Совершенствование действующей системы финансирования по оказанию платных услуг населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной обобщающей характеристикой платных услуг, является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями а также непосредственно в виде работ на объекте.
Для платных услуг характерны:
- принадлежность к группе жизнеобеспечения;
- социальная значимость;
- низкая заменяемость другими услугами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………………..……...6
1.1 Основные направления государственной политики по оказанию платных услуг населению в Республике Беларусь…………………………………………..6
1.2 Нормирование и тарифообразование в сфере оказании платных услуг …..15
1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков ……………...19
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (на примере ОАО «Гомельстекло») …………………………………………………………….…... 24
2.1. Характеристика исследуемого предприятия………………………………24
2.2 Ценообразование в жилищном хозяйстве…………………………………….30
2.3. Анализ наличия и движения основных фондов…………………………….32
3. СОВЕРШЕНСТОВАВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАСИРОВАНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ……………………………..…………………………..………….35
3.1. Реформа ЖКХ в Республике Беларусь……………………………………….35
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования по оказанию платных услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………………………………………....38
3.3. Улучшение финансовых показателей предприятия по оказанию платных услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства…………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………….47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

4.  (услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением)

5.  (ТВ, радио, образование, культура)

В  обществе  постоянно  появляются  новые  виды  услуг:

1.  балансов  и  отчетов;

2.  обучению  детей - гувернантки, частные  сады  и  школы;

3.  по  уходу  за  животными  -  их  лечение,  кормление,  прогулка  и  временное  содержание;

4.  разнообразные  виды  услуг,  в  которых  появляется  потребность  в  обществе.

Одновременно  в  мире  появляется  тенденция  диверсификации  сферы  услуг.  Многие  ранее  обособленные  виды  услуг  объединяются  в  рамках  своей  компании.  Предлагая  целый  комплекс  услуг,  компания  может  повысить  свою  конкурентоспособность,  ослабить  возможные  риски  за  счет  их  диверсификации.  Так,  банковские,  биржевые  и  посреднические  услуги  сливаются  в  единый  комплекс  финансовых  услуг.

Сфера  услуг  -  сводная  обобщающая  категория,  включающая  воспроизводство  разнообразных  видов  услуг,  оказываемых  предприятиями,  организациями,  а  также  физическими  лицами.

Сфера  услуг  имеет  ряд  специфических  особенностей  по  сравнению  с  материальным  производством.

Во-первых,  в  отличие  от  товаров,  услуги  производятся  и  потребляются  в  основном  одновременно,  не  подлежат  хранению.  Это  порождает  проблему  регулирования  спроса  и  предложения  услуг. 

Во-вторых,  услуги  часто  противопоставляются  продукции,  хотя  и  в  промышленности  увеличивается  роль  обслуживания,  которое  может  включать  ремонт  оборудования,  послепродажное  обслуживание  и  другие  услуги,  связанные  с  продажей  товаров.  Можно  сказать,  что  во  многих  случаях  в  услуге  присутствует  элемент  продукции,  точно  так  же,  как  при  продаже  продукции  присутствует  элемент  услуги.  Тесное  переплетение  продажи  товаров  и  предоставления  услуг  затрудняет  выделение  и  учет  услуг.

В-третьих,  сфера  услуг  обычно  больше  защищается  государством  от  иностранной  конкуренции,  чем  сфера  материального  производства.  Более  того  во  многих  странах  транспорт  и  связь,  финансовые  и  страховые  услуги,  наука,  образование,  здравоохранение,  коммунальные  услуги  традиционно  находятся  в  полной  или  частичной  собственности  государства  или  же  строго  контролируются  и  регламентируются  государством.  Импорт  услуг,  по  мнению  правительств  многих  стран может  представлять  угрозу  национальной  безопасности  и  суверенитету,  поэтому  он  регламентируется  более  жестко  по  сравнению  с  торговлей  товарами.

Возрастание  роли  и  влияния  сферы  услуг  на  экономику  вызвало  необходимость  проведения  исследований  с  целью  классификации  услуг  и  выявления  уровней  регулирования  сферы  услуг.

В  настоящее  время  сфера  услуг  является  одной  из  самых  перспективных,  быстроразвивающихся  отраслей  экономики.  Она  охватывает  широкое  поле  деятельности:  от  торговли  и  транспорта  до  финансирования,  страхования  и  посредничества  самого  разного  рода.  Гостиницы  и  рестораны,  прачечные  и  парикмахерские,  учебные  и  спортивные  заведения,  туристические  фирмы,  радио -  и  телестанции,  консультационные  фирмы,  медицинские  учреждения,  музеи,  театры  и  кинотеатры  относятся  к  сфере  услуг.  Практически  все  организации  оказывают  в  той  или  иной  степени  услуги.

Как  показывает  практика  развитых  стран,  по  мере  усложнения  производства  и  насыщения  рынка  товарами  растет  и  спрос  на  услуги.  В  России  сфера  услуг,  пожалуй,  обгоняет  производственную  сферу  по  темпам  роста  и  по  появлению  новых  видов  услуг,  по  ее  приспособлению  к  потребностям  рынка  и  потребителей.

Рынок  услуг  совершенно  не  похож  на  другие  рынки  главным  образом  по  двум  причинам:

1.  не  существует  до  ее  предоставления.  Это  делает  невозможным  сравнение    и  оценку  услуг  до  их  получения.  Сравнивать  можно  только  ожидаемые  выгоды  и  полученные.

2.  присуща  высокая  степень  неопределенности,  что  ставит  клиента  в  невыгодное  положение,  а  продавцам  затрудняет  продвижение  услуг  на  рынок.

Так как сфера  услуг является одним из главных  секторов экономики, то  проблема  ее  регулирования  ничуть  не  меньше,  чем  в  других  отраслях  экономики.

В соответствии с общим классификатором  услуг  населению  выделяются  следующие  основные  виды  платных  услуг  населению:

1.  услуги пассажирского  транспорта;

2.  услуги связи;

3.  услуги учреждений  культуры;

4.  услуги физической  культуры  и  спорта;

5.  услуги правового  характера;

6.  услуги банков;

7.  услуги в  системе  образования;

8.  услуги торговли  и  общественного  питания;

9.  услуги жилищно-коммунального хозяйства.

10.  и другие

Более подробно рассмотрим оказание платных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

ЖКХ Республики Беларусь находится в сложном техническом и экономическом состоянии, вызванном как общими для Белоруссии государственными проблемами (многолетней практикой финансирования отрасли по остаточному принципу, низким уровнем развития материально-технической базы и инженерных систем жизнеобеспечения населенных пунктов, транспортных и информационных коммуникаций), так и климатическими и географическими особенностями.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства в Республике Беларусь можно рассмотреть на примере жилого фонда, в г. Гомеле он составляет примерно (Гомельский горсвет) 19 005,3 тыс. м2. В неотложном ремонте нуждается более 30 % государственного жилфонда, что обусловлено снижением объемов ремонта жилья. Износ систем отопления, водоснабжения и водоотведения в зданиях - более 60 %. Износ трубопроводов тепловых сетей, длина которых составляет более 2200 км, в среднем превышает 45 %.

Таким образом, инженерная инфраструктура ЖКХ в Республики Беларусь находится в критическом состоянии. Именно поэтому наблюдается тенденция к увеличению аварий в котельных и тепловых сетях.

Вызывает  озабоченность экономическое положение  предприятий ЖКХ. Характерны ощутимые убытки, сопровождающиеся кредиторской задолженностью, превышающей дебиторскую более чем в два раза. Поэтому медленно обновляется технологическое оборудование, часто задерживается заработная плата.

Такое положение  обусловлено главным образом сложностью использования рыночных принципов и методов хозяйствования в коммунальной деятельности: направление работы коммунальных предприятий строго ограничено; не всегда соответствуют формы отношений и связей между производством, потреблением и товарным видом услуг; неэффективен механизм формирования и возмещения затрат; уровень и форма оплаты услуг не стимулируют увеличение доходов и получение прибыли. Следовательно, внедрение рыночных отношений в коммунальном хозяйстве требует учета функциональной деятельности предприятий этой сферы.

Необходим поиск оптимальных методов, форм внедрения экономических механизмов и рыночных отношений в ЖКХ.

Руководство РБ уделяет особое внимание реформированию ЖКХ. Эта работа базируется на законодательных, нормативных и экономических документах. Основным законом, регулирующим правоотношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, является закон «О совместном домовладении» №193-5 от 1998г., Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь №13 от 24 мая 2004 года, Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунального услуг» №405-3 от 16 июля 2008 года.

Несмотря  на то, что законом социальные гарантии закреплены, практическая их реализация вызывает немалые трудности, как  для совместных домовладений, так  и для органов местной власти. На деле получается, что при создании товарищества, или при переходе дома в управление уполномоченным лицом (организацией не из структуры ЖРЭО), дотации на совместное домовладение не выделяются автоматически. Для их получения товарищество собственников или уполномоченное лицо должно обратиться в местный исполнительный орган. Далее уполномоченное лицо или товарищество собственников должно сформировать штат, отвечающий определенным критериям, определяемым ЖРЭО района, которые также усреднены и часто в принципе не подходят для обеспечения определенных объектов совместного домовладения. После проверки и анализа конкретного объекта местная администрация определяет размер дотации (не всегда полностью покрывающий фактические расходы).

Процесс получения  дотаций занимает длительное время (до нескольких месяцев). Нередко прошение на дотацию подают уже после того, как сформирован бюджет расходов на период для данного района\населенного пункта, и включение в программу дотирования требует коррекции бюджета расходов, что также требует времени. Вместе с тем, несмотря на все задержки во времени и объемах получения дотаций, объект совместного домовладения первого дня эксплуатации требует технического обслуживания и поставки коммунальных услуг, расчет за которые по фактическим расходам, требуется в тот же месяц. Эти факты вызывают частые споры, судебные разбирательства действия или бездействия, приводящие к порче совместного имущества. В среднесрочном периоде, при условиях сохранения централизованно устанавливаемых тарифом, предлагаются следующие изменения к подходу государственного дотирования. По всем позициям, исключая техническое обслуживание – дотировать не конкретное домовладение, а организации, предоставляющие коммунальные услуги таким объектам. 

Контроль  за расходованием средств, проще производить в рамках одной крупной коммунальной организации, чем в отношении каждого отдельно взятого объекта совместного домовладения. Этот подход исключает временные проволочки от момента обращения совместного домовладения за дотациями до момента их фактического получения.

На практике этот подход предполагает следующее: при  выставлении счетов для оплаты коммунальных услуг для совместного домовладения организации (зачастую с преобладающей  государственной формой собственности) будут руководствоваться действующими тарифами, а разницу между собранными по тарифу средствами и фактически понесенными расходами предъявлять к возмещению из бюджета.  Подход к дотированию ТО должен быть комплексным и потребует изменения законодательных актов. Необходима отвязка от жёсткого использования единого, централизовано установленного тарифа; необходимо ранжирование объектов, например, по предложенной выше схеме с определением особенностей конкретного объекта совместного домовладения. Ранжирование объектов по типу позволит определить норму дотации, а возможность применения тарифа со свободной верхней планкой позволит собственникам получить услуги более высокого качества услуги при их согласии на оплату.

Меры, направленные на повышение эффективности управления ЖКХ, можно разделить на три категории: антикризисные, среднесрочные и перспективные. Основное внимание уделяется оперативной работе.

Приведем  основные результаты работы по оптимизации  управления ЖКХ республики.

Выполнен  анализ состава жилищного фонда. Разработаны условия эксплуатации и технические решения по ремонту. Завершена инвентаризация имущества улусных управлений ЖКХ. Разработаны экономические механизмы для повышения фондоотдачи в хозяйственной деятельности отрасли. Разработаны и утверждены новые тарифы на ЖКУ для населения. Одновременно упорядочена система оплаты жилья и коммунальных услуг. Установлен механизм предоставления компенсаций (субсидий) на оплату. Это один из вариантов социальной защиты малоимущего слоя населения.

Реальный  эффект дает прогноз бюджета с детализацией по конечным бюджетополучателям. Здесь использован принцип централизации бюджетной доли заработной платы в республиканском бюджете. При этом учтено, что ЖКХ - самый крупный работодатель в республике.

Сокращение  использования бюджетных средств, связано с внедрением единой отраслевой компьютерной системы, что повышает оперативность оборота документов, качество экономического анализа. Одновременно удешевляется процесс защиты финансовых планов управлений ЖКХ. В итоге формируется единый отраслевой баланс. Такой подход обеспечивает централизацию дотаций улусов на приобретение продукции производственно-технического назначения, топливно-энергетических ресурсов, горючесмазочных материалов, транспортных расходов для нужд ЖКХ.

Экономия  энергии - важнейшая общенациональная задача. На ее решение ориентированы законодательство, долгосрочные научно-технические программы и строительство экспериментальных объектов, работа государственных и частных фирм.

Одно из важных мероприятий по энергосбережению - установка узлов учета потребления тепловой энергии в зданиях и сооружениях.

Не менее  важно кадровое обеспечение. В отрасли наблюдается дефицит квалифицированного обслуживающего персонала в улусах, большая текучесть кадров. Внедрение основных идей по повышению эффективности управления позволило получить реальный экономический эффект. Например, удельный расход на содержание предприятий ЖКХ за счет бюджета значительно снижен.

О развитии любого государства судят главным образом  по уровню благосостояния населения, которое, в свою очередь, напрямую зависит от качества и эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормирование и тарифообразование  в сфере оказания платных  услуг

 

Так как ранее  было сказано, что более подробно мы рассматриваем оказание платных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то нормирование и тарифообразование будем рассматривать в этой сфере.

В настоящее  время цены на содержание жилья и услуг по подаче воды, тепла, электроэнергии и приему стоков неуклонно растут. Переход к рыночным отношениям в отрасли оказался проблематичным по следующим причинам:

- не сформированы  эффективные формы собственности  на жилье, способные обеспечить  весь жизненный цикл жилых  домов;

Информация о работе Совершенствование действующей системы финансирования по оказанию платных услуг населению