Себестоимость продукции и методы её калькулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью любого предприятия является получение прибыли. Мы знаем что прибыль - это разность между полученными доходами и произведенными расходами. Значит, чем больше доходы и меньше расходы, тем больше прибыль. Поэтому успех деятельности предприятия зависит от того, может ли оно влиять на два эти фактора. Если да, то такое предприятие можно смело называть конкурентоспособным. Также мы, знаем, что доход зависит от цены проданной продукции, которое произвело предприятие. А она, в свою очередь, зависит от себестоимости, то есть количества произведенных затрат на единицу продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
1.1. Понятие, состав и виды себестоимости продукции
1.2. Группировка затрат на производство продукции
1.2.1. Группировка затрат по экономическим элементам
1.2.2. Группировка затрат по статьям калькулирования
Глава 2. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
2.1. Понятие, методы и принципы калькулирования
2.2. Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования продукции
2.3. Позаказный метод учета затрат и калькулирования продукции
2.4. Нормативный метод учета затрат и калькулирования продукции
2.5. Попередельный метод учета затрат и калькулирования продукции
ГЛАВА 3. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ НА ПРАКТИКЕ
3.1. Экономическая сущность современных методов: стандарт – костинг, директ – костинг, target – костинг
3.2. Практическое исследование на предприятие «Бурый медведь»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Себестоимость продукции и методы её калькулирования.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  СЕБЕСТОИМОСТИ

1.1. Понятие, состав и  виды себестоимости продукции

1.2. Группировка затрат  на производство продукции

1.2.1. Группировка затрат  по экономическим элементам

1.2.2. Группировка затрат  по статьям калькулирования

Глава 2. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ

2.1. Понятие, методы и  принципы калькулирования

2.2. Попроцессный (простой)  метод учета затрат и калькулирования  продукции

2.3. Позаказный метод учета  затрат и калькулирования продукции

2.4. Нормативный метод  учета затрат и калькулирования  продукции

2.5. Попередельный метод  учета затрат и калькулирования  продукции

ГЛАВА 3. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ  МЕТОДОВ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ НА ПРАКТИКЕ

3.1. Экономическая сущность  современных методов: стандарт  – костинг, директ – костинг,  target – костинг

3.2. Практическое исследование  на предприятие «Бурый медведь» 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4

 

6

 

8

9

 

11

 

13

14

15

17

 

 

19

24

29

33

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

       Главной целью любого предприятия является получение прибыли. Мы знаем что прибыль - это разность между полученными доходами и произведенными расходами. Значит, чем больше доходы и меньше расходы, тем больше прибыль. Поэтому успех деятельности предприятия зависит от того, может ли оно влиять на два эти фактора. Если да, то такое предприятие можно смело называть конкурентоспособным. Также мы, знаем, что доход зависит от цены проданной продукции, которое произвело предприятие. А она, в свою очередь, зависит от себестоимости, то есть количества произведенных затрат на единицу продукции.

       Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Её исчисление необходимо для оценки выполнения плана и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. В настоящее время, более экономичное и производительное оборудование, совершенствуют организацию управления предприятиями, получение прибыли посредством увеличения цен становится проблематичным. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка, например, посредством предоставления дополнительных услуг, улучшения качества производимой продукции, развития гарантийного и послегарантийного обслуживания. Поэтому формирование оптимальной структуры управления затратами и снижение их величины (при условии сохранения качества выпускаемой продукции) позволяет снизить цены на продукцию, что даст предприятию возможность сохранить и даже укрепить свои позиции на рынке. Совершенно очевидно, что от того, как ведется учет затрат и определяется себестоимость произведенной продукции, зависит финансовый результат деятельности предприятия. В данной курсовой рассматриваются основные методы определения себестоимости продукции. Так же рассмотрены достоинства и недостатки таких методов калькулирования, как позаказный, простой, нормативный, попередельный, а также популярных в зарубежных компаниях, методы: стандарт - костинг, директ - костинг. Каждое предприятие может применить их по отдельности или в сочетании друг с другом, исходя из своих особенностей и опыта, а также разработать новый метод калькулирования себестоимости. Но главная цель применения того или иного метода состоит в том, чтобы более точно определить себестоимость производимой продукции.

        И так, наша цель, дать полное определение о том, что такое себестоимость продукции, что собой представляет калькулирование себестоимости продукции, какие существуют методы калькулирования. А задачи нашей работы, доказать, что методы калькулирования являются базой ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  СЕБЕСТОИМОСТИ 

ПРОДУКЦИИ

 

 

 

1.1.Понятие, состав и виды себестоимости продукции

 

 

       Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности.

       Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

        Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава, индивидуальную себестоимость – затраты на производство только  одного изделия, и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

        Различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: производственную и полную.

       Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и заканчивая сдачей их на склад готовой продукции.

       Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

       По способу  включения в себестоимость затраты  подразделяются на прямые и  накладные (косвенные).

       Прямые затраты  – это те, которые на основании  первичных документов можно прямо  и непосредственно отнести на  затраты определенного вида продукции  (материалы, з./п. рабочих, потери  от брака и т.д.)

       Накладные (косвенные)  – одновременно относятся ко  всем видам работ, услуг продукции  (освещение, отопление и т.д.). Их  включают в затраты при определении  общей суммы по окончании месяца  путем распределения.

       В зависимости  от объема различают: переменные  и условно постоянные затраты.

       Переменные –  это такие затраты, которые  находятся в прямой пропорциональной  зависимости от объема производства (к ним относятся затраты на материалы и оплату труда.).

       Условно – постоянные считаются затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства (к ним относятся расходы на освещение, отопление, з./п. производственного персонала, амортизационные отчисления).

       В зависимости  от периодичности расходы делятся  на текущие и единовременные. К текущим относятся расходы,  имеющие частую периодичность  осуществления, например, расход  сырья и материалов. К единовременным (однократным) относят расходы  на подготовку и освоения выпуска  новых видов продукции, расходы,  связанные с пуском новых производств,  и др. Четкое разделение затрат  на производство на текущие  и единовременные имеет большое значение для правильного ежемесячного расчета себестоимости продукции.

       Для целей налогообложения  затрат, в соответствии со статьей  252 НКРФ расходы группируются  на расходы, связанные с производственном  и продажей, и прочие расходы.1

       Себестоимости продукции опирается на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение общей суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции.

 

 

1.2. ГРУППИРОВКА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО  ПРОДУКЦИИ

 

 

 

1.2.1. Группировка затрат по экономическим  элементам

 

 

       Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В смете отражаются затраты, оплачиваемые поставщикам ресурсов со стороны. Смета затрат включает следующие элементы:

сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие   изделия (за вычетом возвратных отходов);

 вспомогательные и прочие  материалы;

 топливо со стороны;

 энергия со стороны;

 заработная плата основная  и дополнительная;

 отчисления на социальные  нужды;

 амортизация основных фондов;

 прочие денежные расходы.

       Классификация затрат по экономическим элементам имеет для предприятия важное значение. Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета, но главный недостаток сметного разреза, что невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эту проблему сметного разреза решает классификация затрат по статьям калькуляции.

 

 

1.2.2. Группировка затрат по статьям  калькуляции

 

 

       Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить конкретный объект и место осуществления затрат, выявить себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и производства. Включает следующие типовые затраты:

1) сырье, основные материалы,  полуфабрикаты, комплектующие изделия  (за вычетом возвратных отходов);

2) вспомогательные материалы;

3) топливо на технологические  цели;

4) энергия на технологические  цели;

5) основная заработная плата  производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата  производственных рабочих;

7) отчисления на социальные нужды  по заработной плате производственных  рабочих;

8) расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования;

9) расходы на подготовку и  освоение нового производства;

10) цеховые расходы;

 11) общепроизводственные расходы;

12) потери от брака:

13) внепроизводственные расходы.2

       Сумма первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти – производственную, и всех статей – полную себестоимость продукции.

       Если в смете затрат на производство объединены только экономически однородные элементы затрат, то в статьях калькуляции только некоторые являются однородными, а остальные включают различные виды расходов, т.е. являются комплексами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ

 

 

 

2.1. Понятие, методы и принципы  калькулирования

 

 

       Калькулирование  (от лат. Calculation – счет, подсчет) – способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции (услуг), предназначенных для реализации, а также на единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления.

       В системе управления себестоимостью продукции на предприятиях применяются различные виды калькуляций себестоимости продукции. Основные из них: плановая, нормативная, сметная и фактическая калькуляции.

       Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период.    

       Нормативная калькуляция включает затраты, исчисленные на базе установленных (как правило, оптимальных, желаемых для достижения) норм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства. 

       Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием, которая требует разработки соответствующей нормативной базы.

       Фактическая калькуляция – это отчетная калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.

       При разработке калькуляции на единицу продукции затраты, как известно, подразделяются на прямые и косвенные.

       Прямые материальные затраты включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и цен на данный вид ресурса. После определения возможного набора прямых затрат все остальные затраты относятся к косвенным и распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе. Так, дополнительная оплата труда и отчисления на социальные нужды распределяются пропорционально основной заработной плате.

       Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатываются сметы вспомогательных и обслуживающих цехов, расходов на управление и др. Эти затраты планируются в сметном и калькуляционном разрезе и используются как для определения себестоимости единицы изделий, так и всей товарной и валовой продукции.3

       Калькулирование состоит из ряда последовательных расчетов, учтенные по статьям калькуляции, которые относятся к продукции предприятия, его структурных подразделений, и исчислить себестоимость единицы продукции. При всех различиях в методике и технике учета затрат и калькулирования с экономической точки зрения они базируются на последовательной реализации принципа «затраты – выпуск – результат».

       Объектами калькулирования служат выпускаемые предприятием виды продукции, работы и услуги (одна деталь, изделие в целом, заказ на изготовление нескольких изделий и т.д.)

Информация о работе Себестоимость продукции и методы её калькулирования