Управление проектом промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать социально-экономические тенденции развития предприятия и их влияние на организацию корпоративного управления ПО «Октябрь».
В процессе выполнения курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
-проведено исследование современного состояния хозяйствующего субъекта;
-исследованы социально-экономические тенденции развития предприятия и их влияние на организацию корпоративного управления;
-произведен выбор и обоснование решения по устранению проблем в области социально-экономического развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность корпоративного управления 5
1.2. Теоретические вопросы корпоративного управления: социально-экономические аспекты 8
1.3. Способы оценки уровня корпоративного управления 18
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП ПО «ОКТЯБРЬ»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 24
2.1. Краткая организационная характеристика предприятия 24
2.2. Оценка социально - экономических тенденций развития предприятия и их влияние на организацию корпоративного управления, построение «дерева проблем» 25
2.3. Разработка вариантов управленческих решений по решению проблем в области социально-экономического развития предприятия 37
3. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО «ОКТЯБРЬ» 44
3.1. Расчет потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений 44
3.2. Источники формирования ресурсов для реализации решений 46
3.3. Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений 48
3.4. Выбор управленческого решения 49
3.5. План реализации проекта 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Вложенные файлы: 1 файл

корпоративное управление в условиях кризисаОКТЯБРЬ.doc

— 682.00 Кб (Скачать файл)

2. Качество и достоверность при раскрытии информации, в том числе в области финансовой отчетности и корпоративного управления

При определении кредитного рейтинга любой компании, безусловно, требуется надежная и достоверная финансовая информация, и тут следует учесть, что этот аспект также характеризует и степень открытости компании в целом (т.е. на рынках). В тех случаях, когда у инвесторов нет доступа к информации (особенно к ключевым финансовым показателям), они лишаются возможности контролировать отчетность менеджмента. С учетом того, что мы производим оценки рейтингов компаний по всем миру, представляется полезным проводить сравнительный анализ показателей различных компаний, а также исследовать динамику изменения международных стандартов отчетности, которые являются значимыми для выполнения кредитного анализа.

3. Совет директоров или наблюдательный совет

В чем заключаются преимущества совета директоров, который несет ответственность перед компанией (т.е. совета директоров как такового или наблюдательного совета) в тех компаниях, где таковой организуется? При ответе на данный вопрос в расчет принимаются степень независимости директоров, профессионализм внешних директоров, эффективность организационной структуры совета директоров, а также факторы взаимодействия между советом директоров и менеджментом компании. Учитываются:

количественный состав совета директоров (по нашему мнению, слишком многочисленные советы директоров функционируют менее эффективно);

главенство в совете директоров (является ли председатель независимым и какими личными качествами он обладает);

частота проведения заседаний  совета директоров;

характер и способы обсуждения вопросов на заседаниях (насколько мы можем составить представление об этом, не присутствуя непосредственно на советах директоров);

стратегия, алгоритмы  выбора и размеры вознаграждения менеджмента, а также способы  контроля и наблюдения за деятельностью компании в целом.

4. Структура управления и возможность передачи полномочий от одних лиц к другим

Уверенность в наличии  сильной управленческой команды (в  частности, высшего руководства) является весьма важным фактором оценки рейтинга компании. С точки зрения корпоративного управления, необходимо достичь понимания того, как именно распределяется ответственность между руководителями высшего звена. Озабоченность вызывают так называемые «риски ключевых фигур», которые возникают в тех случаях, когда благополучие фирмы зависит от личных качеств одной персоны. Кредитный рейтинг, как правило, повышается, если в компании имеет место как индивидуальное, так и групповое лидерство, в результате чего зависимость от одного человека существенно снижается. Текучесть кадров среди высшего менеджмента также является важным аспектом. Высокая текучесть свидетельствует о недостаточном уровне стабильности и может быть ярким индикатором наличия внутренних проблем. С другой стороны, существует необходимость регулярного обновления топ-менеджмента, и у совета директоров должна иметься возможность при необходимости осуществлять замену лиц, входящих в исполнительные органы компании. При этом заблаговременное планирование смены руководства является важным вопросом, который не следует упускать из вида. В этом случае необходимо сочетать эффективный рост менеджмента и выработку плана по его замене (в том числе в связи с повышением по служебной лестнице). Особое внимание нужно обратить на кандидатуры генерального директора и президента компании (как для чрезвычайной или непредвиденной замены, так и в свете долгосрочной политики развития).

5. Вознаграждение менеджмента

Доступность информации о величине вознаграждения является деликатным вопросом, который может  решаться по-разному в зависимости от политики компании. Поскольку у менеджеров есть обширные полномочия и власть, мы обращаем внимание на то, какие мотивационные факторы оказывают влияние на их деятельность. Мы позитивно расцениваем фактор вознаграждения в свете долгосрочного роста показателей эффективности, однако с опаской относимся к распространенным преимущественно в США опционным схемам, которые могут смещать акценты интересов в область роста стоимости акций, что не всегда отвечает интересам держателей облигаций. В публичных компаниях с множеством акционеров и отсутствием «основного акционера» мы придерживаемся позиции, которая предполагает сбалансированный подход к вопросу величины вознаграждений, размер которых определяется полностью независимым комитетом совета директоров.

6. Аудит и контроль

Важной сферой в области  корпоративного управления является мониторинг финансовой отчетности и контроль. Как указывалось выше, мы обращаем пристальное внимание на независимый  комитет совета директоров по аудиту, которому подотчетны внешние и внутренние аудиторы. Доверие к финансовым отчетам повышается в случае полной независимости внешних аудиторов, а для крупных компаний весьма важной также является и функция внутреннего аудита. В различных областях хозяйственной деятельности значение могу приобретать отдельные показатели, например, методы оценки запасов нефти и газа для компаний соответствующего профиля. Помимо финансовой отчетности крупным компаниям необходим действенный контроль над значимыми и географически разбросанными операциями. Как уже отмечалось, в различных областях хозяйственной деятельности значение могут приобретать специфические показатели. Среди прочих, мы оцениваем степень соблюдения избранных компанией принципов деятельности, в том числе эффективность профильных департаментов, особенно в компаниях, которые подвержены опасностям в части репутационных рисков. При исследовании мы оцениваем угрозы судебных разбирательств, риски, исходящие от регулятивных органов власти, а также возможность и эффективность диалога и компромисса с такими органами.

7. Оценка рисков и управление

Специалисты по кредитному анализу, как правило, фокусируют внимание как на факторах риска, так и на перспективах роста компании, поскольку  наиболее важным вопросом для потенциальных  покупателей долговых ценных бумаг является следующий: что может быть «не так»?

8. Корпоративная этика и культура и соблюдение ее принципов топ-менеджерами

Подчас на практике бывает очень сложно определить корпоративную  культуру компании, однако именно она может оказывать существенное влияние на риски, которым подвержена или может подвергаться компания. В составляемых нами обзорах корпоративного управления мы стремимся показать, насколько топ-менеджеры соблюдают утвержденные ими же принципы корпоративной культуры, в том числе, проводятся ли какие-либо тренинги или иные мероприятия. Данный аспект особенно важен для компаний, которые подвержены так называемым репутационным рискам, или для компаний, чьи активы могут быть использованы нецелевым образом в силу злоупотреблений менеджеров своим положением.

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП ПО «ОКТЯБРЬ»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1.  Краткая организационная  характеристика предприятия

 

ФГУП «ПО «Октябрь»  является одним из крупнейших предприятий  радиоэлектронного комплекса Российской Федерации. Мы выпускаем различную аппаратуру – от простейших абонентских громкоговорителей до сложных автоматизированных систем управления.

Продукция ФГУП «ПО «Октябрь»  широко используется в России, государствах СНГ, экспортируется  в другие страны мира.

Качество продукции  и услуг предприятия обеспечивается системой менеджмента качества, сертифицированной в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Предприятие является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области качества.

Предприятие выпускает:

    • системы радионавигации и радиолокации для всех видов воздушного и    морского транспорта;
    • радиовысотомеры для самолетов и вертолетов гражданской авиации;
    • системы и средства безопасности движения на железнодорожном транспорте;
    • оборудование и приборы для нефтяной, газовой промышленности и     энергетики;
    • соединители радиочастотные и низкочастотные;
    • платы печатные односторонние, многослойные и СВЧ-диапазона;
    • микросборки СВЧ-диапазона;
    • средства УКВ-радиосвязи;
    • вычислительную технику специального назначения;
    • приборы пожарной безопасности, тренажеры для пожарных;
    • системы охранной сигнализации, домофоны;
    • радиоприемники, абонентские громкоговорители, комплексы громкоговорящей связи, другую аудиоаппаратуру и т.д.

Сегодня ФГУП «ПО «Октябрь»  полностью обеспечено заказами и уверенно смотрит в будущее. Созданная за годы, прошедшие со дня основания предприятия, материально-техническая база, высокий интеллектуальный, творческий потенциал рабочих и инженерно-технических работников позволяют с уверенностью утверждать, что предприятие будет и далее стабильно работать, развиваться, совершенствовать свой технологический и кадровый потенциал.

Виды производства:

    • Сборочно-монтажное (Сетевые тороидальные трансформаторы мощностью от 3 Вт до 4 кВт; Импульсные трансформаторы на кольцах, чашках, сердечниках КВ; Трансформаторы от сетевых до звуковых Hi-End и т.д.;
    • Печатных плат (Проектирование, Изготовление)
    • Механообрабатывающее
    • Токарно-фрезерное
    • Литейное
    • Каркасно- штамповочное и т.д.

 

2.2. Оценка социально - экономических тенденций развития предприятия и их влияние на организацию корпоративного управления, построение «дерева проблем»

 

Проведем исследование отдельных показателей, характеризующих  социально-экономические тенденции  развития предприятия, и определим уровень их влияния на организацию управления ПО «Октябрь». Ключевые показатели, увязывающие трудовую деятельность персонала и экономические показатели работы предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ключевые показатели, увязывающие деятельность персонала и

экономические показатели работы ПО «Октябрь» за 2008-2010 гг.

Наименование

показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение (+,-)

Динамика, в %

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

Объем товарной продукции (ТП), тыс. руб.

969549

1234659

1449315

265110

214656

27,34

17,39

Выручка от реализации продукции (В), тыс. руб.

950130

1208731

1432007

258601

223273

27,22

18,47

Прибыль от реализации продукции (П), тыс. руб.

59928

72330

174913

12402

102583

20,69

141,83

Среднесписочная численность работников, чел. (ЧС)

1647

1712

1814

65

102

3,95

5,96

Среднегодовая заработная плата персонала (ЗП), руб.

8,9

10,5

12,1

1,6

1,6

17,98

15,24

Годовой фонд оплаты труда (ФОТ), тыс. руб.

275,90

315,71

363,39

39,81

47,68

14,43

15,10

Производительность труда (ТП/ЧС), тыс. руб. на 1 чел.

588,68

721,18

798,96

132,50

77,78

22,51

10,79

Прибыль от продаж на 1 работника (П/ЧС), тыс. руб.

36,39

42,25

96,42

5,86

54,18

16,11

128,23

Выручка на 1 рубль заработной платы (В/ФОТ), руб.

3443,75

3828,59

3940,65

384,83

112,06

11,17

2,93

Прибыль на 1 рубль заработной платы (П/ФОТ), руб.

217,21

229,10

481,33

11,89

252,23

5,47

110,10


 

Как было определено на этапе  теоретического исследования, важнейшей стратегической задачей корпоративного управления является обеспечение взаимоувязки экономической и социальной стратегии предприятия. Выявим социально – экономические тенденции развития ПО «Октябрь». При этом исследование состоит из двух этапов:

-на первом этапе в соответствии  с данными таблицы анализируются ключевые показатели, увязывающие трудовую деятельность персонала и экономические показатели работы предприятия;

-на втором этапе исследуется  организация корпоративного управления  социально-экономическими процессами  путем проведения опроса работников ПО «Октябрь».

Итак, как показывают данные таблицы, за 2008-2009 гг. отмечено увеличение среднего размера оплаты труда работников ФГУП «ОКТЯБРЬ» на 17,98%, за 2009-2010 гг. на 15,24% (см. рис.).

Рисунок 1 - Динамика среднего размера оплаты труда, тыс. руб. в месяц

Темпы роста среднего размера оплаты труда должны быть увязаны с темпами роста производительности труда работников, прибылью от продаж на 1 работника, выручкой на 1 рубль заработной платы, прибылью от продаж на 1 рубль  заработной платы. Динамика производительности труда представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Динамика производительности труда, тыс. руб. на 1 работника

Как показывают данные рисунка, за 2008-2009 гг. отмечено повышение производительности труда работников предприятия на 22,51%, за 2009-2010 гг. на 10,79%. Сравним темпы роста средней заработной платы с темпами роста производительности труда. С этой целью воспользуемся данными рисунка 3.

Рисунок 3 - Соотношение темпов роста среднегодовой заработной платы персонала и производительности труда, %

 

Как показывают данные рисунка, если в 2008-2009 гг. темпы роста производительности труда опережали темпы роста заработной платы, то в 2009-2010 гг. ситуация изменилась, что говорит о недостатках корпоративного управления ПО «Октябрь». Кроме этого, о недостаточности темпов роста производительности труда свидетельствует значение показателя выручки на 1 рубль заработной платы. Что касается показателей прибыли от продаж на 1 работника, и прибыли от продаж на 1 рубль заработной платы, то здесь делаем вывод о достаточно весомом увеличении показателей. Так, за 2010 год отмечено увеличение прибыли от продаж на 1 работника на 128,23%, а прибыли от продаж на 1 рубль заработной платы на 110,10%. Данный факт объясняется повышением экономичности деятельности предприятия за анализируемый период, что, несомненно, является положительным фактом. Как указывалось выше, на втором этапе анализа исследуется организация корпоративного управления социально-экономическими процессами путем проведения опроса работников ПО «Октябрь». Каждое исследование имеет свой объект – совокупность людей, являющихся носителями изучаемой проблемы. Объект исследования, составляющий его генеральную совокупность, может быть весьма значительным по численности и составлять десятки и сотни тысяч людей. В этом случае возникает необходимость формирования выборочной совокупности.

Информация о работе Управление проектом промышленного предприятия