Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:42, контрольная работа
Функционирование финансов предприятий характеризуется определенными финансовыми категориями:
финансовыми ресурсами;
затратами;
доходами;
финансовыми результатами (прибылью, убытками).
Финансовые ресурсы - сумма средств, направленных в основные и оборотные средства предприятия, характеризующие финансовый потенциал предприятия и в комплексе с материальными и трудовыми ресурсами предопределяют объемы производства, возможность получения определенного дохода, массы прибыли.
1.Финансовые ресурсы- понятие, источники их формирования.
Функционирование финансов предприятий характеризуется определенными финансовыми категориями:
финансовыми ресурсами;
затратами;
доходами;
финансовыми результатами (прибылью, убытками).
Финансовые ресурсы - сумма средств, направленных в основные и оборотные средства предприятия, характеризующие финансовый потенциал предприятия и в комплексе с материальными и трудовыми ресурсами предопределяют объемы производства, возможность получения определенного дохода, массы прибыли.
Финансовые ресурсы классифицируются по признакам:
кругооборота (начальные и приращённые);
характера использования
(материализованные и в
права собственности (собственные и заемные).
Виды финансовых ресурсов предприятия:
прибыль;
основные производственные средства (остаточная стоимость и амортизационный фонд);
оборотные средства;
бюджетные ассигнования;
поступления из целевых фондов;
поступления из
кредиты.
Кратко охарактеризуем эти виды финансовых ресурсов и источники их формирования.
Прибыль - форма финансовых ресурсов, приращенных предприятием в результате его хозяйственной деятельности.
Значительная часть основных средств называется амортизацией отчислений - это вид целевых финансовых ресурсов, отражающих перенесенную на готовую продукцию часть стоимости основных средств и выступают финансовыми ресурсами предприятия для воспроизведения. Они должны обеспечивать простое воспроизводство.
Амортизация начисляется по установленным нормам, которые должны учитывать физический и моральный износ основных средств. Есть два метода ее начисления - равномерное и ускоренное.
Амортизационные отчисления как финансовые ресурсы находятся на текущем счете в составе выручки от реализации и используются согласно планам на капитальные вложения.
Оборотные средства - часть финансовых ресурсов, которая постоянно находится в обращении. Специфика их в том, что они не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат предприятия.
Оборотные средства направляются на приобретение сырья и материалов, производственных запасов, а часть их находится в незавершенном производстве и расходах будущих периодов; другая часть (фонды обращения) представлена готовой продукцией, денежными средствами и средствами в расчетах.
Формирование оборотных средств осуществляется за счет различных источников:
собственных (уставный капитал);
привлеченных источников
(краткосрочных кредитов и
Чем выше уровень оборачиваемости, тем меньше средств необходимо (оборачиваемость - срок между вложением средств и их возвращением в составе выручки). Оседания средств в незавершенном производстве и нереализованной готовой продукции является важным фактором неэффективного их использования, ведет к банкротству. Чем лучше показатели деятельности предприятия, тем больше у него шансов пополнить оборотные средства за счет привлеченных источников.
Бюджетные ассигнования имеют строго целевой характер и могут предоставляться предприятиям в следующих формах:
бюджетные инвестиции;
бюджетные кредиты;
государственные дотации;
государственные субсидии.
Бюджетные инвестиции - выделение средств в форме капитальных вложений на развитие производства в приоритетных отраслях, которые влияют на эффективность экономики страны.
Бюджетные кредиты - форма финансовой помощи предприятиям, оказавшимся в тяжелом финансовом положении под низкие процентные ставки.
Государственные дотации - выделение средств на покрытие убытков предприятий, когда убыточность является следствием рыночной конъюнктуры или политики государства.
Государственные субсидии - выделение средств из бюджета субъектам предпринимательства на решение конкретных задач в рамках Государственных программ.
Поступления из централизованных корпоративных фондов характеризуют внутрикорпоративное перераспределение финансовых ресурсов по принципу сальдо взаимоотношений.
Кредиты - финансовые ресурсы, временно предоставленные в распоряжение предприятия для покрытия временных и сезонных потребностей производства. Кредит существует в двух формах: коммерческий и банковский:
коммерческий кредит - это приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа;
банковский кредит - ссуда
от банка или других
Важным источником финансового обеспечения потребностей воспроизводства является ссудный фонд. В практике учета ресурсы для кредитования включались в общий объем финансовых ресурсов. Между тем международная практика составления бюджета и платежного баланса включает в свой состав в равной мере банковский и небанковский сектора.
Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, мобилизуемых и используемых на началах возвратности, как одну из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особенностями управления и применения. Используется государством для удовлетворения временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах и населения в денежных средствах.
В условиях перехода к рынку, адаптируясь к международным стандартам, в экономический оборот вводится понятие ссудного капитала.
Отличие ссудного фонда от ссудного капитала состоит в базировании ссудного фонда в основном на общественной собственности, в значительной степени в общегосударственном характере и централизованном управлении, а также в обусловленности государственной монополией банковского дела.
Ссудный капитал рассматривается как созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг; товаров, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека.
Важнейшими источниками ссудного капитала служат средства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе: средства государственного бюджета, государственного социального страхования, средства имущественного и личного страхования, денежных сумм, предназначенных для восстановления основных фондов (накапливаемых по мере перенесения стоимости основных фондов по частям на создаваемые товары в форме амортизации); часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства; временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы; предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса; средства колхозно-кооперативных и общественных организаций; кредитных учреждений; депозитов граждан в сберегательном банке; касс взаимопомощи; наличных денег, находящихся в обращении, и др.
Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического качества — способности приносить прибыль в виде процента. Бездействие временно свободных денежных средств противоречит природе ссудного капитала. Благодаря кредиту временно свободные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капитал и вновь вовлекаются в оборот.
Особенностью ссудного капитала и его отличием от промышленного и торгового капитала является передача во временное п о л ь з о в а н и е другому собственнику с целью получения процента (части дохода). С обращением ссудного капитала происходит раздвоение капитала: он одновременно является капиталом-собственником для банка, и потому он возвращается с процентом по истечении срока ссуды, и капиталом-функцией для предприятий, организаций, предпринимателей, вкладывающих его в свое дело.
Ссудный капитал выступает как своеобразный товар. Часть прибыли — процент, или цена ссудного капитала, является оплатой этой его способности в отличие от цены обычных товаров, представляющей денежное выражение их стоимости. Движение ссудного капитала отличается от движения функционирующего капитала постоянной денежной формой.
Спрос и предложение на ссудный капитал определяется: масштабами производства, размерами денежных накоплений и сбережений, соотношением между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью, сезонными условиями, степенью инфляционного процесса, государственным регулированием, неуравновешенностью платежных балансов, колебаниями валютных курсов, валютным кризисом.
Через ссудный фонд происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.
Ресурсами кредитования являются прямые ассигнования из госбюджета. Бюджетные средства, полученные банком, выдаются в кредит. Возвращаясь судозаемщиками банку, они продолжают служить ресурсом кредитования. Таким путем бюджетные средства функционируют в обороте банка, увеличивая его инвестиционные ресурсы. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский контроль и его воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.
Взаимосвязь между ссудным капиталом и госбюджетом заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства госбюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы, обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета.
Использовать средства ссудного фонда для безвозвратного финансирования любых расходов невозможно, поскольку это противоречит основным принципам кредитования.
2.Роль бюджета
в формировании и
По условиям и способу
зачисления в бюджеты различных
уровней доходы бюджета делятся
на собственные, закрепленные и регулирующие.
К собственным относятся доходы
от муниципальной собственности, местные
налоги и сборы и некоторые
другие доходы. Закрепленные — это
доходы, законодательно закрепленные
(полностью или частично) за бюджетами
того или иного уровня. К регулирующим
относятся доходы, которые зачисляются
в бюджеты соответствующих
1. Собственные доходы
республиканского бюджета и
1.1. налоговые доходы, зачисляемые
в бюджет в соответствии с
законодательством на
1.3. неналоговые доходы, зачисляемые
в бюджет в соответствии с
законодательством на
1.4. безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.
2. Собственные доходы
бюджетов разных уровней
К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.
2. Нормативы отчислений
от регулирующих доходов (в
процентах) республиканского
3. Нормативы отчислений
от регулирующих доходов (в
процентах) областных бюджетов
в консолидированные бюджеты
районов и бюджеты городов
областного подчинения
4. Нормативы отчислений
от регулирующих доходов (в
процентах) районных бюджетов, бюджетов
городов областного подчинения
в бюджеты сельсоветов,
Доходная часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.
Формирование расходов бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.