Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:28, контрольная работа
Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, существует в прямой зависимости от этих факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, а, следовательно, и эффективности производства, являются кадры (персонал) предприятия.
1. Введение 3
2. Понятие, критерии и сущность «Кадровой политики» 4
2.1 Понятие “Кадровой политики” 4
2.2 Критерии кадровой политики 9
2.3 Сущность кадровой политики 10
3. Планирование и организация подбора и расстановки управленческих кадров. 12
4. Прогнозирование и планирование кадрового резерва 21
5. Заключение 27
Список литературы 29
Многое предстоит сделать для того, чтобы улучшить отбор, воспитание и оценку управленческих кадров, преодолеть сложившиеся стереотипы и инерцию хозяйственного мышления. Но в настоящее время, когда на первый план выдвигаются задачи по ускорению работы по совершенствованию всей сферы руководства экономикой – управления, планирования, хозяйственного механизма, актуальность реализации конкретных задач кадровой политики неизмеримо возрастает.7
Есть исследователи, понимающие под
кадровой политикой систему принципов
и вытекающих из них форм, методов,
направлений и критериев работы
с управленческим персоналом, направленных
на обеспечение общественного
Однако встречаются и более полные трактовки состава кадров.
Кадровая политика в узком смысле – это работа администрации и общественных организаций предприятия со всем коллективом, с его социальными и функциональными группами, с каждым человеком.
Кадровая политика как инструмент управления – это организующая деятельность, имеющая целью слияние усилий всех работников предприятия для решения поставленных задач. В данном случае авторы распространили понятие «кадры» на всех работников предприятия, на весь коллектив с его группами, но только на уровне предприятия.
Организационные функции подбора,
расстановки, выдвижения и подготовки
кадров, занятых в управлении, все
в большей степени
В настоящее время планы
Одна из важнейших частей системы работы с кадрами предприятия – планирование и организация их подбора и расстановки.
Можно выделить ряд принципов работы с кадрами предприятия:9
В настоящее время обязательным
должно быть соответствие уровня подготовки,
квалификации, личных и деловых качеств
кандидата, выдвигаемого на руководящую
должность, характеру деятельности
и профилю управляемого объекта.
Для этого оцениваются
Конечно, на предприятиях есть типовые положения, но отражают ли они специфику конкретного объекта управления? На этот вопрос приходится отвечать отрицательно. Не созданы пока и эффективные методики оценки деловых и личных качеств кандидатов на ту или иную руководящую должность. В хозяйственной практике отсутствие предварительного изучения личных и деловых черт кадров управления может привести, например, к тому, что хороший руководитель функционального отдела при назначении его линейным руководителем без учета личных и деловых качеств не справляется с обязанностями. В результате резко снижается качество его работы.
Важное значение имеет гармоничное сочетание нужных качеств руководителя и качеств его ближайших помощников. Подобрать работника, отвечающего всем необходимым требованиям и характеру выполняемых задач, довольно трудно. Такая проблема решается, если недостающими руководителю качествами обладает его заместитель.
Процесс подбора кадров –
это их изучение с целью определения
пригодности выдвигаемых
Такая последовательность работ обеспечивает,
по моему мнению, необходимый при
нынешних условиях научный уровень
процесса подбора кадров. Определение
пригодности кандидата для
В нашем обществе работа с кадрами осуществляется по определенному плану. Ведется плановая подготовка молодых специалистов в учебных заведениях для всех отраслей народного хозяйства и их планомерное распределение с учетом потребностей каждой отрасли.
Задачи современного этапа
хозяйственного строительства, развития
экономики по пути интенсификации и
радикальных сдвигов в
В течение долгого времени многие предприятия и организации занимались подбором кадров лишь по мере необходимости, используя для этого краткосрочные прогнозы потребности в кадрах управления. Планы работы с кадрами составлялись обычно на год, в редких случаях на несколько лет и лишь по некоторым направлениям этой работы. Планировалось главным образом повышение квалификации специалистов и хозяйственных руководителей, специальная подготовка хозяйственных руководителей ни по отраслям, ни по народному хозяйству в целом планами не охватывалась.
Усиление внимания к долгосрочному планированию и прогнозированию создает более благоприятные условия и для разработки долгосрочных планов работы с кадрами управления. При этом очень важно добиться того, чтобы эти планы были тесно увязаны с масштабами и темпами развития производства. Долгосрочное перспективное планирование должно стать основной формой планирования системы работы с кадрами управления, так как оно позволяет учесть долговременные последствия принимаемых в этой области решений.
Дальнейшее развитие планирования
работы с кадрами управления –
это и совершенствование
Анализ существующей практики
приводит к тому, что планирование
работы с кадрами должно быть существенным
образом перестроено в
Прежде всего, необходимо
разработать планы потребности
в кадрах управления, определить оптимальную
численность и структуру
Как на практике планируются и организуются подбор и расстановка кадров управления?
В настоящее время кадры
управления формируются путем планового
распределения специалистов, заканчивающих
вузы и техникумы, выдвижения работников
из кадрового резерва и подбора
кадров со стороны. Удовлетворение потребностей
предприятий в специалистах происходит
в основном за счет их подготовки в
учебных заведениях и планового
направления на работу, поэтому особых
проблем с обеспеченностью
Наиболее распространенной
формой подбора руководящих кадров
предприятия является использование
резерва хозяйственных
Резерв кадров управления
постоянно пополняется и
Однако создание общеминистерского (отраслевого) массива резерва хозяйственных руководителей и специалистов в отраслях народного хозяйства в том виде, в каком он существует в настоящее время, еще не решает полностью проблему подбора кадров на выдвижение. Происходит это в силу нескольких причин.10
Во-первых, созданный массив резерва на выдвижение не является полным. Практически он не охватывает все номенклатурные должности хозяйственных руководителей. Это относится в первую очередь к предприятиям с небольшой численностью инженерно-технических работников, которых можно было бы включить в резерв.
Во-вторых, далеко не на всех предприятиях, даже крупных, существует возможность выдвижения из состава резерва двух-трех кандидатов на одну вакантную должность, с тем, чтобы иметь впоследствии возможность выбора на них наиболее подходящих кандидатур.
В-третьих, в случае формального отношения к отбору специалистов и руководителей в состав резерва в его списках могут оказаться такие работники, которые по каким-либо причинам (уровню профессиональной подготовки, моральным качествам и др.), несмотря на пребывание в резерве, не могут быть выдвинуты на руководящую должность.
В-четвертых, как показывает практика, большинство зачисленных в резерв специалистов и хозяйственных руководителей низового уровня не имеют еще достаточного опыта руководящей деятельности, и поэтому необходимо определенное время для того, чтобы они его приобрели.
Можно привести множество примеров, показывающих трудности выбора из состава резерва, сформированного на предприятии, необходимого кандидата на вакантную должность. Конечно, с целью очищения резерва от случайно попавших в него работников, а также для его пополнения и обновления состав резерва ежегодно пересматривается. Однако до настоящего времени он еще не стал в хозяйственной практике основным источником формирования кадров хозяйственных руководителей и основной формой работы с ними.
По этим причинам до настоящего
времени еще сохранил значение такой
порядок подбора кадров управления,
как приглашение руководителей
со стороны. Конечно, это дает возможность
привлекать к управлению уже сформировавшихся,
подготовленных руководителей, которые
без промедления могут