Совершенствование управления оборотными активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических подходов к анализу оборотных активов, а также на примере ЗАО «ОМК» проанализировать полученные данные основных коэффициентов.
Главной задачей этой курсовой – определить состав и структуру оборотных средств, дать общую оценку оборачиваемости оборотных средств, проанализировать эффективность использования оборотных средств, на примере ЗАО «ОМК».
.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические основы анализа эффективности использования оборотных активов…………………………………………………………
Система показателей анализа состояния оборотных активов и их использование……………………………………………………………….
Методика анализа денежных активов………………………………...
2 Анализ эффективности использования оборотных активов предприятия ЗАО «Орский мясокомбинат»……………………………..
2.1 Состав, структура и динамика оборотных активов………………….
2.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования оборотных активов…………………………………………………………
2.3 Оценка влияния факторов на экономический результат от ускорения (замедления) оборачиваемости активов……………………..
3 Совершенствование управления оборотными активами предприятия.
3.1 Современные методы управления источниками оборотных активов………………………………………………………………………
3.2 Расечт экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Таня оборотные активы.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.2 - Расчет эффективности предоставления скидки с цены продукции для ЗАО «ОМК»

Показатель Предоставление  скидки Кредит
Индекс  цен 1,011 1,011
Коэффициент дисконтирования 0,99 0,99
Потери  от скидки с каждой 1000 руб., руб. 30 -
Потери  от инфляции с каждой 1000 руб., руб. - 10
Доход от альтернативных вариантов вложений капитала, руб. 115,24 118,8
Оплата  процентов, руб. - 17,5
Финансовый  результат, руб. 85,24 91,3

 

       Из данных таблицы 3.2 видно, что при предоставлении скидки ЗАО «ОМК» может получить доход больше, чем при использовании кредита.

     Сравнивая положительные и отрицательные  эффекты у описанного подхода, отметим, что положительных эффектов от использования  скидок больше. Основным недостатком  системы скидок являются большие  издержки, связанные со снижением  цены продукта.

     Эффективность предлагаемой модели управления дебиторской  задолженностью оценивается по критерию максимизации прибыли предприятия.

     Для данной модели вводится следующее ограничение: все изменения в кредитной политике вступают в силу одновременно для всех покупателей, то есть в любой момент времени действует только одна система расчетов. Не допускается работать с одними покупателями по одним условиям, а с другими – по другим. Для осуществления этой возможности необходимо разделить покупателей на группы по кредитным условиям (они могут отличаться для различных в финансовом отношении групп хозяйствующих субъектов) и проводить анализ раздельно.

     Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее:

     1. Определение условий предоставления  кредита при продаже товаров,  его срока и системы скидок. Необходимо в кредитном договоре  указать размер штрафов и пени  при нарушении сроков оплаты  за кредит. Например: при задержки  оплаты до 15 дней установить пеню  в размере 5%, а задержке оплаты  до 20 дней - 10%.

     2. Определение гарантий предоставления  кредита. Самый простой способ  продажи товаров – это открытый  счет, когда в соответствии с  заключенным контрактом покупателю  выставляется счет.

     3. Определение надежности покупателя  или вероятности оплаты полученных  им товаров. В этом могут  помочь широко распространенные  публикуемые рейтинги, анализ опубликованной  финансовой отчетности потенциального  покупателя, конструирование индексов  риска, анализ баланса. Необходимо  иметь широкий спектр потенциальных  покупателей, чтобы была возможность  исключать некредитоспособных клиентов.

     4. Определение суммы кредита, предоставляемого  каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило,  делаются расчеты, основанные  на вероятности оплаты покупателем  товара, возможности повторения  заказов, размера выгод и убытков,  получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

     5. Определение политики сбора дебиторской  задолженности. Фирма за определенную  плату передает право на получение  денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности либо оказать помощь по ее взысканию и страхованию сомнительных долгов. Существует возможность получения кредитной страховки при необходимости защиты от безнадежных долгов. Эти операции известны как факторинг.

     Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют  использовать в практике финансового  менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные  краткосрочные ценные бумаги.

     Основными формами рефинансирования дебиторской  задолженности, используемыми в  настоящее время, являются:

  • факторинг;
  • учет векселей, выданных покупателями продукции;
  • форфейтинг.

     Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании - <фактор компании>, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты.

     Факторинг имеет ряд преимуществ, таких, как  быстрое предоставление денежных средств, снижение накладных расходов, так  как функция слежения за кредитоспособностью  больше не требуется, получение финансовых консультаций, обеспечение возможности получения авансов, особенно необходимых при сезонных операциях и укрепления позиций балансового отчета предприятия.

     Недостатки  факторинга: высокая стоимость и  негативное впечатление, складывающееся у покупателей в результате смены  держателя дебиторской задолженности. Факторинговые фирмы иногда вызывают негативные чувства у покупателей  в связи с командным методом  сбора денежных средств по просроченным счетам.

     Необходимо  использовать, если возможно, механизм факторинга. На наш взгляд, к услугам  факторинговой компании следует  прибегать в основном после наступления  сроков платежа по счету и в  периоды острой нехватки денежных средств.

     Наиболее  предпочтительным является передача прав взыскания денежных средств с  клиентов по обязательствам, срок возникновения  которых составляет 180-360 дней. По более  поздним долгам факторинговая компания или банк может запросить слишком  высокий процент или вообще отказать в предоставлении услуг. На наш взгляд, целесообразно исследуемому предприятию  воспользоваться услугами факторинговых  компаний, так как на его балансе  имеется просроченная дебиторская  задолженность. 

     3.2 Расчет экономической  эффективности предлагаемых  мероприятий 

     Определим эффективность факторинговой операции для ЗАО «ОМК». Сумма дебиторской задолженности, которая подвергнется факторингу, составит 1533 тыс. руб. Комиссионная плата за осуществление факторинговой операции взимается банком в размере 2% от суммы долга; банк предоставляет предприятию кредит в форме предварительной оплаты его долговых требований в размере 75% от суммы долга; процентная ставка за предоставляемый банком кредит составляет 21%; средний уровень процентной ставки составляет 25%. 

Таблица 3.3 - Расчет эффективности факторинговой операции, в тыс. руб.

Показатель Расчет Результат
Комиссионная  плата 1533*2/100 30,66
Плата за пользование кредитом (1533*0,75)*21/100 241,45
Итого расходы 30,66 + 241,45 302,77

 

     С учетом рассчитанной суммы дополнительных расходов определим их уровень по отношению к дополнительно полученным денежным активам. Он составит:

     Сопоставляя полученный показатель со средним уровнем процентной ставки (25%) мы видим, что осуществление факторинговой операции для ЗАО «ОМЗ» более выгодно, чем получение финансового кредита.

     Управление  дебиторской задолженностью должно строиться на основе выбранной политики работы с платежами. Эта политика должна предусматривать следующие  направления:

     1. Мониторинг продаж. Для его осуществления  необходимы:

  • реестр плательщиков для отслеживания сумм продаж, сроков платежа и т.д.;
  • классификация в реестре продаж по группам «постоянный - новый»;
  • отслеживание просроченной задолженности, размера безнадежных долгов;
  • расчет потенциальной задолженности.

     2. Проработка политики по управлению  задолженностью, а именно:

  • работа с клиентами-неплательщиками (встречи, переговоры и т.д.);
  • расчет издержек за пользование краткосрочными кредитами;
  • увязка сроков погашения дебиторской задолженности со сроками погашения кредиторской задолженности (анализ и оптимизация);
  • оценка затрат на привлечение специальных «инструментов» воздействия, факторинга.

     3. Выработка инкассационной политики на предприятии, включающей в себя:

  • срок и количество письменных оповещений по долгу;
  • проведение личных встреч с клиентами-должниками;
  • разработку условий выплаты долга и санкций за просрочку платежа;
  • обращение к уполномоченным органами с просьбой о взыскании долга с неплательщика;
  • действия по продаже долга.

     В ходе управления дебиторской задолженностью ЗАО «ОМК» необходимо проводить ранжирование дебиторов по группам риска, связанного с возникновением несостоятельных и безнадежных долгов. При этом из числа партнеров предприятия исключаются дебиторы с высоким уровнем риска. Для этого необходимо собрать информацию о клиентах-дебиторах и тщательно проанализировать ее, принимая решение о предоставлении или отказе в кредите (при этом изучается финансовое состояние клиентов и их значимость (незначительный, средний, крупный).

     Незначительных  клиентов условно можно разбить  на пять категорий в зависимости  от уровня риска, которому предприятие  подвергается в результате полной или  частичной неоплаты дебиторской  задолженности

     По  первой категории кредит можно предоставлять  автоматически. По второй – кредит может быть разрешен до определенного  объема, который определяется предприятием. По третьей – лимит по кредиту  должен быть более строгим. По четвертой  – кредит предоставляется в исключительных случаях. По пятой категории кредит не предоставляется вообще. Крупного клиента следует рассматривать  как совокупность небольших клиентов, случайные убытки от которых полностью коррелируют друг с другом. Если предприятие продает в кредит крупным клиентам, то проблема состоит в том, чтобы узнать максимальный риск, возникающий в данной ситуации, и его возможные последствия. Если возникающий в результате убыток будет настолько велик, что может привести предприятие к банкротству, следует отказать клиенту в кредите, даже если вероятность не возврата средств низка.

     Предприятиям, для которых характерен высокий  уровень дебиторской задолженности  и соответствующие потери, целесообразно  организовать систему аналитического учета дебиторской задолженности  не только по срокам, как это было ранее, но и по размерам, географии, юридическим и физическим лицам, срокам погашения при заключении сделок.

     В некоторых случаях целесообразно  проводить инвентаризацию долгов ежемесячно, но обязательно с принятием мер  воздействия на недобросовестных дебиторов. Все это будет способствовать притоку денежных средств. снижению безнадежных долгов и повышение оборотных активов предприятия ЗАО «ОМК».

 

     

Заключение 

     Курсовая  работа выполнена на примере ЗАО «ОМК». Исследуемое хозяйство относится к крупным предприятиям, основная деятельность которого связана с производством мясоконсервных изделий.

     ЗАО «ОМК» можно охарактеризовать как финансово устойчивое, платежеспособное предприятие, находящееся в хорошем состоянии.

     Анализ  управления оборотными активами позволил сделать соответствующие выводы:

     - имеющаяся структура оборотных  активов указывает на рациональную  структуру оборотных активов  и в целом эффективную организацию  оборотных средств;

Информация о работе Совершенствование управления оборотными активами предприятия