Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:24, лекция
Анализ хозяйственной деятельности заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусловивших их фактов и причин, объективной оценке производственно-хозяйственной деятельности, научном обосновании бизнес-планов и контроля за ходом их выполнения.
Под анализом понимается метод исследования, состоящий в мысленном расчленении чего-то целого на составные части и выделении его отдельных сторон, свойств, связей.
Становление АХД обусловлено общими объективными требованиями и условиями:
Классификация факторов экономического анализа:
-производственно-
-технико-экономические (механизация)
-социально-эконмические (активность рабочих)
-социально-психологические
-физиологические
По степени воздействия рабочие факторы подразделения:
-основные (определяющие)
-второстепенные
По степени
качественного измерения
-поддающийся
-не поддающийся количественной оценке.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Основные этапы факторного анализа:
Существуют этапы зависимости в процессе изучения факторного анализа:
-функциональные;
-стохастические.
Функциональные – (жестко детерминированной) если каждому значению факторного признака соответствует вполне определенная, не случайное значение результативного показателя.
Стохастической – (вероятностной) если каждому значению факторного признака соответствует множество знаний результативного признака (статистические расхождения).
Различают 2 вида факторного анализа:
-детерминированный;
-стохастический;
Детерминированный – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический – методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной (корреляционной).
Виды детерминированных факторных моделей:
Х=а+в+с
Х=а*в*с
+с
Тема
5. Методологические основы анализа
результатов повышения
В настоящее время понятие «Резервы» употребляется в двояком значении.
Существенными признаками в отношении резервов является:
-пространство;
-время;
-стадии жизненного цикла изделий;
-виды ресурсов.
По признаку пространства резервы подразделяются:
-внутренние;
-внешние.
По признаку времени:
-текущие (краткосрочные);
-перспективные (долгосрочные).
По стадии жизненного цикла изделия:
-пред производственные;
-производственные;
-эксплуатационные;
-утилизационные.
По видам ресурсов:
-трудовые;
-средства труда;
-предметы труда.
Методика измерения оценки и реализации резервов:
Измерение, оценка и реализация резервов включено несколько этапов:
-аналитический;
-организационный;
-функциональный.
На первом этапе выявляют и измеряют резервы.
На втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных и экономических мероприятий обеспечивающих реализацию выявленных резервов.
На третьем этапе выполняются намеченные мероприятия, осуществляется контроль над процессом их внедрения и оценка полученных резервов.
Тема 6. Типология видов АХД.
Классификация видов АХД:
-отраслевой;
-межотраслевой.
2. по пространственному признаку:
-внутрифирменные;
-межфирменные.
3. по периодичности:
-периодические
(за соответствующий отрезок
-разовый (делается в связи с различными обстоятельствами единовременного характера).
4. по субъектам (пользователям)
-внутренний
-внешний анализ
5. по аспектам исследования:
-финансовый;
-операционный (технико-экономический)
-маркетинговый
-инвестиционный
-социально-экономический
-экономико-экологический
-функционально-стоимостной
-логистический
-институционный и др. виды АХД.
Финансовый анализ – процесс исследования финансового механизма субъекта хозяйствования (диагностика и прогнозирование финансовой деятельности предприятия, выполняется внутренний и внешний).
Содержание операционного анализа является изучение взаимодействия технически и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.
Маркетинговый – изучает внешнюю среду деятельности предприятия, рынок сырья и сбыта продукции, ее конкурентоспособность, спрос и предложение, коммерческий риск, формирование ценовой политики, разработка … и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования для выбора оптимального варианта инвестиционного проекта.
Социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Экономико-экологический анализ имеет цель взаимодействия исследование взаимодействия экономических и экологических процессов связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и запретами на экологию.
Функционально-стоимостной анализ исследует функции, который выполняет объект и методы их реализации ,затраты на их обеспечение.
Логистическим анализом исследуются товарные потоки, начиная от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивается у потребителя.
Институциональным анализом оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которых будет осуществляться деятельность предприятия, изучается нормативная база, отношение с местными властями, партнерами и контрактами по бизнесу вырабатывается стратегия и тактика предприятия в области делового сотрудничества с ними.
6. по методике изучения объекта различают:
-качественный и количественный
-экспресс-анализ
-фундаментальный
-ситуационный
-маржинальный
-экономико-материальный
-SWOT-анализ
-АВС-анализ
Качественный анализ – способ исследования основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) – основан количественных сопоставлениях и исследованиях, степени чувствительности экономических явлений, изменению различных факторов.
Экспресс-анализ – способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
Фундаментальный анализ – углубленно комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Ситуационный анализ (чувствительности) – метод оценки и обоснования эффективности управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политической).
Маржинальный (предельный) – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании изучения причинно-следственной взаимосвязи, объемов продаж, себестоимости, прибыли, деление затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-
SWOT-анализ (сила, абсолютные возможности, угроза) – используется в стратегическом планировании, его назначение установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности, угроза для бизнеса.
АВС-анализ – является важнейшим инструментом используемым на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынка сбыта, категории клиента.
-предварительный (перспективный)
-последующий (ретроспективный)
Предварительный – до совершения хозяйственной операции.
Последующий – после совершения
Перспективный:
-краткосрочный
-долгосрочный
Ретроспективный:
-оперативный
-итоговый
-сплошной
-выборочный
-комплексный (деятельность предприятия изучается всесторонне)
-тематический (изучаются отдельные стороны деятельности предприятия)
Тема 7. Методологические основы перспективного анализа.
Важнейшими особенностями перспективного анализа являются:
Основные цели и задачи перспективного анализа:
Общая цель перспективного анализа – определение и изменение перспектив, сбалансированное развитие объекта анализа.
Общими задачами перспектив анализа являются:
-выявление наиболее
устойчивых тенденций и
-выбор перспективного
варианта сбалансированного
-обоснование перспективного плана развития на основе выбранного ранее варианта
-изыскание дополнительных
источников для
-оценка ожидаемого
выполнения перспективного
Частными задачами перспективного анализа могут быть:
Э…. перспективного анализа:
Особенности общей методики перспективного анализа
Моделирование – метод исследования экономических систем путем создания абстрактного образа модели. Для целей анализа используются балансовые, оптимизационные, аналоговые, математические модели.
Сущность заключается в выборе нескольких ключевых условий и манипуляции с ними для определения чувствительности результатов к этим изменениям.
Информация о работе Теория анализа хозяйственной деятельности