Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа
Цель данной работы – спроектировать деятельность ресторана для повышения качества и прозрачности управления бизнес-процессами, разработать прототип приложения для автоматизации деятельности ресторана, произвести оценку экономического эффекта, закрепить навыки работы в программном продукте Borland Delphi 7 и CASE-средстве ERwin. Данная работа направлена на закрепление базовых знаний и навыков в области проектирования экономических информационных систем.
С ростом численности ресторанов стремительно усиливается и конкуренция, что неизбежно приводит к необходимости эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы. В этих условиях для успешного ведения своего дела и поддержания требуемого уровня конкурентоспособности необходимо производить инвестиции в инструменты поддержания и развития бизнеса. Один из основных инструментов развития ресторанного бизнеса – это современная система автоматизации ресторанов.
Данная работа направлена на то, чтобы изучить бизнес-процессы происходящие внутри ресторана, выявить, так называемые, «узкие» места в структуре построения, функционирования предприятия и указать на них. Предметом детального анализа была выбрана деятельность по обслуживанию клиентов, так как работа этого подразделения является основой деятельности ресторана.
Цель данной работы – спроектировать деятельность ресторана для повышения качества и прозрачности управления бизнес-процессами, разработать прототип приложения для автоматизации деятельности ресторана, произвести оценку экономического эффекта, закрепить навыки работы в программном продукте Borland Delphi 7 и CASE-средстве ERwin. Данная работа направлена на закрепление базовых знаний и навыков в области проектирования экономических информационных систем.
Целью данной курсовой работы является проектирование информационной системы «Кафе-Ресторан». Уменьшение времени, затрачиваемого на обработку информации, путем автоматизации процессов ввода, хранения и вывода информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В качестве объекта исследования было выбрано типовое предприятие общественного питания - ресторан «Капитан», занимающееся организацией приятного время препровождения посетителей, предоставления им возможности культурного отдыха, а также предоставление на выбор посетителей широкого списка изысканных блюд. Ресторан содержит в своем составе следующие подразделения: «Кухня», «Главный зал», «Финансы и производство». Структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура предприятия
Рассмотрим отдельно состав работников и функции, выполняемые каждым из отделов.
Финансы и производство – отдел представляют три человека: менеджер, финансист и логист. Данный отдел отвечает за исполнение следующих операций:
Для формирования ежедневного меню от отдела «Кухня» поступает список блюд возможных для приготовления и на основе этого списка, а также внешней экономической информации формируется ежедневное меню, содержащее список блюд и цены на них.
Для управления закупкой продуктов от отдела «Кухня» поступает список необходимых продуктов для заказа и на основании это списка формируется заявка на заказ продуктов поставщику. При поступлении продуктов на кухню администратор кухни передает в отдел «Финансы и производство» документы о поступлении продуктов.
Формированием ежедневного меню занимается менеджер. Управлением закупкой занимается логист, а всеми остальными процессами занимается финансист.
Кухня – отдел представлен 3-4 поварами и одним администратором горячего цеха. Повара занимаются приготовлением блюд. Администратор кухни принимает заказы от официантов, анализирует их и формирует очередность приготовления блюд, как только блюдо готово администратор горячего цеха сообщает об этом официанту. Также администратор горячего цеха ведет отчетность об израсходованных продуктах, следит за их количеством и в случае необходимости формирует заявку на заказ продуктов, при поступлении продуктов администратор анализирует поступившие продукты, сравнивает поступившие продукты с заявкой и отчетные документы передает в отдел «Финансы и производство».
Главный зал – состоит из 3-4 официантов и одного администратора зала. Главная задача отдела сводится к обслуживанию посетителей. Процедура взаимодействия с посетителями выглядит следующим образом: посетитель приходит в ресторан и на основе меню формирует свой заказ, официант отправляет заказ на кухню и администратору зала, а после приготовления заказа подает его посетителю. Когда посетитель собирается уходить официант подает ему счет, который заранее подготовлен администратором зала и посетитель его оплачивает. Заказ посетителя переносится в общий журнал заказов.
Резюмируя высказанное, функции, выполняемые сотрудниками разных отделов предприятия можно представить в виде матрицы организационных проекций. Матрица организационных проекций представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Матрица организационных проекций
Оргзвенья |
Функции | |||||||
Отдел |
Сотрудники |
Обслуживание клиентов |
Расчет посетителя |
Управление деятельностью кухни |
Формирование меню |
Закупка продуктов |
Управление финансами |
Приготовление блюда |
Финансы и производство |
Финансист |
Х |
||||||
Менеджер |
Х |
|||||||
Логист |
Х |
|||||||
Кухня |
Повара |
Х | ||||||
Администратор горячего цеха |
Х |
|||||||
Главный зал |
Официанты |
X |
||||||
Администратор зала |
Х |
Анализируя рассмотренные данные деятельности ресторана, его подразделений и сотрудников можно заметить, что большинство функций выполняется в ручном виде и требует ведения бумажной документации. Целесообразным было бы произвести автоматизацию основных функций предприятия и, по возможности, сократить ведение бумажного документооборота.
Автоматизация позволит ускорить процесс обслуживания посетителей, уменьшить документооборот и сократить расходы.
Процесс проектирования необходимо организовать
средствами автоматизированного
ERwin – средство концептуального моделирования БД, использующее стандарт IDEF1X. ERwin реализует проектирование схемы БД, генерацию ее описания на языке целевой СУБД (ORACLE, Informix, Ingres, Sybase, DB/2, Microsoft SQL Server, Progress и др.) и реинжиниринг существующей БД. ERwin выпускается в нескольких различных конфигурациях, ориентированных на наиболее распространенные средства разработки приложений 4GL. Версия ERwin/OPEN полностью совместима со средствами разработки приложений PowerBuilder и SQLWindows и позволяет экспортировать описание спроектированной БД непосредственно в репозитории данных средств. Для ряда средств разработки приложений (PowerBuilder, SQLWindows, Delphi, Visual Basic) выполняется генерация форм и прототипов приложений. Сетевая версия Erwin ModelMart обеспечивает согласованное проектирование БД и приложений в рамках рабочей группы. BPwin - средство функционального моделирования, реализующее методологию IDEF0-IDEF3. Методология IDEF0, являющаяся официальным федеральным стандартом США, представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель IDEF0 отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями. Методология IDEF может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции. Для уже существующих систем IDEF может быть использована для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются [6].
Достоинство – Авторитетность (множество положительных отзывов). "Изобразительные" средства системы соответствуют федеральному стандарту США IDEF на моделирование организационных процессов. Распространенность (99,9% проектов организационного реинжиниринга исполняются с использованием стандарта IDEF). Возможность генерации исполняемого кода по разработанной модели информационной системы. Пожалуй одно из лучших средств проектирования баз данных. Интегрируется с многочисленным ПО компании CA-Platinum.
Недостаток – Репрезентативные свойства низки. Отсутствие стандартных объектов для описания бизнес процессов. Довольно узкие возможности для проведения экономического анализа.
Rational Rose – предназначено для автоматизации этапов анализа и проектирования ПО, а также для генерации кодов на различных языках и выпуска проектной документации. Rational Rose использует синтез-методологию объектно-ориентированного анализа и проектирования, основанную на подходах трех ведущих специалистов в данной области: Буча, Рамбо и Джекобсона. Разработанная ими универсальная нотация для моделирования объектов (UML - Unified Modeling Language) претендует на роль стандарта в области объектно-ориентированного анализа и проектирования. Конкретный вариант Rational Rose определяется языком, на котором генерируются коды программ (C++, Smalltalk, PowerBuilder, Ada, SQLWindows и ObjectPro). Основной вариант - Rational Rose/C++ - позволяет разрабатывать проектную документацию в виде диаграмм и спецификаций, а также генерировать программные коды на С++. Кроме того, Rational Rose содержит средства реинжиниринга программ, обеспечивающие повторное использование программных компонент в новых проектах [8].
Достоинство – В наибольшей степени подходит для разработки крупных информационных систем. Реализует большую часть функций ARIS и ERwin/BPwin. Мощные функциональные возможности по генерации исполняемых кодов. В настоящее время код "сломан", а сам продукт может за 100 руб. быть приобретенным на рынке.
Недостаток – Цена. Политика разработчика непрозрачна. Отсутствие стандартных объектов для описания бизнес процессов. Очень противоречивые отзывы пользователей. Вывод - цена не соответствует потенциальному риску.
ARIS – Методология ARIS рассматривает предприятие как совокупность четырех взглядов: взгляд на организационную структуру, взгляд на структуру функций, взгляд на структуру данных, взгляд на структуру процессов. При этом каждый из этих взглядов разделяется еще на при подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения. Таким образом, ARIS предлагает рассматривать организацию с позиции 12 аспектов, отображающих разные взгляды на предприятие, а также разную глубину этих взглядов. Для описания бизнес-процессов предлагается использовать 85 типов моделей, каждая из которых принадлежит тому или иному аспекту. Среди большого количества возможных методов описания можно выделить следующие: EPC (event-driven process chain) - метод описания процессов, нашедший применение для описания процессов системы SAP R/3; ERM (Entity Relationship Model) – модель сущностей-связей для описания структуры данных; UML (Unified Modeling Language) – объектно-ориентированный язык моделирования. ARIS Toolset (ARIS Easy Design) – единая среда моделирования, которая представляет собой совокупность четырех основных компонентов – Explorer (Проводник), Designer (средство для графического описания моделей), Таблиц (для ввода различных параметров и атрибутов) и Мастеров (Wizards). Различия двух продуктов заключается не в методологической части (ARIS Easy Design входит в ARIS Toolset), а лишь в функционале. ARIS Easy Design ориентирован на сбор информации и документирование, когда ARIS Toolset позволяет еще и проводить комплексный анализ, семантические проверки информации. Кроме того, только ARIS Toolset позволяет создавать скрипты (шаблоны) для отчетов, анализа и семантических проверок. ARIS Toolset – это средство для полноправного управления проектом ARIS. Функции управления заключаются в возможностях разграничения доступа для различных групп пользователей, а также ограничения методологи. Это необходимо, что бы избавится от избыточности методологии при реализации конкретного проекта. Помимо этого, некоторые модули, в частности ARIS ABC и ARIS Simulation, функционируют только при наличии ARIS Toolset [9].
Достоинство - "Могучая" репрезентативная графика. Наличие большого числа стандартных объектов для описание бизнес процессов. Наличие инструмента имитационного моделирования. Наличие внутреннего языка управления ARIS-Basic. Возможность тестирования проекта на соответствие требования стандарта качества ISO 9000.
Недостаток – Невозможность генерации каких-либо кодов или баз данных. Потребует очень большого времени (возможно до 5 мес.) на обучение персонала. Авторитет разработчика ПО ничем пока не подтвержден.
На основе анализа СП можно представить сравнительный анализ:
№ п/п |
Функции, свойства |
ARIS |
ERwin/ BPwin |
Rational Rose |
1 |
Моделирование организационных функций и процессов |
+ |
+ |
+ |
2 |
Разработка технического задания |
+ |
+/- |
+/- |
3 |
Функционально-стоимостной анализ |
+ |
+ |
+/- |
4 |
Оптимизация бизнес процессов |
+ |
- |
- |
5 |
Имитационное моделирование, событийно-управляемое моделирование |
+ |
+/- |
- |
6 |
Генерация кода приложения |
- |
+ |
+/- |
7 |
Оформление проектной документации; генерация технологических инструкций для рабочих мест |
+ |
+/- |
+ |
8 |
Хранение моделей деятельности предприятий |
+ |
+/- |
+/- |
9 |
Создание концептуальных и физических моделей структуры базы данных |
+/- |
+ |
+ |
10 |
Генерация программного кода, SQL-сценариев для создания структуры базы данных. |
- |
+ |
+/- |
11 |
Стандартное представление основных бизнес процессов (более 100 типов) |
+ |
- |
- |
12 |
Ведение библиотеки типовых бизнес моделей |
+ |
+/- |
+/- |
13 |
Групповая работа над проектом |
+ |
+ |
+ |
14 |
Выдача встроенных отчетов по стандарту ISO9000 |
+ |
- |
- |
15 |
Ценовые различия |
31740$ |
23685$ |
40520$ |
Информация о работе Проектирование информационной системы «Кафе-Ресторан»