Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:22, отчет по практике
История основания Калачинска началась с освоением и заселением земель вдоль реки Оми переселенцами из плотно населенных губерний России: Вологодской, Нижегородской, Курской, Орловской, Рязанской, Тульской, Полтавской, Саратовской, Черниговской. В 1795 году несколько семей из села Куликово переселились на берег озера, имевшего форму калача. Так была основана деревня Калачики, впоследствии ставшая районным центром и получившая название Калачинск. Постановлением Сибревкома от 24 сентября 1924 года утверждено укрупнение волостей – районирование. В современных границах Омской области тогда и был создан Калачинский район.
1. Краткая характеристика Калачинского района Омской области 3
2. Характеристика программы комплексного социально-экономического развития Калачинского муниципального района Омской области (2008-2012 гг.) 4
2.1 Основные цели и задачи программы в экономике 5
2.2 Основные проблемы социально-экономического развития Калачинского муниципального района 6
2.3 Резервы социально-экономического развития Калачинского муниципального района 7
2.4 Ожидаемые результаты реализации программы в экономике 8
3. Оценка программы социально-экономического развития Калачинского муниципального образования 15
3.1 Раздел программы: цели и задачи программы 15
3.2 Раздел программы: индикаторы развития 18
3.3 Раздел программы: структура и наполняемость бюджета 20
3.4 Раздел программы: демографические процессы 23
3.5 Раздел программы: рынок труда 25
3.6 Раздел программы: бизнес-среда 27
3.7 Раздел программы: развитие муниципального образования 28
Предмет оценки: Степень обоснованности индикаторов и оценка исполнения;
Комментарий: В отличие от обычных показателей индикатор служит точным и объективным измерителем для сопоставления фактического состояния социально-экономических процессов с планируемыми целями развития. Индикаторы, представленные в программе, характеризуют возможные достижения, поставленные в целях и задачах программы района. Для того чтобы наглядно увидеть исполнение программы нужно воспользоваться сравнительным методом и представить данные в графическом виде. Обратимся к таблице 1 Основные показатели социально-экономического развития Калачинского муниципального района 2007-2010 гг.
Таблица 1 Основные показатели
социально-экономического развития
Калачинского муниципального района в
2007 – 2010 годах
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2008 год |
2010 год | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
значение |
темп роста в % к 2006 году |
значение |
темп роста в % к 2007 году |
значение |
темп роста в % к 2008 году |
значение |
темп роста в % к 2009году | |
Отгружено промышленной продукции (по кругу крупных и средних организаций), млн. рублей |
854,6,0 |
102,3 |
757,8 |
88,6 |
774,7 |
102,2 |
1802,1 |
в 2,3 |
Объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (в фактически действующих ценах). млн. рублей |
1385,8 |
111,0 |
1603,2 |
115,7 |
2085,1 |
130,0 |
2300,0 |
110,3 |
Окончание таблицы 1 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Инвестиции (по кругу крупных и средних организаций), млн. рублей |
911,4 |
100,9 |
401,4 |
44,0 |
322,1 |
80,2 |
378,2 |
117,4 |
Ввод общей площади жилых домов, тыс. кв. м |
11,3 |
106,7 |
25,2 |
в 2,2 раза |
20,8 |
82,5 |
21,5 |
103,4 |
Оборот розничной торговли в расчёте на душу населения, рублей |
11175 |
108,5 |
12311 |
110,2 |
13985 |
113,6 |
13803 |
98,6 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
6673,0 |
130 |
8285,1 |
124,1 |
10171,5 |
122,8 |
11505,0 |
113,1 |
Зарегистрированное число безработных (на конец периода), чел. |
850 |
94 |
845 |
99,4 |
839 |
99,2 |
845 |
100,7 |
Численность постоянного населения (на конец периода), тыс. чел. |
44707 |
99,2 |
44565 |
99,7 |
44223 |
99,2 |
43962 |
99,4 |
Естественный прирост, убыль (в расчете на 1 тыс. человек населения) |
-5,9 |
77,6 |
-5,6 |
94,9 |
-4,0 |
71,4 |
-1,7 |
42,5 |
Достигнутые результаты в секторах экономики стали катализатором повышения качества жизни населения Калачинского муниципального района. Среднемесячная начисленная заработная плата увеличились за период 2006 – 2009 годов в 1,7 раза.
В общей структуре производимой
продукции в Калачинском
Рост реальных доходов
обеспечил повышение
В целях обеспечения жителей
Калачинского муниципального района
доступным и качественным жильем
реализуются масштабные региональные
программы жилищного
За три года объем ввода в эксплуатацию жилых домов возрос в 1,9 раза и составил в 2009 году 21,5 тыс. кв. м.
В бюджет района по итогам 2009
года по-ступило собственных доходов
421,3 млн. рублей, с ростом к 2006 году в
1,4 раза. Расходы консо-лидированного
районного бюджета в 2009 году увеличились
в 1,46 раза по сравнению с 2006 го-дом. По
структуре расходной части
Предмет оценки: Доля налоговых источников, их динамика за последние годы, резервы повышения бюджетной обеспеченности;
Комментарий: Формирование мероприятий по реализации планов социально-экономического развития образований, равно как и муниципальных образований второго уровня (муниципальных районов и городских округов) должно строиться на оценке возможностей привлечения и использования всех типов инвестиций. Это могут быть:
– собственные и заемные инвестиционные вложения предприятий и организаций муниципального образования;
– финансы из бюджетов всех уровней;
– финансы населения
Таблица 2 Структура бюджета
(тысяч рублей)
Показатель |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2007 год к 2010 году |
Структура За 2008 год | ||||
значение |
значение |
темп роста в % к 2006 году |
значение |
темп роста в % к 2007 году |
значение |
темп роста в % к 2008 году |
Отклонение (+/-) |
В % | ||
Доходов всего из них: |
142099,1 |
401870,2 |
278,0 |
422013,5 |
123,0 |
534914,2 |
153,3 |
379814,3 |
387,0 |
100 |
налог на доходы физических лиц |
10375,0 |
39261,9 |
374,0 |
46132,3 |
126,0 |
64513,5 |
129,0 |
72312,7 |
120,1 |
16,32 |
налог на совокупный доход |
4230,6 |
5104,7 |
121,0 |
4944,1 |
97,0 |
5922,4 |
120,0 |
1691,8 |
140,0 |
1,81 |
налог на имущество |
3531,6 |
2512,3 |
71,0 |
3321,7 |
132,0 |
3522,1 |
106,0 |
-9,5 |
99,7 |
0,91 |
государственная пошлина |
1194,1 |
1497,9 |
125,0 |
1802,8 |
120,4 |
1909,1 |
106,0 |
715,0 |
160,0 |
0,70 |
доходы от использования имущества |
1765,8 |
1838,1 |
104,0 |
2224,2 |
121,0 |
2105,9 |
97,7 |
340,1 |
119,0 |
0,60 |
платежи за использование природных ресурсов |
211,7 |
233,5 |
110,3 |
262,4 |
112,0 |
142,2 |
54,0 |
-69,5 |
67,2 |
0,07 |
Безвозмездные перечисления из них: |
961685,9 |
192794,7 |
235,0 |
264478,6 |
123,7 |
284560,0 |
105,0 |
212194,1 |
298,3 |
74,15 |
дотации |
32115,4 |
15947,6 |
65,2 |
17861,3 |
111,0 |
24744,1 |
134,0 |
-358,6 |
97,7 |
5,94 |
субвенции |
75049,8 |
113260,4 |
176,0 |
116391,4 |
110,0 |
117845,3 |
103,0 |
59696,1 |
200,0 |
42,00 |
субсидии |
31215,0 |
127134,2 |
590,4 |
152661,1 |
129,0 |
167477,5 |
112,0 |
198662,7 |
823,4 |
59,28 |
Анализируя полученные данные,
мы видим, что доходы бюджета к 2010
году по сравнению с 2007 годом значительно
увеличились и составили
Такое значительное увеличение бюджета произошло в основном за счёт больших увеличение налоговых сборов и безвозмездных перечислений, на долю которых приходится более 74% всех поступлений в бюджет. Безвозмездные перечисления были получены Калачинским районом в виде различных дотаций, субвенций и субсидий. Общая сумма таких перечислений в 2010 году составила 284560,0 тыс. руб., что на 212194,1 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Наибольшая доля приходится на выплату субсидий, их было выплачено 192794,7 тыс. руб. в 2008 году.
Также следует отметить, что возросла сумма уплачиваемых налогов физическими лицами и в 2010 году достигла суммы 64513,5 тыс. руб., что на 28,3% больше, чем в 2007 году. Возросли сборы налогов на совокупный доход и государственной пошлины на 40% и 60% по сравнению с 2007 годом.
Формирование мероприятий по реализации планов социально-экономического развития поселений, равно как и муниципальных образований второго уровня (муниципальных районов и городских округов) должно строиться на оценке возможностей привлечения и использования всех типов инвестиций. Это могут быть: – собственные и заемные инвестиционные вложения предприятий и организаций муниципального образования;
– финансы из бюджетов всех уровней;
– финансы населения
Анализ комплексных программ социально-экономического развития Калачинского района показывает, что результаты их реализации во многом зависят от реальных, согласованных заранее источников и сумм финансирования. Подход по их отражению в среднесрочных планах социально-экономического развития поселения может носить как агрегированный, так и предметный характер.
Финансовое обеспечение реализации комплексной программы социально-экономического развития Калачинского района Омской области осуществляется за счёт финансовых источников разных уровней. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий программы до 2012 года включительно составляет 1416,2 млн. руб., из них на средства федерального бюджета приходится 126,0 млн. руб. или 8,9 % от общего объема финансирования программы, на бюджет области – 704,3 млн. руб. (49,7%).
Так же привлечение средств муниципального образования – 3 млн. руб., средств бюджетных поселений – 30 млн. руб. (2,1%) и др. источники.
Таким образом, основной объем финансирования приходится на средства областного бюджета. Из федерального бюджета предполагается привлечение средств на реализацию федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ, на реализацию приоритетных национальных проектов и реализацию федеральных законов.
Объем инвестиций из федерального бюджета будет ежегодно корректироваться в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Предмет оценки: Показатели естественного и миграционного прироста за последние годы, доля работоспособного населения, молодёжи, показатели рождаемости и смертности за последние годы;
Комментарий: Для того чтобы наглядно увидеть ситуацию с изменением численности населения Калачинского муниципального района, в том числе за счет естественной убыли и миграции; указать долю трудоспособного населения; сопоставить показатели рождаемости и смертности за 2007-2010 гг. обратимся к таблице 3.
Таблица 3 Основные показатели, характеризующие демографические процессы
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 год к 2008 году | ||||
значение |
значение |
темп роста в % к 2007 году |
значение |
темп роста в % к 2008 году |
значение |
темп роста в % к 2009 году |
Отклонение (+/-) |
В % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Численность постоянного населения (на конец периода) в том числе: |
29951 |
29626 |
98,9 |
29280 |
98,8 |
28998 |
99,0 |
-953 |
97,0 |
городского |
12100 |
12090 |
99,9 |
12135 |
100,4 |
12106 |
99,8 |
6 |
100,1 |
Сельского |
17851 |
17536 |
98,0 |
17145 |
97,8 |
16892 |
98,5 |
-959 |
94,6 |
По полу Мужского |
13743 |
13547 |
98,6 |
13353 |
98,6 |
13196 |
98,8 |
-547 |
96,0 |
Женского |
16208 |
16079 |
99,2 |
15927 |
99,1 |
15802 |
99,2 |
-406 |
97,5 |
Окончание таблицы 3 | |||||||||
По возрасту моложе трудоспособного |
5397 |
5228 |
97,0 |
5088 |
97,3 |
5071 |
99,7 |
-326 |
94,0 |
в трудоспособном |
18427 |
18298 |
99,3 |
18086 |
98,8 |
17831 |
98,6 |
-596 |
96,8 |
старше трудоспособного |
6127 |
6100 |
99,6 |
6106 |
100,1 |
6096 |
99,8 |
-31 |
99,5 |
Дети в возрасте 1-6 |
1786 |
1839 |
103,0 |
1849 |
100,5 |
1971 |
106,6 |
185 |
110,4 |
7-16 |
3834 |
3517 |
91,7 |
3345 |
95,1 |
3094 |
92,5 |
-740 |
81,0 |
Число родившихся в том числе: |
333 |
367 |
110,2 |
358 |
97,5 |
381 |
106,4 |
48 |
114,4 |
городской местности |
131 |
159 |
121,4 |
155 |
97,5 |
152 |
98,1 |
21 |
116,0 |
сельской местности |
202 |
208 |
103,0 |
203 |
97,6 |
229 |
113,0 |
27 |
113,4 |
на 1000 чел. Населения |
11,0 |
12,3 |
112,0 |
12,2 |
99,2 |
13,1 |
107,4 |
2,1 |
119,1 |
Число умерших в том числе: |
510 |
480 |
94,0 |
474 |
98,8 |
514 |
108,4 |
4 |
100,8 |
городской местности |
189 |
155 |
82,0 |
177 |
114,2 |
190 |
107,3 |
1 |
100,5 |
сельской местности |
321 |
325 |
101,2 |
297 |
91,4 |
324 |
109,1 |
3 |
101 |
на 1000 чел. Населения |
16,9 |
16,1 |
95,3 |
16,1 |
100 |
17,6 |
109,3 |
0,7 |
104,1 |
Число умерших детей в возрасте до 1 года |
3 |
4 |
133,3 |
4 |
100 |
4 |
100 |
1 |
133,3 |
на 1000 родившихся |
9,1 |
11,2 |
123,1 |
11,2 |
100 |
10,8 |
96,4 |
1,7 |
118,7 |
Естественный прирост (убыль) в том числе: |
-117 |
-113 |
63,8 |
-116 |
102,7 |
-133 |
114,7 |
44 |
113,7 |
на 1000 чел. Населения |
-5,9 |
-3,8 |
64,4 |
-3,9 |
102,6 |
-4,5 |
115,4 |
-1,4 |
76,3 |
Число прибывших |
764 |
742 |
97,1 |
783 |
105,5 |
594 |
75,9 |
-170 |
77,7 |
Число выбывших |
1052 |
971 |
92,3 |
1013 |
104,3 |
743 |
73,3 |
-309 |
70,6 |
Прирост (убыль) населения за счёт миграции |
-288 |
-229 |
79,5 |
-230 |
100,4 |
-149 |
64,8 |
-139 |
51,7 |
на 1000 чел. Населения |
-9,6 |
-7,7 |
80,2 |
-7,8 |
101,3 |
-5,1 |
65,4 |
-4,5 |
53,1 |
Численность постоянного населения Калачинского района за период 2008-2011 года сократилось на 3%. Такое уменьшение численности населения произошло в основном за счёт сокращения численности сельского населения, которое сократилось на 6,4% по сравнению с 2007 годом, численность городского населения осталась практически на прежнем уровне, снизившись всего лишь на 0,1%.
Доля населения находящаяся в трудоспособном возрасте составляет 61,5% от общей численности постоянного населения, молодёжи – 17,5%, остальная часть это население старше трудоспособного возраста – 21,0%.
Численность родившихся увеличилась на 48 человек или на 14,4% по сравнению с 2007 годом, что вызвало увеличение количества новорождённых на 1000 человек. В 2010 году этот показатель установился на отметке 13,1 чел., в 2007 году – 11 чел. Увеличение этого показателя связано не только с увеличением количества новорождённых, но и со снижением общей численности населения.
Количество умершего населения в 2010 году составило 514 человек, что на 8,4% выше, чем в 2009 году, и на 0,8% относительно 2007 года. Показатель количества умерших на 1000 чел. Населения вырос на 4,1% по сравнению с 2007 годом.
Так как количество умерших,
превышает численность
Что касается миграции населения, то здесь наблюдается тенденция к снижению как прибывающих, так и выбывающих. Число прибывших сократилось на 170 человек или на 22,3%, а число выбывших на 309 человек или на 29,4%. Отсюда следует, что убыль населения за счёт миграции сократилась на 48,3%, а в расчёте на 1000 человек данный показатель снизился на 4,5 чел. или на 46,9% по сравнению с 2007 годом.
Предмет оценки: Состав занятых в поселении, динамика роста безработицы;
Таблица 4 Структура занятости населения
(человек)
Показатель |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2010 год к 2007 году | ||||
значение |
значение |
темп роста в % к 2006 году |
значение |
темп роста в % к 2007 году |
значение |
темп роста в % к 2008 году |
Отклонение (+/-) |
В % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Средняя численность работников |
6080 |
5396 |
88,8 |
5088 |
94,3 |
4723 |
92,8 |
-1357 |
77,7 |
из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1298 |
901 |
69,4 |
565 |
62,7 |
329 |
58,2 |
-969 |
25,3 |
обрабатывающее производство |
317 |
129 |
41,0 |
66 |
51,2 |
58 |
88,0 |
-259 |
18,3 |
производство и распределение электричества, газа и воды |
340 |
280 |
82,4 |
289 |
103,2 |
271 |
93,8 |
-61 |
79,7 |
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоцикл, бытовых изделий и предметов личного пользования |
65 |
58 |
89,2 |
54 |
93,1 |
49 |
90,7 |
-16 |
75,7 |
транспорт и связь |
505 |
432 |
85,5 |
465 |
107,6 |
438 |
91,2 |
-67 |
86,7 |
операции с недвижимостью, имуществом, арена и предоставление услуг |
30 |
57 |
190,0 |
53 |
93,0 |
60 |
113,2 |
30 |
200,0 |
государственное управление
и обеспечение военной |
503 |
679 |
135,0 |
709 |
104,4 |
694 |
98,0 |
191 |
138,0 |
образование |
1601 |
1565 |
97,8 |
1584 |
101,2 |
1549 |
98,0 |
-52 |
97,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
797 |
814 |
102,1 |
851 |
104,5 |
879 |
103,3 |
82 |
110,3 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
275 |
380 |
138,2 |
351 |
92,4 |
300 |
85,5 |
25 |
109,1 |
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей
работы (на конец периода) из них: |
1441 |
848 |
59,0 |
763 |
90,0 |
657 |
86,1 |
-784 |
45,6 |
признано безработными |
1440 |
839 |
58,3 |
762 |
90,8 |
650 |
85,3 |
-790 |
45,1 |
Доля работающего населения
в общем числе сельского |
33,0 |
29,5 |
89,4 |
28,1 |
95,3 |
26,5 |
94,3 |
-6,5 |
80,3 |