Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.
на железнодорожном транспорте
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.
Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Министерства финансов России от 06.05.99 г. №33н) при формировании расходов должна быть обеспечена их группировка в зависимости от экономического содержания затрат по следующим элементам: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, прочие затраты.
По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности. В фонд оплаты труда включается оплата труда за непроработанное время производственного персонала, к которой относятся оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, время выполнения государственных обязанностей и др.
В затраты на оплату труда включаются:
По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражаются страховые взносы в пенсионный фонд – 26%, фонд социального страхования – 2,9%, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования – 2,1% и 3% соответственно.
В элементе «Материальные затраты» отражаются стоимость приобретенных материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями. На железнодорожном транспорте этот элемент состоит из четырех групп расходов:
В затраты на материалы включается стоимость покупки материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание, ремонт и эксплуатацию подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий, сооружений и других основных фондов, а также запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относящихся к основным фондам, износа спецодежды и малоценных предметов и др.
К затратам на материалы относятся:
В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов (дизельного топлива, мазута, нефти, бензина, угля, газа, сланцев, дров и т.д.), расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и помещений, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, холода, сжатого воздуха и т.д.), на трансформацию и передачу энергии и для других технологических целей, включая технологические потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировки топлива в пределах норм естественной убыли, утвержденных правительством Российской Федерации.
В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на передвижение поездов с электровозной тягой и электросекций, на технологические цели (электроплавку, электросварку, электролиз, электромеханическую обработку металлов, гальванические работы и т.д.), энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия, включая технологические потери.
К прочим материальным
затратам относят стоимость работ
и услуг производственного хара
По элементу «Амортизация» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством.
К элементу «Прочие расходы» относят расходы, не включенные в другие элементы затрат, а именно:
Наибольший удельный вес в расходах эксплуатации железных дорог занимают затраты на оплату труда и амортизация основных средств.
В зависимости от отношения к производственному процессу эксплуатационные расходы железных дорог подразделяются на производственные и общехозяйственные.
К производственным относятся расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным – расходы по обслуживанию производственного процесса и управлению.
Производственные расходы подразделяются на специфические для отдельных структурных подразделений (прямые производственные), и общепроизводственные для всех структурных подразделений железных дорог. К специфическим расходам относятся:
К общепроизводственным расходам относятся:
Общехозяйственные расходы подразделяются на расходы по содержанию аппарата управления и расходы без затрат на содержание аппарата управления. К расходам по содержанию аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки, затраты по оплате счетов за работы по механизированной обработке учетно-отчетной документации для аппарата управления и прочие. К общехозяйственным расходам без расходов по содержанию аппарата управления относят:
Эта классификация закреплена в номенклатуре доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД».
Эксплуатационные расходы планируют и учитывают по месту их возникновения, то есть по обособленным подразделениям ОАО «РЖД», а именно: линейного уровня; дирекциям, управлениям железных дорог, функциональным филиалам; подразделениям центрального аппарата; функциональным филиалам, не имеющим структурных подразделений.
Удельный вес расходов в общей сумме затрат неодинаков. Их структура постоянно изменяется, на что существенное влияние оказывают изменение объемов перевозок грузов, пассажиров и показателей использования подвижного состава, техническая реконструкция железнодорожного транспорта, нормативные, ценовые, организационные и другие факторы. Расходы каждого структурного подразделения планируются и учитываются по соответствующим статьям Номенклатуры, а внутри статей – по экономическим элементам затрат.
По способу отнесения на себестоимость продукции расходы делятся на прямые и косвенные.
К прямым относятся расходы, связанные с изготовлением конкретного вида продукции или выполнением определенного вида работы и потому непосредственно (без дополнительных расчетов) включаемые в себестоимость того или иного вида продукции или работы.
К косвенным относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции. Распределение их по видам продукции (работ) осуществляется расчетным путем пропорционально соответствующим показателям или измерителям. Например, к косвенным расходам относятся расходы на текущее содержание, амортизацию пути, искусственных сооружений, технических средств и постоянных устройств, автоматики, телемеханики, сигнализации, связи, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др.
Для определения
влияния отдельных технико-
К зависящим относят расходы, которые при стабильных нормах и показателях работы изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения.
К не зависящим относятся все остальные расходы, которые при изменении объема работы или размеров движения существенно не изменяются.
Расходы железнодорожного транспорта планируются и учитываются в соответствии с Номенклатурой доходов и расходов ОАО «РЖД» по обычным видам деятельности железных дорог. В этом документе расходы по отдельным видам работ, производственным операциям или по нескольким однородным операциям объединяются в соответствующие статьи расходов. Каждой статье присвоен определенный номер и установлен измеритель, в соответствии с которым определяется величина расходов данной статьи.