Домашняя контрольная работа по «Анатомии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Организм и окружающая его среда представляют собой единство. Как человек воздействует на окружающею среду, так и среда воздействует на организм человека.
В отличии от растений организм животного активен. Активность эта проявляется в движении, деятельности, поведенческих реакциях, обеспечивающих приспособление организма к условиям среды.
Так вот за восприятие информации у нас отвечает сенсорная система или анализаторы.

Содержание

Вариант I
1. Анатомо-физиологическая характеристика сенсорных систем.
А) Определение понятия сенсорных систем. Схема строения анализаторов.
Б) Строение рецепторных образований и их классификация. Расположение в органах человека.
В) Общие свойства рецепторных образований.
Г) Роль анализаторов в познании окружающего мира.
Д) Интеграция зрительного, слухового и двигательного анализаторов при обучении чтению и письму.
2.Строение и функции почки.
А) Биологическое значение процесса выделения.
Б) Функции анатомии почки. Её возрастные особенности.
В) Описание схемы строения единицы почки.
Г) Механизм мочеобразования и его регуляция
Д) Функционирование незрелой почки новорождённого ребёнка. Структурное функционирование изменений почки после рождения. Возрастные особенности регуляции.
Е) Возрастные закономерности становления произвольного мочеиспускания у детей
2. Память и её механизм.
А) Память как процесс запечатления, сохранения и произведения прошлого опыта.
Б) Чувствительно-образная форма памяти и её виды. Биологическое значение этой формы памяти.
В) Качество памяти: быстрота, прочность, запоминание, точность. Способность к актуализации.
Г) Влияние тренировки на качество памяти.
Д) Роль быстрой волевой стадии сна в организации памяти. Влияние недосыпания на формирование аппарата ребёнка.
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

анатомия ДКР.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Калужский педагогический колледж»

 

 

 

 

Домашняя контрольная работа

по дисциплине:

«Анатомия»

 

 

 

 

студентки заочного отделения

1курса «В» 

Рыбаковой Оксаны Михайловны

Преподаватель:   Романова Е.А

 

 

 

 

 

Калуга, 2013

 

Содержание

Вариант I

  1. Анатомо-физиологическая характеристика сенсорных систем.

А) Определение понятия сенсорных систем. Схема строения анализаторов.

Б) Строение рецепторных образований и их классификация. Расположение в органах человека.

В) Общие свойства рецепторных образований.

Г) Роль анализаторов в познании окружающего мира.

Д) Интеграция зрительного, слухового и двигательного анализаторов при обучении чтению и письму.

      2.Строение и функции почки.

А) Биологическое значение процесса выделения.

Б) Функции анатомии почки. Её возрастные особенности.

В) Описание схемы строения единицы почки.

Г) Механизм мочеобразования и его регуляция

Д) Функционирование незрелой почки новорождённого ребёнка. Структурное функционирование изменений почки после рождения. Возрастные особенности регуляции.

Е) Возрастные закономерности становления произвольного мочеиспускания у детей

  1. Память и её механизм.

А) Память как процесс запечатления, сохранения и произведения прошлого опыта.

Б) Чувствительно-образная форма памяти и её виды. Биологическое значение этой формы памяти.

В) Качество памяти: быстрота, прочность, запоминание, точность. Способность к актуализации.

Г) Влияние тренировки на качество памяти.

Д) Роль быстрой волевой стадии сна в организации памяти. Влияние недосыпания на формирование аппарата ребёнка.

4. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организм и окружающая его среда представляют собой единство. Как человек воздействует на окружающею среду,  так и среда воздействует на  организм человека. 
В отличии от растений организм животного активен. Активность эта проявляется в движении, деятельности, поведенческих реакциях, обеспечивающих приспособление организма к условиям среды. 
 
Так вот за восприятие информации у нас отвечает сенсорная система  или анализаторы. 
 
Сенсорная  система или анализатор  –  это часть нервной системы, которая состоит из группы клеток (рецепторов), которые обеспечивают восприятие информации, трансформируют ее в нервный импульс и передают в центральную нервную систему. Таким образом получается, что анализатор обеспечивает восприятие  и  передачу  информации,  полученную  извне  или  изнутри  нашего организма.

Зрительный анализатор:

Рецепторная часть данной структуры представлена глазами. Человеческий глаз состоит из трех оболочек — белковой, кровеносной и нервной. Количество света, которое поступает на сетчатку, регулируется зрачком, который способен расширятся и суживаться. Луч света переламывается на роговице, хрусталике и в стекловидном теле. Таким образом, изображение попадает на сетчатку, которая содержит множество нервных рецепторов — палочек и колбочек. Благодаря химическим реакциям здесь формируется электрический импульс, которые следует по зрительному нерву и проектируется в затылочных долях коры головного мозга

Схема строения зрительного анализатора         

 

1-сетчатка

2,3-зрительный нерв

4-зрительный тракт

5-подушка таламуса

6-зрительная лучистость

7-зрительная область коры

Слуховой анализатор:

Рецептором здесь является ухо. Внешняя его часть собирает звук, средняя представляет собой путь его прохождения. Вибрация продвигается по отделам анализатора до тех пор, пока не достигнет завитка. Здесь колебания вызывают движение отолитов, которое и формирует нервный импульс. Сигнал идет по слуховому нерву к височным долям головного мозга.

Схема строения слухового анализатора

Обонятельный анализатор:

Обонятельный анализатор - нейрофизиологическая система, благодаря деятельности которой осуществляется анализ - пахучих веществ, попадающих на слизистую оболочку носовой полости. Обонятельный анализатор - включает периферический отдел, представленный обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки, проводящими нервными путями в виде обонятельного нерва, ведущие к обонятельной луковице, и центральный отдел, включающий обонятельный путь, подкорковые нервные образования в виде сосковидных тел и корковый отдел, который локализован в извилине морского коня.

 

Вкусовые анализаторы человека:

Вкусовые рецепторы играют важную роль в жизни организма, определяя вместе с обонятельными рецепторами пищевые поведенческие акты. Возбуждение вкусовых рецепторов приводит к рефлекторному выделению пищеварительных секретов.

Рецепторы вкуса представлены вкусовыми лукавицами. Это образования овальной формы, в которых содержатся рецепторные (вкусовые) клетки. Вершина вкусовой луковицы открывается во вкусовую ямку, заполненную аморфным веществом. Вкусовые клетки несут на апикальном конце многочисленные тонкие выросты - микровилли, погруженные в жидкость вкусовой ямки. Микровиллям рецепторных клеток придают основное значение в восприятии вкусового раздражения, так как предполагают, что их мембрана содержит специфические "рецепторные белки".

Болевые анализаторы

В каждом анализаторе могут возникать болевые ощущения, если величина раздражителя превысит верхний абсолютный порог. На этом основании отрицалось существование специальных рецепторов болевой чувствительности, однако, впоследствии они были найдены.Между тактильными и болевыми рецепторами существуют противоречивые отношения, обусловленные различием их функций в организме. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы, например, удаления, убегания. Тактильная чувствительность вызывает рефлекс сближения. Поэтому наименьшая плотность болевых рецепторов там, где больше всего тактильных рецепторов, и наоборот.

Тактильный анализатор

Деятельность тактильного анализатора связана с различением различных воздействий, оказываемых на кожу — прикосновение, давление.Тактильные рецепторы, находящиеся на поверхности кожи и слизистых оболочках полости рта и носа, образуют периферический отдел анализатора. Они возбуждаются при прикосновении к ним или давлении на них.Проводниковый отдел тактильного анализатора представлен чувствительными нервными волокнами, идущими от рецепторов в спинной (через задние корешки и задние столбы), продолговатый мозг, зрительные бугры и нейроны ретикулярной формации. Мозговой отдел анализатора- задняя центральная извилина. В нем возникают тактильные ощущения. К тактильным рецепторам относят осязательные тельца (мейсснеровы), расположенные в сосудах кожи, и осязательные мениски (меркелевы диски), имеющиеся в большом количестве на кончиках пальцев и губ. К рецепторам давления относят пластинчатые тельца (Пачини), которые сосредоточены в глубоких слоях кожи, в сухожилиях, связках, брюшине, брыжейке кишечника.

Температурный анализатор

Его значение состоит в определении температуры внешней и внутренней среды организма. Периферический отдел этого анализатора образован терморецепторами. Изменение температуры внутренней среды организма приводит к возбуждению температурных рецепторов, расположенных в гипоталамусе. Проводниковый отдел анализатора представлен спиноталамическим путем, волокна которого заканчиваются в ядрах зрительных бугров и нейронах ретикулярной формации ствола мозга. Мозговой конец анализатора — задняя центральная извилина КГМ, где формируются температурные ощущения. Тепловые рецепторы представлены тельцами Руффини, холодовые — колбами Краузе. Терморецепторы в коже располагаются на разной глубине: более поверхностно находятся холодовые, глубже — тепловые рецепторы.

Вестибулярный анализатор. Участвует в регуляции положения и движения тела в пространстве, в поддержании равновесия, а также имеет отношение к регуляции мышечного тонуса.

Периферический отдел анализатора представлен рецепторами, расположенными в вестибулярном аппарате. Они возбуждаются при изменении скорости вращательного движения, прямолинейном ускорении, изменении направления силы тяжести, вибрации. Проводниковый путь — вестибулярный нерв. Мозговой отдел анализатора расположен в передних отделах височной доли КГМ. В результате возбуждения нейронов этого отдела коры возникают ощущения, дающие представления о положении тела и отдельных его частей в пространстве, способствующие сохранению равновесия и поддержанию определенной позы тела в покое и при движении.

Вестибулярный аппарат состоит из преддверия и трех полукружных каналов внутреннего уха. Полукружные каналы — это узкие ходы правильной формы, которые располагаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Верхний, или передний, канал лежит во фронтальной, задний — в сагиттальной, а наружные — в горизонтальной плоскости. Один конец каждого канала колбообразно расширен и называется ампулой

Возбуждение рецепторных клеток происходит за счет перемещения эндолимфы каналов.

Повышение активности вестибулярного анализатора возникает под влиянием изменения скорости движения тела.

Двигательный анализатор. За счет активности двигательного анализатора определяется положение тела или его отдельных частей в пространстве, степень сокращения каждой мышцы.Периферический отдел двигательного анализатора представлен проприорецепторами, находящимися в мышцах, сухожилиях, связках и околосуставных сумках. Проводниковый отдел состоит из соответствующих чувствительных нервов и проводящих путей спинного и головного мозга. Мозговой отдел анализатора располагается в двигательной области коры головного мозга — передней центральной извилине лобной доли.Проприорецепторами являются: мышечные веретена, находящиеся среди мышечных волокон, луковицеобразные тельца (Гольджи), расположенные в сухожилиях, пластинчатые тельца, обнаруженные в фасциях, покрывающих мышцы, в сухожилиях, связках и надкостнице. Изменение активности различных проприорецепторов происходит в момент сокращения или расслабления мышц. Мышечные веретена всегда находятся в состоянии некоторого возбуждения. Поэтому от мышечных веретен постоянно поступают нервные импульсы в центральную нервную систему, в спинной мозг. Это приводит к тому, что двигательные нервные клетки — мотонейроны спинного мозга находятся в состоянии тонуса и непрерывно посылают редкие нервные импульсы по эфферентным путям к мышечным волокнам, обеспечивая их умеренное сокращение — тонус. Интероцептивный анализатор. Этот анализатор внутренних органов участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).Висцерорецепторы участвуют в регуляции работы внутренних органов, осуществляют рефлекторные взаимодействия между ними.

С помощью анализаторов осуществляется познание окружающего мира. При раздражении рецепторов в коре больших полушарий возникают ощущения, которые отражают отдельные свойства предметов и явлений. На основе ощущений формируются понятия и представления, отражающие взаимосвязи и зависимости между этими предметами и явлениями, делаются выводы и заключения, осуществляются адекватное поведение во внешней среде и практическая деятельность человека. Анализаторы при нормальном функционировании в пределах чувствительности своих рецепторов дают верное представление о внешней среде, что подтверждается практикой. Это дает возможность человеку познавать окружающий мир, достигать прогресса в областях знания, науки и техники.

Нейропсихологи, лингвисты и логопеды давно доказали, что в возрасте 5-6 лет дети находятся в сензитивном (чувствительном) периоде, когда процесс обучения письму и чтению является оптимальным с точки зрения логики речевого развития.  Именно к этому возрасту заканчивается формирование всех сторон речевой системы - фонетической (произносительной), фонематической (речеслуховой), а также лексико-грамматической. Иными словами, ребенок 5-6 лет готов к обучению чтению и письму, если он чисто произносит все звуки родного языка, различает (дифференцирует) их на слух, обладает грамотной связной речью и богатым лексическим запасом. Подчеркнем, что под словосочетанием  «обучению письму» подразумевается не умение писать буквы (в печатном или письменном варианте) и даже не умение списывать, а умение переводить устную  речь в письменную. Процесс письма (перевод устной речи в письменную) - сложный психофизиологический процесс, который имеет  многоуровневую структуру и  включает в себя большое количество операций. Принято условно делить процесс письма  на следующие этапы:

Первый этап.  У человека возникает побуждение, мотивация, задача что-либо написать. Мотивация это сильнейший фактор успеха и результативности любой деятельности.

Второй этап. Далее необходим языковой анализ того, что подлежит написанию. Под языковым анализом понимают умение разделить мысль на составляющие компоненты, а именно: предложения - слова - слоги - звуки. Этот этап - самый сложный и ответственный.

Третий этап.  На заключительном этапе выделенные фонемы (звуки) или их комплексы должны быть переведены в зрительную графическую схему. То есть каждый звук обозначается соответствующей  буквой.

Строение и функции почки

Выделение-процесс удаления из организма ненужных и вредных продуктов обмена веществ. В выделении конечных продуктов обмена участвуют почки, легкие, потовые железы и кишечник. СО2 и водяной пар выделяются через легкие. Небольшое количество воды и растворенных в ней мочевины и минеральных солей выделяются через потовые железы. Большая часть продуктов обмена выделяются через мочевыделительную систему

Информация о работе Домашняя контрольная работа по «Анатомии»