Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:22, реферат
В 70-е годы ХХ века в американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управление ими взамен «персонала» и «управления персоналом». Изменения отражают переосмысление роли и места человека на производстве, происходящее в эпоху НТР.
Становление новой категории требует ее теоретического осмысления и определения ее места в системе экономических категорий современной экономической науки. Названная категория относится к системе отношений, характеризующих рынок труда.
Введение
1.Человеческие ресурсы: их роль и значение
2. Денежные инвестиции в создание человеческих ресурсов
3. Роль конкуренция в развитии человеческих ресурсов
Вывод
Список литературы
План
Введение
1.Человеческие ресурсы: их роль и значение
2. Денежные инвестиции в создание человеческих ресурсов
3. Роль конкуренция в развитии человеческих ресурсов
Вывод
Список литературы
Введение
В 70-е годы ХХ века в американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управление ими взамен «персонала» и «управления персоналом». Изменения отражают переосмысление роли и места человека на производстве, происходящее в эпоху НТР.
Становление новой категории
требует ее теоретического осмысления
и определения ее места в системе
экономических категорий
В современной экономике, которая осуществляет вступление в новый инновационный этап развития, большое значение приобретают ресурсы, представленные на рынке труда. Никакое производство невозможно без человека, именно форма организации труда характеризует этапы развития и становления новой социально-экономической системы. Поэтому только человек с его творческой энергией способен создавать и обеспечивать условия для становления инновационной экономики. Человеческие ресурсы, представленные на рынке труда, формируют основные условия развития новой экономики.
Следовательно, в качестве
важного фактора производства в
современной экономике
1.Человеческие ресурсы: их роль и значение
Человеческие ресурсы как экономическую категорию необходимо понимать в узком и широком смысле слова. Понятие человеческих ресурсов в узком смысле слова несколько уже категории «человеческий потенциал». «Категория «человеческие ресурсы» характеризуется теми навыками и способностями трудовыми и нетрудовыми, которые могут быть полезны организации для реализации ее целей. Человеческий потенциал включает не только трудовые навыки, но и морально-нравственные качества личности ее социальную включенность, религиозные пристрастия и т.п.».
В широком смысле слова под человеческими ресурсами целесообразно понимать всю совокупность ресурсов, представленную на рынке труда, включая и человеческий потенциал.
В современной литературе
не сложилось достаточно четкого
категориального аппарата, вследствие
чего категорию «человеческий
При анализе рынка труда необходимо обратить внимание на неоднородность представленных на нем человеческих ресурсов, понимаемых в широком смысле слова.
Рынок труда в условиях машинного производства в период классического капитализма был представлен рабочей силой, обладающей навыками в различных видах труда.
Безусловно, рабочая сила,
как важнейший элемент
В современной экономике помимо рабочей силы на рынке труда представлен человеческий капитал, имеющий приложение в различных сферах общественного производства.
Термин "человеческий капитал" впервые появился в работах экономиста Теодора Шульца (Theodore Schultz). Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение человеческого капитала: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».
Человеческий капитал, с одной стороны, – это новое качество ресурса, представленного на рынке труда, с другой, – это личный или семейный капитал, который не может быть отчужден от носителя, хотя результат функционирования этого капитала в виде знаний и умений реализуется в процессе производства. В противном случае капитал не может принести своему носителю экономических выгод, оставаясь невостребованным сокровищем. Реализация его как капитала возможна только в условиях общественного производства, если полезность его признается обществом. Личным данный капитал является потому, что только сам человек в праве решать развивать ему заложенные в нем природные способности или нет. Однако семейным этот капитал выступает потому, что на процесс его развития большое влияние оказывает семья, т.к. семья стоит у истоков воспитания и образования человека до начала его сознательного включения в общественное производство в качестве определенного человеческого ресурса: рабочей силы, человеческого капитала или предпринимательских способностей.
К человеческим ресурсам необходимо
отнести также
Особое место в анализе человеческих ресурсов занимают информационные ресурсы, прежде всего потому, что названный вид ресурсов является результатом человеческой деятельности, т.е. результатом функционирования человеческих ресурсов. При этом отчуждаемость продукта не приводит к его утрате со стороны его создателя, а приводит, наоборот, к улучшению качества самих человеческих ресурсов.
Существование информации в
двух формах: как продукта и как
знания, полученного в процессе трудовой
деятельности, обогатившего человеческие
ресурсы, увеличивает серьезность
проблемы, связанной с созданием
и удержанием человеческих ресурсов
на отдельном предприятии. Это и
создает конкурентные преимущества
предприятий в современных
Человеческие ресурсы также включают
человеческий потенциал, который может
быть реализован в определенных условиях,
но может и оставаться невостребованным
в условиях конкретного производства.
Л. Ш. Алимова определяет
человеческий потенциал следующим
образом. «Человеческий потенциал
– это совокупность основополагающих
компетенций, способностей и возможностей
индивида или территориальных общностей,
уровень развития и реализации которых
повышает (или снижает) продуктивность
общественного производства»[1]
Очевидно, говоря о человеческом
потенциале, не вполне правомерно говорить
о его понижающем или повышающем
влиянии на продуктивность общественного
производства, т.к. категория «потенциал»
в своей лингвистической форме содержит
понятие возможности реализации, в данном
случае, способностей человека, а не сам
процесс реализации этих способностей.
Следовательно,
к человеческому потенциалу можно отнести
врожденные способности человека, способности,
сформированные социальной средой и обучением,
возможности, определяемые социально-экономическими
и культурными условиями, складывающимися
в обществе.
Человеческие ресурсы, как
структурированная совокупность рабочей
силы, человеческого и
2.Роль конкуренция в развитии человеческих ресурсов
Необходимо отметить, что
современный рынок труда
Безусловно, конкуренция, сопровождающая развитие рынка труда в современных условиях, оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на названный рынок и развитие человеческих ресурсов.
Положительным влиянием можно считать тот факт, что в условиях конкурентной среды участники рынка труда обязаны повышать конкурентоспособность предлагаемого товара за счет роста его качества, т.к. современному производству, как было указано, уже недостаточно приобретение только рабочей силы. Для достижения конкурентных преимуществ необходимо привлечение и использование человеческих ресурсов, прежде всего потому, что конкурентная среда, в которой функционируют большинство предприятий современного бизнеса, ищут конкурентные преимущества и находят их именно в сплоченном и мобильном коллективе, т.к. технические возможности производства, как конкурентные, в основном исчерпаны.
В условиях машинного производства XVIII-XIX вв. необходима была именно рабочая сила, а в результате облегчения труда в названный период, в качестве таковой была востребована рабочая сила в виде женского и детского труда, что характеризует «механицизм» и «обезличенность» рабочей силы названного периода. То есть были востребованы определенные навыки к труду, которые могли быть легко усвоены любым человеком, не требующие специальной подготовки и значительной физической силы. При этом значимость собственно машинного производства была выше, чем человека, участвующего в нем. В условиях разделения труда и упрощения трудовых функций, издержки обучения сокращаются, а в ряде случаев отпадают, как указывает К. Маркс, что и создает условия повышения значимости собственно машинного производства[2].
Следовательно, вопроса об использовании человеческих ресурсов в конкретном производстве не возникало и возникнуть не могло, хотя Фридрих Лист в своей работе «Национальная система политической экономии» отмечал, что основной составной частью производительных сил выступает «умственный капитал», являющийся главным источником богатства[3].
Человеческие ресурсы, востребованные современным производством, представляют собой совокупность не только профессиональных навыков, но и личностных качеств человека, приводящих к повышению эффективности от использования профессиональных способностей. В современных условиях становится нормой для носителей человеческих ресурсов постоянный профессиональный рост в виде различных курсов повышения квалификации, мастер-классов и т.п., или освоения дополнительных профессий. Такой профессиональный рост характеризует, в основном, человеческие ресурсы, занятые в производстве, необходимый для удержания достигнутых карьерных позиций. Повышение квалификации также сказывается на повышении эффективности труда и повышении качества кадрового потенциала организации. Как правило, высококвалифицированные участники производства легче адаптируются к изменяющимся технологическим и экономическим условиям.
Получение дополнительных знаний связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому занятое население, являясь более платежеспособным, имеет больше возможностей для улучшения качеств собственных ресурсов. Частично в процессе повышения качества занятых человеческих ресурсов участвуют работодатели, но их расходы связаны с текущей потребностью производства в нужном качестве занятого персонала и не распространяются на создание качественных ресурсов в перспективе. Несмотря на это, участие организации в формировании новых качеств занятых человеческих ресурсов приводит к росту конкурентоспособности предприятия в результате более качественного обслуживания или улучшения качества производимого товара.
При этом работник получает
возможности расширения карьерных
перспектив не только на данном предприятии,
но и за его пределами, а также
возможность самореализации как
профессионала в избранной
В то же время перспективные вложения денежного капитала в создание человеческих ресурсов перекладываются на самого человека и его семью, хотя знания и навыки, включаясь через умение и опыт сотрудников в материальное производство, становятся ресурсом, приобретающим решающее значение[4].
Очевидно, причиной низкой активности предпринимательского сектора в создании человеческих ресурсов является высокий уровень риска денежных инвестиций и непредсказуемость в получении результата.
Отрицательное влияние конкуренции
на рынке труда связано с
Доступность и дешевизна
человеческих ресурсов на рынке труда
приводит к замедлению развития и
внедрения различных
Однако появление такого
человека тормозится низким материальным
достатком, неразвитостью социальной
среды, плохими бытовыми условиями,
а так же сокращением производства
в традиционных отраслях и отсутствием
роста новых инновационных