Организация кредитного процесса в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса кредитования в коммерческом банке на примере ОАО CКБ «Примсоцбанк» и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы кредитного процесса и их содержание;
2. Рассмотреть особенности оценки кредитоспособности клиента как важного этапа кредитного процесса;
3. Изучить виды кредитной документации;
4. Дать оценку организации кредитного процесса в ОАО CКБ «Примсоцбанк» при кредитовании юридических лиц;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Office Word (4).docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

В данном случае заемщик  может обслуживаться в одном  банке, а получать кредит в другом. При этом банк, дающий кредит, уведомляет банк, в котором открыт текущий  счет кредитополучателя, о размере  и сроках погашения кредита.

 

1.2 Виды кредитной  документации

 

Источником кредита служат временно свободные ресурсы в  денежной форме, высвобождаемые в процессе деятельности кредитных институтов. От всех иных форм предоставления средств (субсидии, субвенции, дотации и др.) кредит как экономическую категорию отличают три основополагающих принципа - срочность, возвратность и платность.[1]

При этом под срочностью подразумеваются заранее оговоренные сроки возврата кредитору заемных средств; под возвратностью - обязательная выплата кредитору суммы основного долга на оговоренных условиях. Платность означает, что в данной экономической операции денежные средства представляют собой специфический товар и, на основе закона стоимости, его цена выражается в процентах.

Кредитование осуществляется при предоставлении заемщиком пакета документов:

  1. Технико-экономическое  обоснование кредитуемого мероприятия, которое должно предусматривать:

  — характеристику  деятельности заявителя и производимой им продукции;

  — перечень производимой  в счет кредита продукции (услуг), ее экспортные возможности, сравнительные характеристики с аналогичной продукцией, выпускаемой на внутреннем и мировом рынке;

  — анализ рынков  сбыта предполагаемой к экспорту  продукции, тенденции и спрос  на соответствующую продукцию, конкуренцию, стратегию выхода на международный рынок, наличие договоренностей с инофирмами об экспорте продукции (контракты, договоры);

  — документы, подтверждающие  право собственности заемщика  на экспорт продукции, выручка  от которой будет направлена  на погашение ссудной задолженности; 

  — наличие лицензии по поставке продукции на экспорт;

  — сроки реализации проекта (по срокам строительства и обустройства площадки, изготовления и поставки оборудования, его монтажа, пуска в эксплуатацию и выхода на проектную мощность);

  — расчеты окупаемости,  включая баланс импортных платежей  и поступлений от экспорта;

  — при необходимости  информацию от других организаций, подтверждающую приведенные выше данные.

  2. Копии контрактов, договоров,  соглашений со всеми приложениями к ним (к внешнеторговому контракту — перевод на русский язык).

  3. Бухгалтерская отчетность, отчет о прибылях и убытках,  декларации о доходах и другие  данные для определения финансового  состояния и кредитоспособности заемщика за определенный период.

  4. Заявка на предоставление  ссуды, оформленная должным образом. 

  5. Информация о заемщике.

  6. Сведения о движении  товарно-материальных ценностей.

  7. Срочные обязательства. 

  8. Кредитный договор. 

  9. Информация об обеспечении,  а также бизнес-план.

  Заемщикам, имеющим  постоянные кредитные отношения с банком, хорошую у него репутацию, перечень представляемых документов для кредитования может быть банком сокращен. При необходимости банк может потребовать заключение аудиторской организации о финансово-хозяйственной деятельности заемщика, наименование банков, в которых открыты расчетные, ссудные и валютные счета заемщика, и размер имеющейся ссудной задолженности с указанием классификации займа в их ссудном портфеле, а также обязательства по обеспечению своевременного возврата кредита по формам, принятым в банковской практике: залоговое обязательство, гарантийное письмо, контргарантия, поручительство и другие.

  Кредитный отдел банка  возглавляет всю работу, связанную с подготовкой и прохождением документов по вопросам кредитования, координирует работу других служб, связанных с кредитованием, и отвечает за оперативность и достоверность предоставляемых заемщиком сведений.

  В компетенцию специалистов  кредитного отдела при кредитовании  входит рассмотрение наличия  кредитных ресурсов, полноты представленных  документов, необходимых для получения кредита, определение реальности представленных расчетов технико-экономического обоснования и анализ кредитоспособности заемщика, а также изучение факторов, которые могли привести к непогашению ссуды.[17]

  Кредитные работники  совместно со специалистами правоведами  юридического отдела изучают  юридические дела клиентов на предмет определения их правового статуса и полномочий. Тщательно изучаются контракты, и дается им правовая оценка по базисным условиям поставок, срокам, валюте платежа, формам платежа (расчетов) и выясняется, соблюдены ли необходимые юридические требования по ним. Ими устанавливается наличие права собственности у залогодателя или его поручителей на закладываемое имущество. Юридическая служба банка обеспечивает правовую поддержку при рассмотрении заявки на получение кредита, при заключении кредитного соглашения, договора залога, при реализации заложенного имущества.

  В тех случаях, когда  по каким-либо мотивам выдача  ссуды становится невозможной,  об этом составляется письменное  мотивированное заключение и  передается на рассмотрение руководителю  банка или на коллегиальный орган банка — кредитный комитет.

  Заключения кредитного  отдела и других служб банка являются основанием для вынесения вопроса о предоставлении кредита на рассмотрение кредитной комиссии либо правления банка. При вынесении положительного решения кредитной комиссией или правлением банка, в отдельных случаях руководителем банка, юридическая служба готовит договор о залоге, а кредитный отдел — кредитное соглашение (договор), которое затем подписывается руководителем банка.

  Выдача ссуд клиентам  осуществляется с отдельных ссудных  лицевых счетов, открываемых в  зависимости от целевого направления  ссуды (шифра кредита). При этом  выручка от реализации продукции  и все другие поступления денежных  средств зачисляются банком на  расчетный счет заемщика.

  Ссуда выдается, как  правило, при отсутствии средств  на расчетном счете, на оплату  расчетно-денежных документов за товарно-материальные ценности и: услуги, на открытие аккредитивов и на другие потребности заемщика, определенного в кредитном договоре. В необходимых случаях ссуда может быть предоставлена по распоряжению руководителя банка на оплату счетов за товарно-материальные ценности и оказанные услуги и при наличии свободных средств на расчетном счете. Выдача ссуды производится единовременно, ежедневно и в другие сроки, определенные в кредитном договоре. Единовременно ссуда выдается также на оплату счетов по разовым контрактам и договорам.

  В соответствии с  порядком и условиями выдачи  и погашения кредита, предусмотренными  в кредитном договоре, кредитным  отделом банка оформляется распоряжение на их выдачу. При выдаче ссуды впервые обратившемуся заемщику банку необходимо удостовериться, что в уставе данного заемщика предусмотрено право его руководства заключать от имени хозяйствующего субъекта хозяйственные договоры. [1,3,9]

 

1.3 Оценка кредитоспособности  и платежеспособности клиента

 

Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования является оценка кредитоспособности и  платежеспособности клиента. От правильной оценки часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность  банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому банки придают огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы  контроля и оценки кредитных рисков.

Отметим различие в понятиях «платежеспособность» и «кредитоспособность».

Платежеспособность клиента  — это его возможность и  способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.

Кредитоспособность же характеризует  лишь возможность предприятия погасить ссудную задолженность.

В банковской практике при  рассмотрении заявки на кредит оба  эти понятия существуют в тесной взаимосвязи. Ведь без анализа платежеспособности существует опасность проявления в  будущем факторов, которые прямо  повлияют на кредитоспособность клиента. В то же время кредитоспособность клиента может быть гораздо выше его платежеспособности, так как  погашение кредита возможно из средств, полученных от реализации заложенного  имущества, а также за счет средств  гаранта (поручителя).

Итогом оценки кредитной  заявки должно быть:

— формулирование выводов  о кредитоспособности заемщика; 
— определение вида и характеристик кредитного продукта, которые в наибольшей степени соответствуют общему направлению развития бизнеса банка с данным клиентом и особенностям данного клиента.

Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной  рейтинговой системы оценки кредитных  заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения  группы кредитного риска кредитных  продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям). При  этом заполняется краткое досье  клиента по установленной форме.

Вместе с тем процесс  оценки качества заявки не должен сводиться  исключительно к ее анализу по указанной рейтинговой системе  классификации (т.е. к расчету группы риска), поскольку такая классификация  не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной  заявки. Кроме того, ориентация на чисто  количественный метод анализа часто  приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или  продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска. Например, при одинаковом уровне риска заемщиков обороты по их счетам, показатели их финансового состояния и их доходность для банка (т.е. факторы, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о предоставлении кредита) могут сильно различаться.[6]

Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе  следующих критериев:

1) качество управления  компанией (уровень менеджмента);

2) характер кредитуемой  сделки;

3) опыт работы банка  с данным конкретным клиентом (кредитная история);

4) состояние отрасли и  региона, конкурентоспособность  клиента, положение конкретного  клиента в указанной отрасли;

5) финансовое положение  клиента;

6) возможность предоставления  клиентом имущества для использования  в качестве иного обеспечения.

Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и  опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.

Опыт работы банка с  клиентом (характер взаимоотношений  с клиентом). Прежде всего, кредитный  инспектор должен оценить прочность  взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые  нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка  с клиентом, относятся:

— длительность взаимоотношений  заемщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);

— количественные параметры  операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и  сроки кредитов, гарантий и др., суммы  оборотов по счетам, суммы депозитов  и др.);

— кредитная история.

Анализ внешней среды (региональные и отраслевые факторы) является важным аспектом прогноза риска  банка по каждой запрашиваемой ссуде.

Оценив связанные с  кредитной заявкой факторы внешней  среды, в которой функционирует  заемщик, уровень менеджмента и  конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, кредитный инспектор приступает к анализу финансовой отчетности.[8]

Детальный комплексный финансовый анализ заемщика (движение денежных средств, платежеспособность, ликвидность, соотношение  собственных и заемных средств) и объекта кредитования производится на основании имеющейся в распоряжении кредитного инспектора документации. При этом инспектором должны использоваться документы, предоставленные самим  заемщиком, полученные из других источников, а также документы, уже имеющиеся  в банке и ранее предоставленные  заемщиком (по предыдущим кредитам и  при получении других услуг).

Конечной целью кредитных  подразделений банка является обеспечение  возврата ссуженных средств и  запланированной доходности вложений.  
Каждый из заемщиков индивидуального подхода, учитывающего особенности планирования бизнеса, целей получения кредита.

Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке