Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить основные направления повышения прибыли, характеризующей результат деятельности предприятия на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия.
2.3 Анализ рентабельности предприятия
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятия. Чем больше уделяется внимание рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.
Проведем анализ экономической рентабельности. Исходные данные приведены в таблице 7.
Исходные данные анализа рентабельности, т.р.
№ |
Показатели |
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2008-2007 гг. |
2009-2008 гг. |
2010-2009 гг. | ||
1 |
Внеоборотные активы |
136296 |
131068 |
153757 |
176173 |
-5228 |
+22689 |
+22416 |
2 2 |
Оборотные активы |
50016 |
53105 |
67155 |
74095 |
+3089 |
+14050 |
+6940 |
3 |
Прибыль до налогообложения |
10180 |
6700 |
379 |
3016 |
-3480 |
-6321 |
+2637 |
4 |
Экономическая рентабельность |
5,46 |
3,64 |
0,17 |
1,20 |
-1,82 |
-3,47 |
+ 1,03 |
Из данной таблицы 7. следует, что экономическая рентабельность в течение анализируемого периода подвергалась изменению. Уровень экономической рентабельности в 2007 году составил 5,46%, а к 2009 году этот показатель снизился до 0,17%. Уменьшение в 2008 году составило 1,82%, а в 2009 году - 3,47%. В 2010 году произошло незначительное увеличение показателя экономической рентабельности ООО «Орбита», на 1,03% и фактически было равно 1,20%. На экономическую рентабельность большое влияние оказывает прибыль до налогообложения. За 2007-2009 гг. прибыль до налогообложения сократилась на 9801 т.р. а в 2010 году фактическое значение прибыли до налогообложения увеличилось на 2637 т.р. в течение анализируемого периода времени так же увеличились и активы ООО «Орбита». Увеличение внеоборотных активов в 2010 году составило 22416 т.р., а оборотных активов на 6940 т.р.
Информационной базой анализа рентабельности служит, прежде всего, бухгалтерская отчетность организации: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» и форма № 1 «Бухгалтерский баланс», на основе которых производится расчет различных показателей.
Анализ показателей
рентабельности позволяет оценить
текущую хозяйственную
Показатели рентабельности по данным
ООО «Орбита», %
Показатели |
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2008-2007 гг. |
2009-2008 гг. |
2010-2009 гг. |
Rпред |
6,69 |
3,60 |
1,51 |
9,57 |
-3,09 |
-2,09 |
+8,06 |
ROS |
6,27 |
3,48 |
1,49 |
8,73 |
-2,79 |
-1,99 |
+7,24 |
ROA |
3,06 |
3,61 |
0,19 |
1,23 |
+0,55 |
-3,42 |
+ 1,04 |
ROE |
7,01 |
4,57 |
0,28 |
1,82 |
-2,44 |
-4,29 |
+1,54 |
Первая группа показателей - рентабельность единицы продукции. Данный показатель определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):
Rпред= (П / С) * 100 %.
Роль показателя рентабельности единицы продукции состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Анализируя показатель рентабельности реализованной продукции можно сказать, что за 2008 год уровень данного показателя выше (9,57%), чем за все остальные года. По данному показателю за весь отчетный период так же наблюдается двоякая ситуация. С 2007 по 2009 гг. уровень данного показателя с каждым годом уменьшается. В 2009 году по отношению к 2008 году уменьшение составило 2,09%, а в 2008 году - 3,09%. Фактический же показатель рентабельности реализованной продукции сократился с 6,69% (2007г.) до 1,51% (2009г.). Это означает, что затраты на изготовление выпускаемой продукции ООО «Орбита» в период 2007-2009гг. постепенно сокращались. А в 2010 году затраты на изготовление продукции увеличились до 9,57%. Это выше чем в 2007 году.
Вторая группа показателей рентабельности - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:
ROS= (Пп / В) * 100 %,
где ROS - рентабельность продаж; Пп - прибыль от продаж; В - выручка от продаж. При рассмотрении показателя рентабельности продаж ООО «Орбита» за отчетный период наблюдается такая же картина, что и при рассмотрении показателей рентабельности реализуемой продукции. В течение 2007-2009 гг. наблюдается отрицательная тенденция в сторону уменьшения. В 2007 году данный показатель находился на уровне 6,27%, а к 2009 году снизился до 1,49%. Отклонение составило 2,79% и 1,99% в 2008 и в 2009 годах соответственно. По этим цифрам видно, что величина прибыли от продаж, приходящаяся на каждый рубль выручки с каждым годом снижалась. А в 2010 году произошло увеличение данного показателя, он был равен 8,73%. Следовательно, увеличилась и прибыль от продаж. Фактическая сумма прибыли от продаж в 2010 году была равна 27059 т.р. Это превышало уровень 2007 года, где данная прибыль была отмечена в размере 14636 т.р. Увеличение прибыли от продаж составило 12423 т.р.
Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или доход на инвестиции):
ROA = П / Аср,
где RОА - рентабельность активов; П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от продаж); Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
Из таблицы видно, что показатель рентабельности активов в 2008 году (3,61%) увеличился на 0,55% по сравнению с 2007 годом (3,06%). А к 2009 году данный показатель резко снизился до 0,19%. Показатель рентабельности активов отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящуюся на каждый рубль активов. Действительно, как следует из финансовой отчетности, величина прибыли к 2009 году резко уменьшилась и фактически была равна 379 т.р. Хотя в 2007 и 2008гг. прибыль ООО «Орбита» была равна 10180 т.р. и 6700 т.р. соответственно. К 2010 году уровень показателя рентабельности активов ООО «Орбита» увеличился до 12,3%. Следовательно, увеличилась прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов. Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. Вторым способом рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:
RОА = ROS * К об.акт = (П / В) * (В / Аср) = (П / Аср), (2.6)
где Коб.акт - коэффициент оборачиваемости активов. Коэффициент оборачиваемости активов можно рассчитать как отношение выручки от реализации к сумме активов предприятия.
Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность акционерного, или собственного, капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предприятием, - собственных средств:
RОЕ = ЧП/Пск,
где КОЕ - рентабельность акционерного капитала; Пск -средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период времени.
Показатель рентабельности собственного капитала отражает величину прибыли до налогообложения, приходящуюся на каждый рубль собственного капитала. В период с 2007 (7,01%) по 2009 гг.(0,28%) происходит уменьшение данного показателя. Рентабельность собственного капитал в течение данного периода времени уменьшилась на 6,73%. Это говорит о том, что 2007-2009 гг. прибыль до налогообложения ООО «Орбита», приходящаяся на каждый рубль собственного капитала снижалась. К 2010 году по сравнению с 2007 годом увеличение составило 1,54%. Следовательно, в 2010 году прибыль до налогообложения ООО «Орбита», приходящаяся на каждый рубль собственного капитала составила 1,82%. Это в дальнейшем скажется на размере чистой прибыли, получаемый на вложенный рубль. Так как особенность данного показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную, на вложенный рубль, а во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности собственного капитала. Следовательно, по данному показателю можно сказать, что на вложенный рубль ООО «Орбита» получила чистой прибыли в размере 0,7 р.;0,45 р.;0,02 р. и 0,18 р. за 2007-2010 года соответственно.
Анализируя выше сказанное по таблице 8., можно сделать следующий вывод. Для ООО «Орбита » 2010 год стал своего рода переломным годом. Это связано, прежде всего, с тем, что в период 2007-2009 гг. прибыль до налогообложения постепенно снижалась. Так в 2007 году она была равна 10180 т.р., а в 2009году - 379 т.р. Отклонение составило 9801 т.р. А к 2010 году прибыль до налогообложения ООО «Орбита» увеличилась до 3016 т.р. Прирост прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 2637 т.р.
В 2009 году показатели рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж равны 1,51 % и 1,49 % соответственно. Это самые низкие показатели по данным группам рентабельности ООО «Орбита» за отчетный период. А показатели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала не доходят даже до 1% и фактически составляют 0,19 % и 0,28 % соответственно. В 2010 году показатели рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж равны 9,57% и 8,73%, они являются самыми высокими за анализируемый период времени. Для ООО «Орбита» 2007г. являлся самым стабильным, так как в этом году все показатели рентабельности находятся почти на одинаковом уровне. За 2008 год все группы показателей рентабельности находятся в интервале 3-5%. Самый высокое значение в данном году был у показателей рентабельности собственного или акционерного капитала и составил 4,57 %. Показатели рентабельности единицы продукции составили 3,6 %, рентабельности продаж - 3,48 %, рентабельности активов ООО «Орбита» в 2006 году был равен 3,61 %. Значение рентабельности активов предприятия в 2007 году было самым высоким на протяжении анализируемого периода времени. В целом же по показателям, можно сказать, что значения рентабельности активов и собственного капитала намного отстают от значений показателей рентабельности единицы продукции и рентабельности продаж.
3 Совершенствование практики формирования прибыли на предприятие
3.1 Факторы, влияющие на увеличение прибыли (на примере ООО «Орбита»)
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.
Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.
Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно - качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой .
Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.
Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу).
Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно; ценовое регулирование в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность.
Итак, важнейшим принципом выживания промышленных предприятий в условиях рынка является следующее: производить надо то, что можно продать, а не наоборот, продавать то, что производит предприятие. Коммерческий успех предприятия и, в конечном итоге, его жизнь зависят от возврата вложенных средств через реализацию продукции, следовательно, эффективность маркетинга играет важную роль в деятельности предприятия.