Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение денежного оборота, необходимости и методов его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность денежного оборота, его структуру, доказать объективную необходимость его регулирования, охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в Республике Беларусь.
Для написания курсовой работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия для экономических специальностей вузов, журнальные статьи, методические указания по написанию курсовых работ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
4
1.
Сущность и структура денежного оборота …………………
5
1.1.
Понятие денежного оборота, его содержание ………………
5-6
1.2.
Структура денежного оборота………………………………..
7-10
2.
Регулирование денежного оборота ………………………….
11
2.1.
Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства ……………………………………………………
11-15
2.2.
Методы и инструменты регулирования денежного оборота……………………………………………………………….
16-22
3.
Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь ………………………………………………………
23-29
Заключение ……………………………………………………………
30-31
Список использованных источников …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Необходимость регулирования и инструменты денежного оборота.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Значительная часть этих мер осуществлялась в рамках реализации программы стэнд-бай, заключенной нашей страной с Международным валютным фондом. Применение опыта этой международной организации и ее финансовая поддержка оказались своевременными и полезными для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности в Республике Беларусь.

При этом специфика сложившейся ситуации в Республике Беларусь предопределила несколько иной характер монетарной политики и антикризисных мер в целом по сравнению с мероприятиями, которые предпринимались другими центральными банками и государствами. Если для значительного числа стран в период кризиса была характерна в большей степени стимулирующая политика, то внешняя несбалансированность торговых операций и ограничения по ее финансированию привели к необходимости ужесточения монетарной политики в Республике Беларусь.

Усилия Национального банка в этих условиях были направлены на повышение эффективности используемого инструментария в области денежно-кредитной политики. В первую очередь это коснулось режима курсообразования и валютной политики в целом.

Одновременно реализованы меры по дедолларизации экономики. Сокращено количество законодательно разрешенных случаев использования иностранной валюты при расчетах между резидентами Республики Беларусь и соответствующих разрешений, выдаваемых белорусским субъектам хозяйствования.

Кроме того, в целях повышения привлекательности депозитов в белорусских рублях по сравнению с депозитами в иностранной валюте были реализованы мероприятия по снижению процентных ставок банков по вновь привлекаемым срочным вкладам физических лиц в иностранной валюте.

Эти меры позволили достаточно быстро остановить процессы долларизации.

В частности, об этом свидетельствует анализ динамики валютных и рублевых срочных депозитов населения в белорусских банках. Так, темпы прироста срочных депозитов населения в иностранной валюте в течение всего 2009 г. постепенно снижались. Если за I квартал 2009 г. срочные валютные депозиты физических лиц в долларовом эквиваленте увеличились на 24,1%, то за II квартал — на 6,3%, за III квартал — на 4,5%, за IV квартал — на 0,9%. При этом рублевые срочные депозиты физических лиц, которые в I квартале 2009 г. уменьшились на 16,7%, во II квартале возросли на 2,1%, в III квартале они увеличились на 8,3%, в IV квартале — на 11,1%.

Сложившаяся ситуация потребовала также определенного ужесточения процентной политики Национального банка. Для этого были не только увеличены ставка рефинансирования и процентные ставки по постоянно доступным инструментам, но и приняты меры по повышению процентных ставок на краткосрочном денежном рынке.

Вместе с тем при реализации процентной политики учитывалось, что значительное повышение ставки рефинансирования могло стать дополнительным импульсом для роста инфляционных и девальвационных ожиданий, привести к усилению интенсивности процессов долларизации экономики. По этой причине ставка рефинансирования была повышена в начале 2009 г. на 2 процентных пункта (до 14 процентов годовых) и сохранялась на этом уровне практически весь год.

Предпринятые шаги по корректировке денежно-кредитной политики позитивно отразились на состоянии платежного баланса Республики Беларусь, снизили интенсивность роста цен, в том числе за счет уменьшения инфляционных и девальвационных ожиданий. Было сохранено доверие вкладчиков к банковской системе Республики Беларусь, выразившееся в увеличении сбережений населения в форме банковских вкладов (депозитов). Банками, в свою очередь, была обеспечена финансовая поддержка предприятий, требуемая для сохранения их производственной и хозяйственной деятельности. При этом не допущено значимого увеличения нагрузки на бюджет, оказывавший помощь предприятиям путем субсидирования процентных ставок по кредитам.

Таким образом, в период воздействия финансово-экономического кризиса корректировка монетарной политики, наряду со своевременными и адекватными мерами бюджетной и макроэкономической политики, позволила обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность. Необходимо подчеркнуть, что именно благодаря взвешенности всех принятых решений и шагов в экономике сохранены условия для быстрого возврата к высоким устойчивым темпам роста.

В настоящее время по мере выхода мировой экономики из кризиса важно продолжить совершенствование монетарной политики для эффективного обеспечения ее вклада в новое качество роста.

Таким образом, можно сделать вывод, что возможности дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь во многом будут определяться темпами развития экономических отношений в нашей стране. Структурные преобразования общеэкономического характера призваны сыграть важную роль в процессах повышения эффективности национальной экономики, восстановления и поддержания высоких устойчивых темпов экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения. [1, с.5-9]

Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь в 2012 г. была направлена, прежде всего, на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития. Если кратко охарактеризовать с этих позиций итоги прошедшего года, нужно выделить следующее:

 обеспечивается устойчивая динамика курса белорусского рубля к корзине иностранных валют;

 постепенно снижаются  процентные ставки депозитного и  кредитного рынков;

 продолжается рост  показателей банковского сектора страны;

 эффективно, надежно  и безопасно функционирует платежная система.

Макроэкономическая ситуация, в которой осуществлялась реализация денежно-кредитной политики, характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства и потребления на фоне замедления инфляционных процессов.

Основным итогом 2012 г. стало повышение сбалансированности и стабилизации экономики страны за счет мер экономической политики Правительства и Национального банка.

Реализованные Национальным банком совместно с Правительством меры позволили снизить интенсивность  инфляционных процессов. Так, за шесть месяцев 2012 года уровень потребительских цен увеличился на 10,5 процента. Это соответствует верхней границе целевого коридора по инфляции – 22 процента в годовом выражении. Базовая инфляция, исключающая изменения регулируемых цен и цен на сезонную продукцию, за шесть месяцев 2012 года составила 9,5 процента.

Одновременно с замедлением  инфляции в первом полугодии 2012 г. сохранялся сбалансированный рост экономики, который обеспечивался за счет ориентации на внешние рынки и поставки белорусской продукции на экспорт с одновременным ограничением внутреннего спроса.

Наряду с внутренней обеспечивалась внешняя сбалансированность экономики. Впервые с 2005 года было достигнуто сохраняющееся в течение более одного квартала положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, которое за январь – май 2012 г. составило 3 млрд. долларов США, или 13,3 процента ВВП. Для сравнения: в соответствующем периоде 2011 года наблюдался внешнеторговый дефицит в размере 2 млрд. долларов США. С учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов указанное сальдо сложилось на уровне +1,2 млрд. долларов США, или 5,2 процента ВВП.

Быстрый рост экспорта и  повышение внешнеторговой сбалансированности стали основой для увеличения предложения иностранной валюты субъектами хозяйствования и сохранения устойчивой ситуации на всех сегментах внутреннего валютного рынка республики. Так, за первое полугодие 2012 г. субъекты хозяйствования на чистой основе продали 1,3 млрд. долларов США. В соответствующем периоде 2011 года наблюдалась чистая покупка в размере 0,7 млрд. долларов США. В условиях макроэкономической стабилизации население также увеличило предложение и снизило спрос на иностранную валюту. В результате сформировалась чистая продажа валюты в размере 0,5 млрд. долларов США против чистой покупки 0,7 млрд. долларов США за январь – июнь 2011 г.

В целом на внутреннем рынке за первое полугодие 2012 г. сформировалась чистая продажа иностранной валюты в размере 1,2 млрд. долларов США против чистого спроса 1,8 млрд. долларов США за аналогичный период 2011 года.

Для недопущения избыточного  укрепления белорусского рубля Национальный банк был вынужден приобретать иностранную валюту. Положительное сальдо покупки-продажи, в свою очередь, способствовало росту резервов. С начала 2012 года международные резервные активы Республики Беларусь увеличились на 413,6 млн. долларов США (на 5,2 процента) и на 1 июля 2012 г. достигли 8,3 млрд. долларов США. Это соответствует 2 месяцам импорта товаров и услуг. При этом Правительством и Национальным банком своевременно погашались обязательства перед внутренними и внешними кредиторами в иностранной валюте.

Процентная политика Национального банка в первом полугодии 2012 г. была направлена на поддержание  положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. При этом замедление инфляции, стабилизация макроэкономической ситуации и состояния внешней торговли позволили Национальному банку осуществлять постепенное понижение ставок. С начала 2012 года ставка рефинансирования снижалась шесть раз. В результате ставка была снижена на 14 процентных пунктов, до 31 процента годовых, что выше текущего и прогнозируемого уровня инфляции.

Во втором полугодии 2012 г. работа Национального банка направлена на выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год, в первую очередь – снижение инфляции до 19-22 процентов и недопущение снижения золотовалютных резервов по итогам 2012 года.

В результате стабилизации ситуации на валютном рынке, рекапитализации банков, положительного внешнеторгового сальдо страны общий уровень рисков банковского сектора в течение 2012 г. существенно снизился. В течение  2012 г. банки снизили долю проблемных активов и сформировали в необходимом объеме специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску. В отчетном периоде все банки обеспечили выполнение нормативов ликвидности и достаточности капитала.

Повысилась устойчивость функционирования банков, в том числе  отдельные банки продолжили реализацию мероприятий, согласованных с акционерами банков, по увеличению нормативного капитала до уровня, соответствующего лицензионным полномочиям.

В 2012 году отдельное внимание уделялось репутационным рискам банков, в частности, недопущению проведения финансовых операций, которые могут привести к потере деловой репутации в связи с умышленным или невольным вовлечением в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2013 году денежно-кредитная  политика Беларуси сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания). 
  Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году будут направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13-15% годовых. 
  Аукционные операции Национального банка будут направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования. Национальный банк обеспечит сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям. Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. 
  Также Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы. Банки нарастят нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков. Ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Беларуси. Требования банков к экономике возрастут на 17-20%. 
  В 2013 году Национальный банк совместно с правительством Беларуси предпримет меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка. Будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы. Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны. [2, c 5-9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая выводы, полученные в написания курсовой работы, можно сделать следующее заключение: что денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость – необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Любое нарушение пропорций в денежной сфере в той или иной степени влияет на общую экономическую конъюнктуру.

   Таким образом,  денежное обращение представляет  собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.

Стабилизация  денежного  обращения необходима в той мере, в которой она  создает условия  для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать обеспечению экономического роста.

Регулирование денежного  оборота осуществляется посредством  проведения денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством в лице центрального банка. Целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

Опыт развития ряда стран  показывает, что достижение стабильной стоимости денег в долгосрочном плане является важной предпосылкой беспрепятственного функционирования рыночной экономики, и тем самым, успешного экономического роста и высокой занятости населения.

Механизм регулирования  банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь