Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение денежного оборота, необходимости и методов его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность денежного оборота, его структуру, доказать объективную необходимость его регулирования, охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в Республике Беларусь.
Для написания курсовой работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия для экономических специальностей вузов, журнальные статьи, методические указания по написанию курсовых работ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
4
1.
Сущность и структура денежного оборота …………………
5
1.1.
Понятие денежного оборота, его содержание ………………
5-6
1.2.
Структура денежного оборота………………………………..
7-10
2.
Регулирование денежного оборота ………………………….
11
2.1.
Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства ……………………………………………………
11-15
2.2.
Методы и инструменты регулирования денежного оборота……………………………………………………………….
16-22
3.
Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь ………………………………………………………
23-29
Заключение ……………………………………………………………
30-31
Список использованных источников …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Необходимость регулирования и инструменты денежного оборота.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  налично-денежный оборот значительно меньше безналичного, тем не менее, его правильная организация весьма важна в социально-экономическом плане, поскольку этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные со сферой личного потребления. Сфера обращения наличных денег весьма быстро реагирует на происходящие изменения в денежных доходах населения, на возможности превращения этих доходов в реальные материальные ценности, на распределение денежных доходов между различными социальными группами и слоями населения. Происходящие в сфере налично-денежного обращения процессы имеют первостепенное значение для обеспечения устойчивости денег.

  • Фактически наличные деньги представляют собой банкноты и монеты, выпущенные центральным банком и находящиеся в кассах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы. [13, с.67]

Оборот наличных денег  основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

  • Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг. [11, с.69]

Рис. 1. Примерная схема движения наличных денег:


Одни и те же денежные знаки могут совершать множество  кругооборотов, одновременно находясь во всех стадиях. Обращение наличных денег происходит непрерывно и в центре его находятся банки. Такая позиция в кругообороте наличных денег чрезвычайно важна. Это позволяет концентрировать наличные деньги в банках, что приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивает их плавный переход в безналичную денежную сферу и наоборот, предотвращает встречные перевозки денег, а также создает возможность контроля за расходованием наличных денег.

  • Для анализа процессов в денежном обращении используется показатель скорости оборота наличных денег, т.е. скорость их возврата в кассы банков (в днях). На скорость оборота наличных денег влияет множество факторов, в частности склонность населения к сбережению; способы мобилизации этих сбережений; совпадение сроков получения наличных денег и их расходование; покупки-продажи на организованном и неорганизованном рынках; наличие товаров, платных услуг, их качество; размеры лимитов касс предприятий, организаций; процессы, происходящие на денежных, финансовых рынках, и др. Замедление скорости оборота наличных денег может потребовать дополнительного выпуска денег в обращение. Ускорение возврата денег в кассы банков, наоборот, сократит их выпуск. [6, с.120]
  • Взаимосвязь безналичного и наличного денежного оборотов является двусторонней. Это значит, что движение денег должно происходить постоянно в двух направлениях: из сферы безналичного оборота в сферу наличного денежного оборота и обратно. Если процесс превращения денег безналичного оборота в наличные деньги движется нормально, но нет обратного движения наличных денег, то двустороння связь нарушается и в обращении появляются излишние наличные деньги. [6, с.120]

 Таким образом, наличное и безналичное обращение образуют общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

В зависимости от особенностей платежа движение денег может опосредовать товарный и нетоварный оборот. Товарный оборот связан главным образом с процессом производства и реализации продукции, оказанием услуг, выполнением работ. Нетоварный – с выполнением финансовых обязательств и осуществлением других платежей нетоварного характера.

В связи с этим можно  рассматривать:

- денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчеты  по товарным операциям и по  отдельным нетоварным обязательствам  юридических и физических лиц;

- денежно-кредитный оборот, который охватывает кредитные отношения, возникающие во всех формах кредита (предоставление кредита, его погашение, уплата процентов и т.п.);

- денежно-финансовый  оборот, в который вовлечены финансовые  отношения, финансовые обязательства, в том числе связанные с формирование и использованием бюджетов различных уровней.

В зависимости от субъектов, между которыми осуществляется движение денег, и с учетом каналов (потоков) денежный оборот может быть:

- межбанковским (между  банками);

- банковским (один из участников оборота – банк, а его партнерами выступают юридические и физические лица);

- межхозяйственным (между  юридическими лицами);

- оборотом домашнего  хозяйства (между физическими лицами) и др.

  • Функциональная структура денежного оборота включает в себя денежные обороты звеньев народного хозяйства – сферы материального производства, непроизводственной сферы, населения, финансово-кредитной системы. [6, с.64]

 

 

 

2. Регулирование денежного оборота

2.1. Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства

 

В современных моделях  рыночной экономики банковская система  государства играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.

Центральный банк сегодня  – ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.[3 с.76]

Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.

Основные функции центральных  банков:

  • эмиссия банкнот;
  • проведение денежно-кредитной политики;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • проведение валютной политики;
  • регулирование деятельности кредитных институтов;
  • функция финансового агента правительства;
  • организация платежно-расчетных отношений.

Регулирование денежного  оборота осуществляется посредством  проведения денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством в лице центрального банка. Денежно-кредитная политика центрального банка – составная часть государственно-монополистического регулирования экономики – представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).[3, с.82].

Регулирование денежного  обращения представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности центрального банка. Это связано с тем, что, с одной стороны, узко направленные, конкретные и легко поддающиеся количественному выражению методы регулирования, влияющие на денежное обращение, позволяют получить весомые макроэкономические результаты.  Последние формируют финансовые условия функционирования экономики в целом, определяют степень действенности других методов регулирования экономики, используемых государством. При этом в сфере регулирования денежного обращения должно не только происходить совпадение интересов центрального банка как органа государственного регулирования и ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в ее стабильности, с интересами других хозяйствующих субъектов и физических лиц, но и реализовывать целенаправленное и комплексное воздействие центрального банка на различные элементы рыночного механизма. В данном случае, важным условием является соответствие применяемых методов денежно-кредитного регулирования не только конкретным целям денежной политики или состоянию экономической конъюнктуры, но и более специфическим задачам, т.е. особенностям существующей национальной финансовой системы, степени развития банковской системы и инструментов денежного рынка, степени взаимодействия денежного рынка с другими сегментами или блоками рыночного механизма.

  • От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа.  Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков. [11, с.269-271]

Рассчитанные показатели денежной массы по отдельным агрегатам  и по всей совокупности становятся объектом управления и регулирования  Центральным банком. Ориентируясь на достижение стабильности в денежной политике, Центральный банк определяет количественный целевой показатель прироста денежной массы с учетом складывающихся тенденций в развитии экономики и денежно-кредитной сферы.

Опыт развития ряда стран  показывает, что достижение стабильной стоимости денег в долгосрочном плане является важной предпосылкой беспрепятственного функционирования рыночной экономики, и тем самым, успешного экономического роста и высокой занятости населения.

Денежный оборот, опосредуя  сложные экономические связи, может как облегчить обмен, так и существенно ухудшить условия производства, распределения и потребления общественного продукта. Эффективно организованный денежный оборот обеспечивает расширенное воспроизводство при минимизации общественных (социальных) потерь. Для этого он должен быть стабильным, т.е. обеспечивать относительную устойчивость покупательной способности денежной единицы, выражающуюся в постоянстве того количества товаров, услуг (при сохранении их качества), которые можно приобрести за одно и то же количество денег в различные периоды времени. Напротив, нарушение устойчивости денежного оборота, особенно на длительных временных интервалах, влечет невозможность полноценного выполнения деньгами своих функций и, следовательно, реализации их роли в общественном воспроизводстве. Поэтому обеспечение устойчивости денежного оборота – одна из важнейших целей в системе целевых ориентиров денежно-кредитной политики.

Денежный оборот обслуживает  функционирование следующих основных рынков:

- товаров;

- капитала – труда,  земли, реальных активов (реального капитала);

- финансовых активов.

Однако любая экономическая  система подвержена воздействию  различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных рынках, либо, учитывая их взаимосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению равновесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения – это одновременно и основное условие, и результат общего макроэкономического равновесия (на товарном, денежном и ресурсном рынках).

Выделяют ряд тактических  условий обеспечения относительной  стабильности покупательной способности денежной единицы:

- поддержание товарно-денежной  сбалансированности;

- гибкость (эластичность) денежного оборота, что предполагает способность производных денежного оборота (денежной массы и объема кредитов) к расширению или сокращению в соответствии с динамикой реального спроса на деньги;

- обеспечение относительной  стабильности покупательной способности национальной денежной единицы на внутренних и внешних рынках (стабильность курса национальной валюты).

Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь