Функции:
1)раздражимость (возбудимость)
— способность организма отвечать на
различные изменения окружающей среды
или состояния собственных органов и тканей.
Ответ на раздражение позволяет либо предупредить
нежелательные воздействия, отстраниться
от них, либо изменить какие-то свои процессы
адекватно воздействиям. Если нежелательные
процессы уже возникли, то благодаря регуляторным
механизмам они могут быть преодолены
или компенсированы;
2)размножение — свойство самовоспроизведения,
т.е. рождение потомства, сходного в основных
чертах с родителями, одна из основных
функций организма, отличающая его от
неживой природы и направленная на сохранение
вида, популяции;
3)рост, развитие, старение —
возрастные процессы становления взрослого
организма, совершенствования его строения
и регуляторных возможностей, а затем
постепенного снижения активности всех
функций, приводящие к естественной смерти
индивидуума.
4)обмен веществ и энергии;
5)питание;
6)иммунная (формирование иммунного
ответа - распознавание, уничтожение и
выделение из организма чужеродных веществ,
образующихся в нём и поступающих извне)
6)пищеварение;
7)дыхание;
8)выделение продуктов жизнедеятельности;
9)сердцебиение;
10)самообновление клеток;
11)реакции на изменение внешней
среды;
12)движение;
13)артериальное давление;
14)температура тела;
15)внутриглазное давление;
И другие
5.Система студенческих
спортивных соревнований.
Первые студенческие игры прошли в Турине
в 1959 году. Вся система студенческих
спортивных соревнований построена на
основе принципа «от простого к сложному»,
т.е. от внутри - вузовских зачетных соревнований
в учебной группе, на курсе к межвузовским
и т.д. до международных студенческих соревнований.
Внутри - вузовские спортивные соревнования
включают в себя зачетные соревнования
внутри учебных групп, учебных потоков
на курсе, соревнования между курсами
факультетов, между факультетами. Состязание
может быть или личным (для каждого выступающего),
или командным, или лично-командным; доступным
каждому студенту, или для «спортивной
элиты» учебной группы, курса, факультета,
определяемой на предварительных соревновательных
этапах.
Внутри - вузовские
соревнования по видам спорта (в том числе
массовые кроссы, эстафеты и др.)
↓
Зачетные соревнования
на учебных занятиях
↓
Соревнования на
первенство учебных групп
↓
Соревнования на
первенство курсов
↓
Соревнования на
первенство факультетов (соревнования
на первенство общежитий)
↓
Соревнования на
первенство вуза
↓
Межвузовские соревнования
по видам спорта или комплексные спортивные
мероприятия
↓
Товарищеские соревнования
между курсами, факультетами, вузами
↓
Районные, городские
соревнования
↓
Областные соревнования
↓
Зональные соревнования
(по территориальному или ведомственному
признаку)
↓
Российские студенческие
соревнования и участие в составе сборных
команд в соревнованиях Российской Федерации
↓
Международные спортивные
соревнования студентов
↓
Товарищеские соревнования
между отдельными факультетами или вузами
↓
Чемпионаты и универсиады
Международной федерации университетского
спорта (ФИСУ)
Места проведения Универсиад
Год |
Игры |
Летняя Универсиада |
Игры |
Зимняя Универсиада |
Город |
Страна |
Город |
Страна |
2015 |
XXVIII |
Кванджу |
Республика Корея |
XXVII |
Гранада |
Испания |
2017 |
XXIX |
Тайбэй |
Китайская Республика |
XXVIII |
Алматы |
Казахстан |
2019 |
XXX |
Бразилиа |
Бразилия |
XXIX |
Красноярск |
Россия |
6.Утомление и восстановление
после физической и умственной работы.
Утомление - временное снижение или утрата
работоспособности организма, органа
или ткани, наступающее после нагрузок.
Утомление является нормальным физиологическим
процессом, который приводит к прекращению
работы мышцы.
Причины утомления
после физической работы:
- накопление мышцей продуктов
обмена веществ;
- факторы, связанные со снижением
уровня энергообеспечения работающих
мышц;
- ухудшение деятельности ЦНС.
Причины умственной
усталости:
- негативные эмоциональные переживания;
- каждодневные влияния стрессов;
- монотонная работа;
- нехватка свежего воздуха в
душных помещениях;
- большое количество различной
информации, поступающих к нам извне (компьютер,
телевизор, радио, книги и т.д.).
Утомление наступает при физической
и умственной деятельности. Оно может
быть острым, т.е. проявляться в короткий
промежуток времени, и хроническим, т.е.
носить длительный характер (вплоть до
нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим
изменение функций организма в целом,
и локальным, затрагивающим какую-либо
ограниченную группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления:
- компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
- некомпенсированную (когда
резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).
Восстановление - процесс, происходящий
в организме после прекращения работы
и заключающийся в постепенном переходе
физиологических и биохимических функций
к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит
восстановление физиологического статуса
после выполнения определенной работы,
называют восстановительным
периодом.
Следует помнить, что в организме
как во время работы, так и в предрабочем
и послерабочем покое, на всех уровнях
его жизнедеятельности непрерывно происходят
взаимосвязанные процессы расхода и восстановления
функциональных, структурных и регуляторных
резервов. Во время работы процессы диссимиляции
преобладают над ассимиляцией и тем больше,
чем значительнее интенсивность работы
и меньше готовность организма к ее выполнению.
В восстановительном периоде преобладают
процессы ассимиляции, а восстановление
энергетических ресурсов происходит с
превышением исходного уровня (сверхвосстановление,
или суперкомпенсация) . Это имеет огромное значение
для повышения тренированности организма
и его физиологических систем, обеспечивающих
повышение работоспособности.
Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя
фаза заканчивается через несколько минут
после легкой работы, после тяжелой - через
несколько часов. Поздние фазы восстановления
могут длиться до нескольких суток.
Утомление сопровождается фазой
понижения работоспособности, а спустя
какое-то время может смениться фазой
повышенной работоспособности. Длительность
этих фаз зависит от степени тренированности
организма, а также от выполняемой работы.
Рационально сочетать нагрузки и отдых
необходимо для того, чтобы сохранить
и развить активность восстановительных
процессов. Дополнительными
средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания,
массаж, биологически активные вещества
(витамины). Главный критерий
положительной динамики восстановительных
процессов - готовность к повторной деятельности,
а наиболее объективным показателем восстановления
работоспособности служит максимальный
объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо
учитывать нюансы восстановительных процессов
при организации занятий физическими
упражнениями и планировании тренировочных
нагрузок. Повторные нагрузки
целесообразно выполнять в фазе повышенной
работоспособности. Слишком длинные интервалы
отдыха снижают эффективность тренировочного
процесса. Чтобы ускорить процесс восстановления,
в спортивной практике используется активный
отдых, т.е. переключение на другой вид
деятельности.
7.Ориентация на здоровье
у экстериалов и интериалов.
Люди различаются между собой по тому,
как и где они локализуют контроль над
значительными для себя событиями. Возможны
два полярных типа такой локализации:
экстериальный (внешний) и интериальный
(внутренний). В первом случае человек
полагает, что происходящие с ним события
являются результатом действия внешних
сил - случая, других и т. д. Во втором случае
человек интерпретирует значимые события
как результат своей собственной деятельности.
Любому человеку свойственна определенная
позиция на пространстве, простирающемся
от экстериального к интериальному типу.
Локус контроля, характерный для индивида,
универсален по отношению к любым типам
событий и ситуаций, с которыми ему приходится
сталкиваться. Один и тот же тип контроля
характеризует поведение данной личности
и в случае неудач, и в сфере достижений,
причем это в различной степени касается
различных областей социальной жизни.
У интериалов обнаружена более активная,
чем у экстериалов, позиция по отношению
к своему здоровью: они лучше информированы
о своем состоянии, больше заботятся о
своем здоровье и чаще обращаются за профилактической
помощью.
Экстериалы же наоборот более тревожны,
подвержены депрессиям, психическими
заболеваниям.
Мой тип – экстериальный. Считаю, что
всегда события, происходящие со мной
- результат случая или других причин.
Часто переживаю по мелочам.
8.Методы психопрофилактики
и психогигиены в жизнедеятельности студентов.
Психопрофилактика – это система мероприятий, цель которых
– изучение причин, способствующих возникновению
психических заболеваний и нарушений,
их своевременное выявление и устранение.
Состояние психического здоровья является
одним из основных показателей здоровья
общества и нации в целом. Психопрофилактика
решает следующие задачи:
- предотвращение действия на
организм болезнетворной причины;
- предупреждение развития заболевания
путем раннего его диагностирования и
лечения;
- предупредительное лечение
и мероприятия, предотвращающие рецидивы
болезни и переход их в хронические формы.
В профилактике психических заболеваний
большую роль играют общепрофилактические
мероприятия, такие, как устранение инфекционных
заболеваний, интоксикаций и других вредных
воздействий внешней среды.
Все мероприятия, относимые к психической
профилактике, направлены на повышение
выносливости психики к вредным воздействиям.
К ним относятся: правильное воспитание
ребенка, борьба с ранними инфекциями
и психогенными воздействиями, которые
могут вызвать задержку психического
развития, асинхронию развития, психический
инфантилизм, которые делают психику человека
неустойчивой к внешним воздействиям.
Психогигиена – система специальных мероприятий,
имеющих задачей сохранение и укрепление
психического здоровья человека и общества
в целом.
Содержанием психогигиены является система
мероприятий, направленных на оздоровление
среды обитания человека, а так же повышение
устойчивости психического здоровья и
сопротивляемости психики по отношению
к действию различных патогенных факторов.
Психическое здоровье подразумевает благополучие
всего организма.
Методы психопрофилактики и психогигиены
включают в себя психокоррекционную работу
в рамках консультативных центров, «телефонов
доверия» и других организаций, ориентированных
на психологическую помощь здоровым людям.
В числе психопрофилактических мероприятий
могут быть — массовые обследования с
целью выявления так называемых групп
риска и профилактической работы с ними,
информация населения и т.д.
Создание условий
для позитивных переживаний:
1) Арттерапия – оказание помощи
с помощью искусства. Терапевтическое
воздействие музыки, цвета, архитектуры
известно давно. Но следует отличать искусство
от массовой культуры. От плохой музыки
заболит голова, массовая эстрада притупляет,
утомляет.
2) Музыкотерапия - Музыкальное
воздействие весьма индивидуализировано
и музыку пациенту лучше прослушивать
через наушники, чтобы не мешать другим.
Музыка влияет на настроение, снижает
тревогу, напряженность.
3) Функциональная музыка – это музыкальный фон,
на периферии сознания. Музыка должна
быть приятной, ритмичной, приносить удовольствие,
вызывать состояние легкого возбуждения.
4) Библиотерапия – разновидность
психотерапии, использующая художественную
книгу как одну из форм лечения словом,
заключенным в художественную форму. Предполагает
позитивное воздействие на человека с
помощью книг, которое может способствовать
развитию личностных качеств, поднимать
настроение, отвлекать от боли.
5) Колортерапия – воздействие
на человека с помощь цвета. Цвет помещения,
одежды влияет на эмоциональное состояние
пациентов. Особенности восприятия цвета
зависит от индивидуальных особенностей
человека, культуры.
6) Аромотерапия – позитивное
воздействие на человека посредством
запахов. Организм мгновенно реагирует,
если какой-то запах вызывает приятные
или неприятные ассоциации и воспоминания.
7) Натурпсихотерапия –
положительное эмоциональное воздействие
природы на человека (санаторно-курортное
лечение). Положительный эффект: позитивное
эмоциональное воздействие, успокаивающий,
отвлекающий, активизирующий эффекты,
эстетическое воздействие природы.