Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:50, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, рассмотреть реформирование органов местного самоуправления в России: изменение вопросов ведения, функций и полномочий.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
- раскрыть становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации;
- определить характерные черты присущие местному самоуправлению в Российской Федерации;
- охарактеризовать общие принципы муниципальной организации;
- изучить основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления;
- проанализировать реформирование местного самоуправления в современной России;
- предложить перспективы развития местного самоуправления в современной России.
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Европейская Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.
Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Актуальность данной темы на современном
этапе придают следующие
- Оправдают ли предлагаемые разработчиками проекта нового закона социальные меры ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в начале 90-х годов?
- Готовы ли к реформе местного самоуправления субъекты РФ, муниципальные
образования? Представляем ли мы ее последствия? Не приведет ли она к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?
Не следует забывать, что местная власть за последние 10-12 лет неоднократно реформировалась, менялась ее законодательная база. Выдержит ли она новую радикальную перестройку, пойдет ли она ей на пользу?
Объектом исследования выступают органы местного самоуправления в России.
Предметом исследования является реформирование принципов местного самоуправления.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, рассмотреть реформирование органов местного самоуправления в России: изменение вопросов ведения, функций и полномочий.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
- раскрыть становление правовых
основ организации местного
- определить характерные черты
присущие местному
- охарактеризовать общие
- изучить основные
- проанализировать
- предложить перспективы развития местного самоуправления в современной России.
При выполнении работы были
использованы общенаучные методы исследования,
аналитический для обоснования
теоретических направлений
Общетеоретической основой исследования послужили работы таких специалистов, как: Аяцков Д. Ф, Велихов Л. А., Медведев Н. П.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка.
1.1 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято «Положение о городских Советах». Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.
Полностью самоуправление не могло вступить в свои права к началу 1930 года,
так как система местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену
пришла система тоталитарного партийного государства.
С начала времен «хрущевской оттепели» местного самоуправления стало рассматриваться как коммунистическое или социалистическое самоуправление
народа. Оно было неотделимо от органов государственной власти.
Интерес к местному самоуправлению вновь возник к началу 80-х годов. Важную роль в становлении и развитии местного самоуправления в России сыграл Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР1. Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельность как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.
Впервые этот Закон ввел
понятие «коммунальная
6 июля 1991 года был принят Закон
РСФСР «О местном
Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.
Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.
Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы построения новой системы местного самоуправления, выделила местное самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления, муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.
Указы Президента, разработанные на основе Конституции РФ, Федеральных Законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления. С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.
В современной России осуществляемое реформирование органов местной власти, в большинстве, опирается и на дореволюционный опыт. Исторический опыт показывает, что местное самоуправление появлялось только тогда и там, где требовалось пробудить инициативу органов местной власти, прежде всего, для наиболее быстрого выхода из создавшегося кризиса власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления, учитывая местные особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.
Новое законодательство о местном самоуправлении начинает приобретать позитивное начало.
На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» от 11 июля 1997 года признано «активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации».
Одни из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.
Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.
В сентябре 1997 года был принят Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Он определил основные направления и принципы организации местных финансов, установил источники формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.
Таким образом, выделяются три основных, объективно сложившихся этапа становления огранизационно-правовой основы местного самоуправления в России.
Первый этап - с 1990 по 1993 год.
Второй этап - с 1993 по 1995 год.
Третий этап - с 1995 - по настоящее время.
Проводя анализ истории земства и советского периода государственности России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.
Прежде всего, необходимо выделить существенные признаки, составляющие
содержание понятия «местное самоуправление».
Отечественные правоведы уделяли большое внимание проблеме местного самоуправления. Градовский А.Д. определял самоуправление как один из видов распределения власти: «самоуправление - есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального Правительства»2. Свешников М.И. определял местное самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенным местным административным органам3.
Лазаревский Н.И. определял самоуправление как4:
1. осуществление
2. деятельность, состоящую в исполнении местных задач государственного
управления;
3. исполнение задач,
Ход истории свидетельствует о том, что местное самоуправление всегда возникало, прежде всего, там, где требовалось пробудить инициативу органов
местной власти для быстрого и безболезненного выхода из кризисной ситуации.
Местное самоуправление в нашей стране представляется своеобразной гарантией от возникновения тоталитарных режимов. Оно получило развитие и большую автономию в странах без опыта демократических начал (Италия, Финляндия). В России же оно является частью государства, но при этом не входит в систему органов государственной власти.
С учетом особенностей развития современного российского общества, исторических корней местного самоуправления, зарубежного муниципального
опыта, современной нужно считать модель развитого местного самоуправления, сочетаемого с сильной государственной властью на уровне Федерации. Данная модель могла бы преодолеть региональный сепаратизм, так как в единстве государства заинтересованы и федеральная власть и власть местного самоуправления.
1.2 Характерные черты местного самоуправления в Российской Федерации.
В демократическом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти -центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть.
Наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы.
В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов (признаков):
1) Содержанием местного
решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе
понимается население