение в эфире
  6. Радио и телепередача, вещание эфирного и кабельного телевидения
  7. Изобретение
  8. Полезная модель
  9. Промышленный образец – полезная модель, получившая свойства удовлетворения потребностей
  10. Селекционные достижения
  11. Топология интегральных микросхем
  12. Секреты производства (ноу-хау)
  13. Фирменные наименования
  14. Товарные знаки и знаки обслуживания
  15. Наименование мест происхождения товара

Информация о работе Нематериальные активы.интелектуальная собственность