Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:45, курсовая работа
Основной обобщающей характеристикой платных услуг, является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями а также непосредственно в виде работ на объекте.
Для платных услуг характерны:
- принадлежность к группе жизнеобеспечения;
- социальная значимость;
- низкая заменяемость другими услугами.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………………..……...6
1.1 Основные направления государственной политики по оказанию платных услуг населению в Республике Беларусь…………………………………………..6
1.2 Нормирование и тарифообразование в сфере оказании платных услуг …..15
1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков ……………...19
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (на примере ОАО «Гомельстекло») …………………………………………………………….…... 24
2.1. Характеристика исследуемого предприятия………………………………24
2.2 Ценообразование в жилищном хозяйстве…………………………………….30
2.3. Анализ наличия и движения основных фондов…………………………….32
3. СОВЕРШЕНСТОВАВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАСИРОВАНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ……………………………..…………………………..………….35
3.1. Реформа ЖКХ в Республике Беларусь……………………………………….35
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования по оказанию платных услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………………………………………....38
3.3. Улучшение финансовых показателей предприятия по оказанию платных услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства…………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………49
- Гомельский Облисполком;
- Гомельское
предприятие по транспорту
Для обозначения своей продукции Общество разрабатывает и использует собственный товарный знак порядке, установленном законодательством.
В соответствии с Уставом ОАО «Гомельстекло» осуществляет следующие виды деятельности: производстве стекловолокна и стеклоткани, а также оказание платных услуг населению, таких как: жилищно-коммунальные услуги, бытовые и транспортные услуги, услуги физической культуры и спорта, и.д.р. Устав предприятии можно рассмотреть в Приложении Б.
Более подробно в дальнейшем
мы будем рассматривать жилищно-
Кроме основного производства
предприятие выпускает
Продукция завода «Гомельстекло» успешно экспортируется во многое страны мира – в Алжир, Болгарию, Венгрию, Германию, Данию, Испанию, Италию, Казахстан, Латвию, Литву, Молдову, Нидерланды, Польшу, Россию, Румынию, Словакию, Словению, Украину, Финляндию, Францию, Чехию, Швецию и Эстонию.
В качестве целевых рынков предприятия рассматриваются:
▪ Внутренний рынок Республики Беларусь;
▪ Россия и Украина как экспортные рынки;
▪ Рынки стран ЕС (Польша, Литва, Латвия и др.).
Основной сегмент продажи продукции – высококачественное полированное листовое стекло, произведенное по флоат-технологии.
Целевые рынки предприятия показаны на следующей карте.
Рисунок 1 – Карта целевого рынка ОАО «Гомельстекло»
В настоящее время около 40% продукции завода реализуется на внутреннем белорусском рынке, а 60% -- экспортируется. Ежегодно предприятием экспортирует в среднем 10 - 12 млн. м кв. полированного листового стекла. Структура продаж флоат-стекла в 2011 г. представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Структура продаж ОАО «Гомельстекло» за 2011 год.
Страна |
Доля |
Беларусь |
35% |
Россия |
32% |
Украина, Молдова |
21% |
Дальнее зарубежье |
12% |
Основная доля экспортных поставок предприятия (около 50%) приходиться на российский рынок.
Подведя итог, можно сказать, что Акционерное общество развивается, имея приоритетную задачу по сохранению и наращиванию своего производственного потенциала, стабилизации финансово-хозяйственной деятельности. И то, что эту задачу в основном удается выполнить заслуга всего трудового коллектива ОАО «Гомельстекло». Предприятие намерено активизировать работы по расширению спектра выпускаемой продукции, завоеванию новых рынков, трансформировать структуру Общества и всех его подразделений.
2.2 Ценообразование в жилищном хозяйстве
Социально-экономические преобразования в РБ, связанные с переходом к рыночной экономике, обусловили необходимость кардинального изменения всей системы хозяйственных отношений, в том числе в жилищном хозяйстве.
В условиях становления рыночных отношений один из основных элементов рыночного механизма - система ценообразования.
Цены затрагивают и производителя, и потребителя. Проведение той или иной политики ценообразования позволяет решать как экономические, так и социальные задачи, поэтому определение экономических методов прямого и косвенного регулирования цен на различных уровнях, определение объективных и субъективных факторов ценообразования на товары и услуги приобретает первостепенное значение. Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в значительной степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения.
Цена должна играть важную стимулирующую роль в развитии и расширении производства, улучшении использования ресурсов, снижении затрат, повышении качества оказываемых услуг, с одной стороны, а также в формировании рациональной структуры потребления этих услуг - с другой.
Однако система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий - поставщиков услуг, не стимулирует жилищные организации к снижению затрат на эксплуатацию жилищного фонда, что не позволяет повысить эффективность их деятельности. Это также практически исключает возможность привлечения инвестиций в отрасль.
При затратном подходе к формированию цены по совокупным расходам производителя (переменные и постоянные) фактор спроса не учитывается, как и способность потребителей оплачивать услуги соответствующей стоимости и качества.
Сегодня перекрестное субсидирование приводит к тому, что одинаковый вид коммунальных услуг предоставляется разным группам потребителей по различным тарифам. Сложнее всего приходится промышленным предприятиям, практически оплачивающим льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
В такой ситуации переход жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования невозможен, поскольку нет четких критериев оплаты населением коммунальных услуг - не учтена их себестоимость и не установлен размер прибыли жилищно-эксплуатационных организаций при поэтапном уменьшении бюджетного финансирования.
Значительная дифференциация стоимости коммунальных услуг по регионам и муниципальным округам объясняется нечеткой тарифной и ценовой политикой. Основная задача тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - определение принципов формирования «стартовой» цены, которая зависит от тарифа на данный вид услуги, а также от влияния спроса и предложения на нее в пределах муниципального образования.
При формировании цены на коммунальные услуги необходимо учитывать экономические и технические возможности производителя, а при формировании тарифов и их оптимального уровня - социальные и финансовые аспекты. Следует учитывать также-то обстоятельство, что услуги жилищно-эксплуатационных организаций жизненно необходимы населению, и получать их люди должны независимо от политической и экономической ситуации в стране. Поэтому при формировании цены необходимо учитывать также жизнеобеспечивающий характер услуг, то есть обязательность, а также минимально возможный уровень их предоставления. С другой стороны, платежеспособный спрос на эти услуги обусловливает возможность расширения их количества и увеличения объема заказов, в результате, естественно, возрастет объем поступающих от потребителей средств. Основой для ценообразования и регулирования тарифов в отрасли является создание правового пространства, которое входит в спектр взаимоотношений субъектов рынка коммунальных услуг.
В настоящее время проблема ценообразования является одной из самых сложных, но ее решение необходимо при разработке основополагающих документов, регламентирующих формирование тарифов на услуги жилищного хозяйства.
Эффективное использование тарифной и ценовой концепции будет зависеть от деятельности местных органов управления жилищно-коммунальным комплексом, от их профессионализма и компетентности.
Делая вывод, хочется сказать, чтобы исключить постоянное кредитование производства услуг ЖКХ на местах и обеспечить реальную возможность планирования финансово-хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных организаций, в данном секторе экономики главным направлением политики ценообразования должен стать принцип перехода к предоплате населением и другими потребителями услуг отрасли при обеспечении необходимых объемов и качества предоставляемых услуг.
2.3 Анализ наличия и движения основных фондов
Важнейшими
основными фондами
Таблица 2.3 - Структура основных фондов на предприятии ОАО «Гомельстекло» за
Виды основных фондов |
2010 г., на н.г. тыс. руб. |
Удельный вес, % |
2011 г., на н.г. тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Здания и сооружения |
148293 |
48,66 |
154202 |
46,80 |
Машины и оборудование |
127066 |
41,70 |
142067 |
43,12 |
Транспортные средства |
4896 |
1,61 |
5979 |
1,81 |
Передаточные устройства |
23122 |
7,59 |
25717 |
7,81 |
Инструмент, инвентарь и принадлежности |
1295 |
0,42 |
1465 |
0,44 |
Многолетние насаждения |
- |
0 |
32 |
0,01 |
Прочие основные средства |
59 |
0,02 |
19 |
0,01 |
Итого |
304731 |
100 |
329481 |
100 |
По всем видам основных фондов происходит увеличение стоимости, кроме прочих основных средств. Структура основных производственных фондов за анализируемый период принципиально не изменилась: наибольший удельный вес в ней за этот период занимают здания и сооружения 46,80%. Большое значение для предприятия имеет тот факт, что увеличилась как стоимость машин и оборудования на 1,42%, так и их удельный вес с 41,70% до 43,12%.
Аналогичное увеличение наблюдается и в транспортных средствах на 0,20%, передаточных устройствах, инструментах и др.
Проанализируем объем платных услуг населению за 2008-2010гг.
Таблица 2.3.1 – Объемы платных услуг населению за 2008-2010гг.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Отклонение 2008-2009гг. |
Отклонение 2008-2010гг. |
Отклонение 2009-2010гг. |
Транспортные услуги |
33,5 |
55,6 |
51,3 |
22,1 |
17,8 |
-4,3 |
Жилищного хозяйства услуги |
53,2 |
59,9 |
68,0 |
6,7 |
14,8 |
8,1 |
Услуги культуры |
35,8 |
32,2 |
32,2 |
-3,6 |
-3,6 |
0 |
Услуги физической культуры |
21,9 |
30,4 |
40,3 |
8,5 |
18,4 |
9,9 |
Коммунальные услуг |
202,5 |
229,7 |
242,9 |
27,2 |
40,4 |
13,2 |
Анализируя данную таблицу, следует отметить, что к 2010 году платные услуги значительно выросли в своих показателях за исключением транспортных услуг. Большой скачек в увеличении занимают коммунальные услуги, которые в среднем выросли в 26,94 раза, а также услуги жилищного хозяйства, которые в 8,1 раз увеличились к 2010 году в сравнении с 2009 годом.
В приложении В, более подробно можно рассмотреть отчет об объеме платных услуг населению.
Таблица 2.3.2 - Анализ наличия и движения основных средств на предприятии ОАО «Гомельстекло» за 2010гг.
Виды основных средств |
Движение основных средств | |||
На начало года |
Поступило |
Выбыло |
На конец года | |
Здания и сооружения |
154202 |
445742 |
258 |
599686 |
Передаточные устройства |
25717 |
21804 |
30 |
47491 |
Машины и оборудования |
142067 |
249911 |
3211 |
388767 |
Транспортные средства |
5979 |
1953 |
71 |
7861 |
Инструмент, инвентарь и принадлежности |
1465 |
1863 |
55 |
3273 |
Многолетние насаждения |
32 |
9 |
- |
41 |
Прочие основные средства |
19 |
1 |
- |
20 |
ИТОГО |
329481 |
721283 |
3625 |
1047139 |