Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 08:12, контрольная работа
Цель работы: характеристика анализаторов и изучение принципов их работы в человеческом организме.
Задачи данной работы:
-раскрыть понятие анализаторы
-определить функции анализаторов в организме человека
Введение………………………………………………………………………1-2
1.Роль анализаторов в обеспечении состояния БЖД………………………3-4
1.1 Понятие «анализаторы»………………………………………………..5-6
1.2 Виды анализаторов, структура и принцип действия………………..7-11
2.Развитие и рост человеческого организма……………………………..12-14
2.1.Анатомо-физиологические возрастные особенности организма…..15-28
2.2.Роль анатомо-физиологических возрастных особенностей организма в сфере БЖД…………………………………………………………………...29-30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………32
Приложение А……………………………………………………………….33-35
4. Старший дошкольный возраст .
Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают силы и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения.
Дети способны теперь сосредотачивать внимание в течении 15 – 20 мин. и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Внутреннее торможение становится более сильным. Угашение и дифференцирование вырабатывается почти вдвое быстрее, чем у детей 3 – 5 лет, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы. У детей 5 – 7 лет отмечается также возрастание функционального значения второй сигнальной системы. Роль «первых сигналов действительности», т.е.непосредственных ощущений и представлений, остается еще значительной, но словесное мышление начинает оказывать все более сильное влияние и на реакции 1-й сигнальной системы. Есть данные, что именно в этом периоде появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.
К 6-7 годам для детей оказывается доступным выделение общих или групповых признаков. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. В связи с началом обучения чтения и письму слово приобретает все более выраженные абстрагирующие свойства.
У детей старшего дошкольного возраста
отражение действительности проявляется
также в том, что к 7 годам ребенок оказывается в состоянии удерживать программу
действий из ряда движений. Как известно,
реакции с предвидением результатов действия
формируется при участии любой коры. Именно
к 7-летнему возрасту происходит морфологическое
созревание лобного отдела больших полушарий.
Классовский связывает позднее нервнопсихических
функций у ребенка с поздней интерокортикальной
миелинизацией прилегающих к коре участков
белого вещества в лобных областях.
5. Младший школьный возраст.
Это очень ответственный этап развития деятельности мозга изучен крайне недостаточно. Влияние новых требований, предъявляемых нервной деятельности детей, влияние систематического обучения не подвергнуты пока должному анализу. По данным Ивана-Смоленского и его сотрудников, у детей в возрасте 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам к таковым у взрослых людей: отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения, последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное влияние на процесс возбуждения. Происходит дальнейшее развитие и стабилизация тех отношений, которые были достигнуты в предыдущем возрасте.
В ряде исследований изучались типологические особенности высшей нервной деятельности детей. Красногорским и Ивановым-Смоленском были сделаны попытки классификаций ее типов. Красногорский взял за основу соотношение возбудимости коры подкорковых отделов и выделил четыре типа: 1) центральный, уравновешенный тип, 2) кортикальный тип с преобладанием корковых процессов над подкорковыми, 3) подкорковый – с преобладанием субкортикальных процессов и 4) гиподинамический – с пониженной возбудимостью, как коры, так и подкорковых отделов. Эти четыре типа со своими характеристиками очень близко совпадают с четырьмя основными Павловскими типами. Некоторыми авторами делались попытки использовать двигательные реакции как показатель типологических особенностей нервной системы. Однако до сих пор остается неясным, отражают характеристики двигательных реакций лишь особенности двигательного анализатора или нейродинамики вообще. Сила и подвижность нервных процессов с возрастом развиваются, изменяется и баланс обоих нервных процессов. Соответственно изменяются и типологические особенности. По-видимому, о типе нервной деятельности у детей можно говорить лишь очень условно. Проблема эта, однако, имеет большое практическое значение и требует разработки.
6. Переходной период
Период с 11–13 лет у девочек и с 13–15 лет у мальчиков является первой фазой переходного возраста.
В поведении подростков отмечается явное преобладание
возбуждения, реакции по силе и характеру
часто неадекватны вызвавшим их раздражителями;
имеет место развития фазовых состояний
в высшей нервной деятельности. Ряд данных
свидетельствует об общем повышением
возбудимости центральной нервной системы
в этот период. Возрастает число интерсигнальных
реакций, дифференцирование ухудшается.
Появляется широкая генерализация возбуждения,
которая выражается в том, что все реакции
теперь сопровождаются дополнительными
сопутствующими движениями рук, ног и
туловища, подобно тому, как это было в
раннем детстве.
7. Взрослый человек
Возрастные особенности деятельности мозга у человека в период зрелости изучены сравнительно мало. Наиболее систематические исследования касаются изучения типологических свойств нервной системы.
Исследования Теплова, показано, что
имеется очень большая вариативность
типологических особенностей, которые затруднительно уложить в четыре
классических типа. Установлено также,
что наряду с общим типом нервной системы
имеется «парциальные» (или частичные)
типы, характеризующие функциональные
свойства того или иного катализатора.
Так, например, при общем сильном уравновешенном
типе нервной системы может быть обнаружено
преобладание возбуждения по пробам, адресованным
слуховому анализатору.
8. Человек в пожилом возрасте
Павлов живо интересовался проблемой изменений высшей нервной деятельности у человека при старении, сопоставляя данные отдельных клинических наблюдений, иногда из самонаблюдений, с результатами, полученными на животных. Он считал, что при наступлении старости происходит ослабление основных нервных процессов, особенно тормозного, а также уменьшение их подвижности, развивается инертность процесса. Характерным для старости ослабление процесса торможения Павлов объяснял старческую болтливость и фантастичность.
Одно из первых проявлений старение ослабление памяти
на текущие события, по наблюдениям Павлова,
зависит от изменения подвижности раздражительного
процесса в сторону его инертности. Старческую
рассеянность Павлов считал следствием
выраженной отрицательной индукции. Учитывая
данные самонаблюдений, он писал: «Чем
дальше, тем больше я лишаюсь способности,
занятый одним делом вести исправно другое.
Очевидно, сосредоточенной раздражение
определенного пункта при общем уменьшении
возбудимости полушарий индуцируют такое
торможение остальных частей полушарий,
что условные раздражители старых, прочно
зафиксированных рефлексов оказываются
теперь ниже порога возбудимости». Относительно
последовательности изменений свойств
нервных процессов он указывал: «На основании
нашего материала можно сказать, что при
старении слабеет раньше тормозный процесс,
а затем страдает подвижность нервного
процесса, нарастает инертность.
У лиц пожилого возраста тормозятся мигательные
условные рефлексы при относительно большей
сохранности речевых реакций. В глубокой
старости имели место обратные отношения.
Систематическое применение словесных
и непосредственных раздражителей с отдыхом
в 1–2 дня способствовало улучшению функций
обеих сигнальных систем.
Исследование подвижности нервных процессов
речевой системы показало, что при эксперименте
удлинение латентных периодов (до 2 – 6 сек.)
словесных реакций часто сопровождалось
повторными ответами. Объективно регистрируемые
движение нижней челюсти не прекращались
сразу после словесного ответа, как у более
молодых испытуемых, а продолжались в
течение нескольких секунд после нее,
что указывает на инертность раздражительного
процесса в речедвигательном анализаторе.
У ряда исследуемых лиц старческого возраста
интерес к окружающей действительности
преобладает над другими безусловными
рефлексами, а речевая деятельность сохраняет
ведущее значение. Вегетативные нарушения
у лиц старческого возраста в виде сосудистой
ареактивности, изменения дыхания, принимающего
волнообразный характер, зависит, видимо,
от ослабления регулирующей функции коры
больших полушарий головного мозга.
2.2 Роль анатомо-физиологических возрастных особенностей организма в сфере БЖД.
В ходе эволюции в организме человека сформировались механизмы, обеспечивающие приспособление к различным условиям жизни и стабилизацию активности органов и систем организма в определенных функциональных диапазонах. Возможности организма реагировать на внешние и внутренние возмущающие влияния относительно ограничены, но комбинация различных реакций расширяет возможности организма при взаимодействии с внешней средой.
Негативные воздействия на организм могут оказывать различные чрезвычайные
раздражители (факторы внешней среды)
- физические, химические, биологические,
психофизиологические. Степень их вредности
относительна и зависит от сопутствующих
условий и состояния внешней и внутренней
среды организма. Влияние всех этих факторов
происходит в конкретных социальных условиях
существования, которые имеют нередко
решающее значение в обеспечении безопасности
жизнедеятельности. Способность организма
отвечать на воздействия факторов окружающей
среды называется реактивностью.
1) факторы, в отношении которых
хорошо известна их