Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить основные направления повышения прибыли, характеризующей результат деятельности предприятия на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия.
В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).
Согласно Положению о бухгалтер
Прибыль или убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты отчетного года.
Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.
Основным аспектом при формировании и налогообложении прибыли предприятия следует считать ответ на следующий вопрос: какие средства, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль, и какие расходами, уменьшающими прибыль предприятия. Этот аспект должен быть прописан в учётной политике организации.
Состав доходов и расходов предприятия для целей налогообложения в России определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II, глава 25), который предусматривает детальную группировку доходов и расходов, рассматриваемую ниже.
На величину прибыли и ее динамику воздействуют два фактора, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. К внешним факторам относятся природные условия: уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, тарифов, процентов, налогов ставок и льгот, штрафных санкций, нормы амортизационных отчислений. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Они подразделяются на:
Рис.3. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «количественные» изменения:
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:
К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и сбыта.
При осуществлении финансово-
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
Увеличение объема реализации
продукции в натуральном
Прибыль предприятий растет высокими темпами за счет роста цен. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов и выпуска прибыль растет вследствие повышения цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением уровня спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.
Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.
На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам: часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.
Такое влияние на прибыль
остатков готовой продукции на складе
имеет место на предприятиях, которые
выпускают продукцию, имеющую натурально-
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.
Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор.
В составе внереализационных
операций наиболее доходными могут
быть финансовые вложения. Важно, чтобы
они осуществлялись не в ущерб
основной деятельности предприятия. Конкретные
направления и структура
Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными, или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции.
Финансовый результат деятельности предприятия состоит из следующих составляющих:
В Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 определено, что доходами организации не являются следующие поступления:
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизированных активов, осуществляемыми в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
При формировании
расходов по обычным видам
деятельности должна быть обесп
К доходам и расходам от обычных видов деятельности относятся, согласно рассматриваемым Положениям по бухгалтерскому учету, также поступления и расходы, связанные:
При этом указанные поступления и расходы должны быть связаны с предметом деятельности организации.
До сих пор основной вид деятельности организации определялся по ее уставу. Но из устава организации не всегда можно четко определить, какой вид деятельности является основным, а какой нет. Поэтому, было бы целесообразно закрепить в учетной политике, какие из указанных в уставе видов деятельности являются основными, а какие – второстепенными. Изменения, вносимые в учетную политику утверждаются приказами руководителя предприятия.
Как уже отмечалось, к прочим поступлениям и расходам относятся операционные доходы и расходы. В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 установлен перечень таких расходов и доходов: