Организация кредитного процесса в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса кредитования в коммерческом банке на примере ОАО CКБ «Примсоцбанк» и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы кредитного процесса и их содержание;
2. Рассмотреть особенности оценки кредитоспособности клиента как важного этапа кредитного процесса;
3. Изучить виды кредитной документации;
4. Дать оценку организации кредитного процесса в ОАО CКБ «Примсоцбанк» при кредитовании юридических лиц;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Office Word (4).docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.Особенности кредитного процесса в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика деятельности

ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк»

 

30 июня 1993 года на собрании акционеров принято решение об учреждении Социального коммерческого банка Приморья «Примсоцбанк» в форме открытого акционерного общества. Право осуществления банковской деятельности было подтверждено лицензией № 2733 Центрального Банка Российской Федерации 4 марта 1994 года.

На сегодняшний день Примсоцбанк имеет 47 точек присутствия в 23 населенных пунктах России. В банке работает более 1500 квалифицированных сотрудников, число которых растет по мере развития филиальной сети. Мы работаем в Приморском, Хабаровском и Камчатском крае, Москве, Санкт-Петербурге, Омской, Челябинской, Иркутской, Свердловской областях.

Доверие  - один из основополагающих принципов работы Примсоцбанка.[10]

В соответствии со стратегией развития банка в 2011 году  в области  финансовой деятельности в качестве приоритетного  направления банк планировал обеспечение устойчивого  роста банка за счет  увеличения капитала банка, в том числе и  за счет внешних инвестиций в капитал.

Банк планировал использовать возможности привлечения  средств  от размещения облигаций, кредитов банков и международных финансовых институтов в  соответствии со своими потребностями  в формировании долгосрочной ресурсной  базы, с учетом рыночной конъюнктуры  и стоимостных характеристик  заимствований.

В области отношений с  клиентами и рыночной стратегии  в 2011 году в качестве приоритетных направлений  деятельности банк планировал:

- развитие розничного  бизнеса, в том числе: потребительского  кредитования, ипотечного кредитования, внедрение и развитие систем  дистанционного обслуживания для  розничных клиентов;

- развитие корпоративного  бизнеса, в том числе: расширение  кредитования корпоративных клиентов, реализация программы кредитования  малого бизнеса;

- повышение качества обслуживания  клиентов;

- расширение международных  операций за счет усиления  этой работы в регионах присутствия  банка и повышение качества  обслуживания клиентов.

В области внутренних бизнес-процессов  банк планировал реализацию программ институционального развития банка, в  том числе повышение эффективности  внутренних бизнес-процессов за счет разработки и внедрения задач  ВРМ – системы и поддержание  соответствия банка регулятивным требованиям  со стороны законодательных органов, ЦБ РФ и других контрагентов на требуемом  уровне.

В области обучения и развития персонала  банк планировал развитие программ обучения и повышения эффективности персонала, разработку программы адаптации  новых сотрудников банка с  целью для снижения текучести  кадров.[12]

Сравнение темпов прироста основных показателей банка и  банковской системы России, показывает, что в 2011 году рост основных показателей  банковской деятельности превышал рост показателей банковской системы  России, исключение составил  сегмент  привлечения средств юридических  лиц.  В Приморском крае банку  удалось улучшить свои позиции в  основных рыночных сегментах.

Среди российских банков «Примсоцбанк»  по состоянию на 1 января 2012 года занимал следующие позиции (рейтинг Интерфакс среди 1000 российских банков):

-по активам – 126 место  (по итогам 2010 года – 141);

-по собственным средствам  – 150 место (по итогам 2010 года  – 188);

-по прибыли после налогов  – 73 место  (по итогам 2010 года  – 83).

(рейтинг РБК):

-чистые активы – 125 место;

-кредитный портфель - 89 место;

10 августа  2011 г. Международное Рейтинговое Агентство Fitch Ratings присвоило ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» следующие рейтинги:

  • долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной валюте подтвержден на уровне  «B», присвоен «Стабильный» прогноз, нет уровня поддержки;
  • краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B»;
  • индивидуальный рейтинг подтвержден на уровне «D»;
  • рейтинг устойчивости подтвержден на уровне «d»;
  • рейтинг поддержки подтвержден на уровне «5»;
  • национальный долгосрочный рейтинг: «ВВВ-(rus), присвоен «Стабильный» прогноз.

Присвоенные рейтинги свидетельствует  об прочных позициях банка в области  капитала, качества активов, ликвидности, прибыльности и корпоративного управления (Таблица 1, 2).

Таблица 1

Сравнение темпов прироста показателей пассивных операций банковской системы России, банковского  сектора Приморского края и банка

 

Вклады физ. лиц

Средства юр. лиц

Год

БС России

БС Прим. Края

ПримСоц-Банк

БС России

БС Прим. Края

ПримСоц-Банк

2010

31.2%

46.8%

43.7%

16.4%

19.7%

38.7%

2011

20.9%

23.9%

52.1%

25.8%

12.8%

20.4%


Таблица 2

Доля рынка банка в  Приморском крае

Дата

Активы(*)

Кредиты юр. лиц

Кредиты физ. лиц

Вклады физ. лиц

Ср-ва юр. лиц

01.01.11

7.4%

5.2%

4.3%

6.2%

5.3%

01.01.12

8.7%

5.6%

4.6%

8.3%

6.4%


(*) информация по Активам  приведена по головным офисам  и филиалам, расположенным в регионе.  Данные по другим показателям  приведены по всем внутренним структурным подразделениям банков на территории Приморского края.

 

В соответствии со стратегией развития банка на 2011- 2013 годы в 2012 году  в области финансовой деятельности приоритетным направлением деятельности является обеспечение устойчивого роста банка за счет  увеличения капитала банка, в том числе и за счет внешних инвестиций в акционерный капитал.[12,13]

Банк будет использовать возможность привлечения  средств  от размещения облигаций, кредитов банков и международных финансовых институтов в  соответствии со своими потребностями  в формировании долгосрочной ресурсной  базы, с учетом рыночной конъюнктуры  и стоимостных характеристик  заимствований.

В области отношений с  клиентами и рыночной стратегии  в 2012 году приоритетными направлениями деятельности будут:

- развитие розничного  бизнеса, в том числе: потребительского  кредитования, ипотечного кредитования, внедрение и развитие систем  дистанционного обслуживания для  розничных клиентов;

- развитие корпоративного  бизнеса, в том числе: расширение  кредитования корпоративных клиентов, реализация программы кредитования  малого бизнеса;

- повышение качества обслуживания  клиентов;

- разработка программ  повышения лояльности клиентов  с целью развития долгосрочных  отношений с клиентами;

- расширение международных  операций за счет усиления  этой работы в регионах присутствия  банка и повышение качества  обслуживания клиентов.

В области внутренних бизнес-процессов  будет продолжена реализация программ институционального развития банка, в том числе повышение эффективности внутренних бизнес-процессов за счет разработки и внедрения задач ВРМ – системы и поддержание соответствия банка регулятивным требованиям со стороны законодательных органов, ЦБ РФ и других контрагентов на требуемом уровне.

В области обучения и развития персонала  будут продолжены программы обучения и повышения эффективности персонала, для снижения текучести кадров будет разработана и внедрена программа адаптации новых сотрудников банка.

В соответствии со «Стратегическим  планом банка на 2011-2013 годы», финансовым планом и планом мероприятий на 2012 год банк планирует развиваться  как универсальный банк.

Основной регион деятельности банка: - Приморский край. Филиалы банка  расположены  в разных регионах России:  Приморском крае, г. Москве,  г. Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Камчатской области, Омской области, Иркутской области, Челябинской области,  Свердловской области.

Основным направлением активных операций банка, по-прежнему, будут  оставаться операции кредитования корпоративных  клиентов и населения. Наряду с операциями кредитования, банк будет осуществлять вложения в ликвидные рублевые и  валютные ценные бумаги в целях обеспечения  необходимого уровня ликвидности и  диверсификации источников своих доходов.

Основой ресурсной базой  банка в будущем по-прежнему останутся  вклады физических лиц в рублях и  иностранной валюте. В целях диверсификации пассивов банк ставит перед собой  задачу увеличения в структуре привлеченных средств доли ресурсов, привлеченных от корпоративных клиентов.

По мере формирования благоприятных  условий для заимствований на финансовых рынках банк   планирует  осуществлять выпуски облигационных  займов. [7,10,11]

Структура доходов банка  в основном будет определяться структурой активных операций банка. Преобладающую  роль в доходах будут играть доходы от кредитования корпоративных клиентов и населения.

Наряду с развитием  операций размещения и привлечения  ресурсов банк планирует расширять  круг банковских услуг, предоставляемых  физическим и юридическим лицам  на комиссионной основе, в том числе  за счет международных расчетов и  ДБО. Развитие в данном направлении  сделает банк более устойчивым и  менее зависимым от возможных  колебаний объемов процентных доходов.

Вместе с тем, рост будущих  доходов банка будет поддерживаться постоянной направленностью его  деятельности на оптимизацию операционных банковских затрат.

 

2.2 Оценка организации  кредитного процесса в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанке» при кредитовании юридических лиц

 

Кредитные операции являются приоритетным направлением деятельности банка.

Банк осуществляет  следующие  виды кредитования:

  • коммерческое кредитование юридических лиц и частных предпринимателей,

- кредитование частных  лиц, в том числе потребительское  и ипотечное кредитование;

  • кредитование на рынке МБК.

Основными клиентами банка  в этой области деятельности являются предприятия малого и среднего бизнеса.

В течение 2011 года банк сумел  укрепить свои позиции в этом сегменте банковского рынка.

Портфель корпоративных  кредитов в течение 2011 года вырос  на 65.4%  и составил 10 473 млн. рублей (балансовая стоимость). Объем выданных кредитов корпоративным клиентам за прошедший год составил  20 008 млн. рублей (темп прироста 53.4%).

Приоритетным направлением деятельности Банка  в кредитовании корпоративных клиентов в 2011 году было кредитование малого бизнеса. Прошедший  год продемонстрировал заметные достижения банка в поддержке  малого бизнеса. Количество выданных кредитов выросло за год на 40.3%  до 1058 кредитов, а объем выданных кредитов вырос  на 55.1% до 1 374 млн. рублей, ссудная задолженность увеличилась на 74% до 1548 млн. рублей. Этому способствовали активизация этого направления деятельности в филиалах и дополнительных офисах банка, расширение спектра предлагаемых кредитов, оптимизация процессов принятия решения по кредитованию.

Улучшение экономической  ситуации и большая работа специалистов банка по управлению кредитным риском нашли отражения в снижении  кредитных рисков и  просроченной задолженности. По кредитам предприятиям и организациям просроченная задолженность  уменьшилась до  157 млн. рублей и  на конец года доля просроченной задолженности  в портфеле кредитов корпоративных  клиентов составила 1.5%  (в 2010 г. - 2.8%), доля резерва в кредитном портфеле корпоративных клиентов в конце года составила 5.3% (в 2010 г. – 8.8%).

В рейтинге агентства РБК  на 1 января 2012 года банк занимает 106 позицию (на 1 января 2011 года – 138) среди 500 крупнейших российских банков по размеру кредитного портфеля юридических лиц.[15]

Развитие потребительского кредитования было одним из приоритетных направлением кредитных операций в  отчетном году.  Оживление потребительского спроса в 2011 году привело к увеличению спроса населения на потребительские кредиты. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны федеральных и региональных банков, объем выдачи банком потребительских кредитов вырос на 57.2% и составил 4 926 млн. рублей, портфель потребительских кредитов к концу года вырос на 39.2% и составил  4 171 млн. рублей (балансовая стоимость).

Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке