Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.
Рис. 2.5. Коэффициенты использования парка и грузоподъемности Читинской автобазы
Рис. 2.6. Коэффициенты использования пробега и технической готовности
Эксплуатационные
расходы планируют и учитывают
по элементам затрат и статьям
калькуляции. Изучение структуры затрат
по элементам затрат является одним
из направлений анализа
Динамика эксплуатационных расходов Читинской автобазы представлена в таблице 3.1.
Анализ таблицы 3.1 показывает, что эксплуатационные расходы в 2008 году составили 454714 тыс.руб. Произошло увеличение расходов к 2007 году на 23,7%. Рост затрат объясняется прежде всего ростом цен на 14,1%. За 2009 год эксплуатационные расходы Читинской автобазы сократились до 443612 тыс.руб. Снижение составило 2,4%, что объясняется выполнением мероприятий по оптимизации затрат.
В 2008 году
материальные затраты возросли
на 18% по отношению к 2007 году
и составили 141745 тыс.руб. В 2009
году материальные затраты
В 2008 году затраты на материалы возросли на 9,2%, что объясняется необходимостью ремонта автобусов, путеремонтных автомобилей, цистерн, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности перевозок. Эти автомобили полностью амортизированы и срок их эксплуатации превышает 15 лет. За 2009 год затраты на материалы возросли на 7%, причиной этого является рост затрат на шины. В Дирекции материально-технического
обеспечения рост цен по этой позиции материалов составил для автомобилей: ГАЗ-66 – 159,9%, Урал – 130,7%, Краз – 120,3%.
Рост затрат на топливо в 2008 году составил 27,6%, при этом они составили 91640 тыс.руб. Это объясняется увеличением цен за отчетный период на: бензин на 3718 рублей за тонну (2008 год – 19644 рубля, 2007 год – 15926 рублей) или на 23,3%; дизельное топливо на 7103 рубля за тонну (2008 год – 20973 рубля, 2007 год – 13870 рублей) или на 51,2%. В 2009 году затраты на топливо составили 75641 тыс.руб. – это на 17,5% ниже, чем в 2008 году. Причинами снижения затрат на топливо являются отстои исправных автомобилей, задействованных в перевозках и снижение цен на: бензин на 7747 рублей за тонну (2009 год – 17733 рубля, 2008 год – 19644 рубля) или на 9,7%; дизельное топливо на 5489 рублей за тонну (2009 год – 15485 рублей, 2008 год – 20974 рубля) или на 26,2%.
В 2008 году затраты на электроэнергию составили 1122 тыс.руб., что на 38% выше, чем в прошлом году. Это связано с ростом объема потребляемой энергии на 177,85 тыс.кВт/час, а также с ростом цен на нее с 1,41 рублей в 2007 году до 1,48 рублей в 2008 году. В 2009 году затраты на электроэнергию возросли еще на 25,2% и составили 1405 тыс.руб. Объем потребляемой электроэнергии вырос на 36 тыс.кВт/ч, а цена за 1 кВт/ч увеличилась почти на 20% и стала равна 1,76 рублей.
Прочие материальные затраты в 2008 году снизились на 4% и составили 21266 тыс.руб. Это связано с изменением таких расходов, как:
- снижением затрат по оплате счетов за капитальный ремонт основных средств, выполненный подрядным способом (сторонними организациями) на 2697 тыс.руб.;
- снижением затрат по оплате счетов за обслуживание и текущий ремонт зданий на 465 тыс.руб.;
- увеличением затрат на техническое обслуживание автомобилей на 1959 тыс.руб.;
- снижением затрат по оплате счетов за уборку помещений на 78 тыс.руб.;
- ростом затрат по оплате счетов за услуги водоснабжения и канализации на 20 тыс.руб.;
- увеличением платы за пользование природными ресурсами на 99 тыс.руб.;
- ростом расходов на услуги СЭС на 11 тыс.руб.;
- снижением затрат на оплату ремонта инвентаря и оборудования на 147 тыс.руб.;
- увеличением
стоимости погрузочно-
- увеличением
затрат на зарядку
- снижением затрат на охрану труда на 11 тыс.руб.;
- ростом оплаты услуг метрологии на 115 тыс.руб.;
- увеличением затрат по утилизации отходов на 9 тыс.руб.;
- увеличение
затрат на изготовление
В 2009 году расходы по данному элементу составили 11241 тыс.руб., произошло снижение на 47,1%. Это вызвано таким изменением расходов, как:
- снижение затрат по оплате счетов за капитальный ремонт основных средств, выполненный подрядным способом (сторонними организациями) на 13765 тыс.руб.;
- снижение затрат по уборке производственных помещений на 423 тыс.руб.;
- увеличение затрат на техническое обслуживание автомобилей на 1625 тыс.руб.;
- увеличение
платы за пользование
- снижение затрат по оплате ремонта инвентаря и оборудования на 147 тыс.руб.;
- снижение затрат по обслуживанию и текущему ремонту зданий на 668 тыс.руб..
Затраты на оплату труда в 2008 году составили 223531 тыс.руб. Они возросли на 48072 тыс.руб. или на 27,4% к уровню прошлого года, в том числе:
- фонд заработной
платы списочного состава
- выплаты социального характера снизились на 32,4%;
- ипотечные субсидии выросли в 3 раза;
- отчисления
в НПФ «Благосостояние»
- выплаты матерям увеличились почти в 23 раза.
В 2009 году рост затрат на оплату труда составил 10776 тыс.руб. или 4,8%, в том числе:
- фонд заработной
платы списочного состава
- выплаты социального характера возросли на 118,8%;
- ипотечные субсидии сократились на 18,5%;
- отчисления
в НПФ «Благосостояние»
- выплаты матерям увеличились на 15,4%.
В связи с ростом затрат на оплату труда возросли и отчисления на социальные нужды в 2008 году на 23%, в 2009 году на 2,9%.
Амортизация за 2008 год составила 13505 тыс.руб. На 01.01.08 г. проведена переоценка основных средств и выполнен перерасчет амортизации. За счет поступления автомобилей и проведенной переоценки наблюдается рост к прошлому году на 31,7%. В 2009 году амортизация составила 14684 тыс.руб. На 01.01.09 г. проведена переоценка основных средств и выполнен перерасчет амортизации. За счет поступления автомобилей и проведенной переоценки произошел рост амортизации к прошлому году на 8,7%.
В 2008 году прочие затраты сложились в размере 21071 тыс.руб., что на 23,5% выше, чем в предыдущем году. В 2009 году прочие затраты снизились на 4% по сравнению с прошлым годом и составили 20218 тыс.руб.
Изменение структуры эксплуатационных расходов Читинской автобазы представлено в таблице 3.2 и на рисунке 3.1.
В течение трех рассматриваемых лет структура эксплуатационных расходов постоянно менялась.
Наибольший
удельный вес в структуре
Таблица 3.2
Структура эксплуатационных расходов Читинской автобазы
по элементам затрат
Элементы затрат |
2007 г., % |
2008 г., % |
Изменение структуры в 2008 году |
2009 г., % |
Изменение структуры в 2009 году |
Материальные затраты, в т.ч.: материалы топливо электроэнергия прочие материальные затраты |
32,7
6,9 19,5 0,2 6,1 |
31,2
6,1 20,2 0,2 4,7 |
-1,5
-0,8 0,7 - -1,4 |
26,6
6,7 17,1 0,3 2,5 |
-4,6
0,6 -3,1 0,1 -2,2 |
Затраты на оплату труда |
47,7 |
49,2 |
1,5 |
52,8 |
3,6 |
Отчисления на социальные нужды |
12,1 |
12,1 |
- |
12,7 |
0,6 |
Амортизация |
2,8 |
3,0 |
0,2 |
3,3 |
0,3 |
Прочие затраты |
4,7 |
4,5 |
-0,2 |
4,6 |
0,1 |
Всего расходов |
100,0 |
100,0 |
- |
100,0 |
- |
Также значительная доля в суммарных эксплуатационных расходах принадлежит материальным затратам. В 2007 году их удельный вес был наиболее высоким и составлял 32,7%. В свою очередь наибольший удельный вес в данном элементе занимают затраты на топливо – 19,5% от общей величины эксплуатационных расходов. В 2008 году удельный вес материальных затрат снизился на 1,5% и составил 31,2%. Изменилась и их структура – уменьшилась доля затрат на материалы и прочих материальных затрат и в то же время возросла доля затрат на топливо. За 2009 год доля материальных затрат сократилась до 26,6%, в том числе снизился удельный вес затрат на топливо и прочие материальные затраты. Доля затрат на материалы и электроэнергию незначительно возросла.
Условные обозначения:
- материальные затраты - затраты на оплату труда
- амортизация - прочие затраты
- отчисления на социальные нужды
Рис. 3.1. Структура эксплуатационных расходов Читинской автобазы по элементам затрат
Следующие по величине удельного веса отчисления на социальные нужды. В 2007 году и в 2008 году их доля не изменялась и была равна 12,1%. В 2009 году она увеличилась до 12,7%.
Незначительный
удельный вес в структуре
Самый меньший удельный вес принадлежит такому элементу затрат, как амортизация – 2,8% в 2007 году, 3% в 2008 году, 3,3% в 2009 году.
Анализ выполнения плана по расходам также имеет важное значение. Данные о выполнении плана по эксплуатационным расходам Читинской автобазы представлены в таблице 3.3.
В 2008 году эксплуатационные расходы составили 454714 тыс.руб., что на 1,3% ниже намеченного плана. Экономия отмечена почти по всем элементам затрат, кроме отчислений на социальные нужды и амортизации. Эти элементы затрат сложились в соответствии с планом. Эксплуатационные расходы в 2009 году при плане 444490 тыс.руб. составили 443612 тыс.руб. или 99,8% от заданного плана. Небольшая экономия сложилась в результате экономии эксплуатационных расходов по всем элементам затрат, кроме материальных затрат.
В 2008 году материальные затраты сложись в сумме 141745 тыс.руб., что составляет 97,1% от намеченного плана. Получена экономия в размере 4268 тыс.руб., в том числе:
- затраты на
материалы составили 27717 тыс.руб.,
это на 17% выше запланированной
суммы или на 4027 тыс.руб. Прежде
всего это вызвано необходимост
- затраты на
топливо при плане в 99863 тыс.руб.
составили 91640 тыс.руб. Экономия
в размере 8223 тыс.руб. или 8,2%
объясняется экономией по линей
исправных автомобилей, задействованных в перевозках для соблюдения режима труда и отдыха водителей;
- расходы на
электроэнергию были
- прочие материальные затраты в сумме 21266 тыс.руб. составили 100% относительно плана.
В 2009 году материальные затраты сложились в размере 117941 тыс.руб., перерасход по отношению к плану составил 1,3%, в том числе:
- затраты на материалы составили 29654 тыс.руб., они превышают план на 5202 тыс.руб. или на 21,3%. Рост затрат к плану объясняется необходимостью ремонта автобусов, путеремонтных автомобилей, цистерн, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности перевозки. Эти автомобили полностью амортизированы и срок их эксплуатации превышает 15 лет;
- затраты на топливо сложились в размере 92,8% от намеченного плана в 81472 тыс.руб., экономия составила 5831 тыс.руб. Причиной этого являются: экономия по линейным нормам расхода на 100 км пробега, которая составила 1% (норма – 5558 тыс.литров, факт расходования – 5502 тыс.литров) на сумму 764 тыс.руб.; экономия за счет отстоев (17233 автомобиле-дня) исправных автомобилей, задействованных в перевозках по оптимизации расходов 488 тонн – 9090 тыс.руб.;
- расходы на
электроэнергию сложились в
- прочие материальные
затраты в размере 11241 тыс.руб.
составили 123,6% от намеченного
плана. Перерасход
В 2008 году затраты на оплату труда сложились в размере 223531 тыс.руб. Экономия по данному элементу составила 1587 тыс.руб. к плану за счет предоставления отпусков без сохранения заработной платы в количестве 2351 человеко-дней. По фонду заработной платы в 2009 году сложилась экономия в размере 414 тыс.руб. и он составил 99,8% от намеченного плана в 234721 тыс.руб.