Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:55, курс лекций
Краткое описание
Анатомические функции организма человека. Морфологические функции организма человека. Биохимические функции организма человека. Физиологические функции организма человека. Система студенческих спортивных соревнований. Утомление и восстановление после физической и умственной работы. Ориентация на здоровье у интериалов и экстериалов. Методы психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности студентов. Жизненно-необходимые умения и навыки. Форма и содержание самостоятельных занятий физкультурой.
При обучении двигательным движениям
ставится задача довести до определенной
степени совершенства двигательные умения,
навыки и связанные с ними знания.
Двигательное умение - это такая степень
владения техникой действия, при которой
повышена концентрация внимания на составные
операции (части), наблюдается нестабильное
решение двигательной задачи. В процессе
многократного повторения разучиваемого
двигательного действия отдельные его
операции становятся все более привычными,
осваиваются и постепенно автоматизируются
его координационные механизмы, и двигательные
умения переходят в навык.
Двигательный навык - такая степень владения
техникой действия, при которой управление
движением (движениями) происходит автоматически
и действия отличаются надежностью. Прочный
двигательный навык сохраняется в течение
многих лет. Классический пример: научившись
ездить на велосипеде или плавать, а это
сложные двигательные навыки, разучиться
уже невозможно.
Разминка.
Одним из известных приемов, регулирующих
предстартовые реакции, является разминка,
словесные воздействия на вторую сигнальную
систему, массаж, произвольные изменения
ритма и глубины дыхании. Разминка состоит
из общей и специальной частей. Первая
способствует созданию оптимальной возбудимости
центральной нервной системы и двигательного
аппарата, повышению обмена веществ и
температуры тела, деятельности органов
кровообращения и дыхания. Вторая часть
направлена на подготовку тех образований
и звеньев двигательного аппарата, которые
ответственны непосредственно за выполнение
предстоящей деятельности. Под влиянием
разминки повышается активность ферментов
и скорость протекания биохимических
реакций непосредственно в мышцах, их
возбудимость и лабильность, готовность
к напряженной деятельности. В среднем
разминка должна продолжаться 10--30 мин
и сопровождаться началом потоотделения,
свидетельствующего о готовности теплорегуляционных
механизмов к повышенным требованиям
во время основной физической работы.
Однако необходимо помнить, что разминка
не должна приводить к утомлению, а должна
способствовать успешному врабатыванию
организма. Разминка позволяет решить
три задачи:
1) повысить температуру тела, прежде
всего, мышц;
2) повысить подвижность в наших суставах,
т.е. после разминки человек может, например,
наклониться гораздо ниже, чем до разминки;
3) настроиться на те упражнения или игру,
которые человек собирается выполнять.
После разминки человек может любые упражнения
выполнить, чем до нее и почти никогда
не получит травм.
Порядок упражнений в разминке:
1) спокойный бег или быстрая ходьба (можно
на месте). Самое главное, чтобы после этого
человеку стало жарко и еще лучше, если
он, хотя бы немного вспотеет;
2) упражнение на растягивание. Нужно
хорошенько растянуть все мышцы, но особенно
те, которые в основном будут работать
после разминки при выполнении упражнений
и игр;
3) выполнить несколько раз то упражнение,
которое будете потом выполнять, но "не
сильно". Т.е. если потом будет подвижная
игра, то несколько раз пробежать быстро,
но не в полную силу; если будете вставать
на мостик, то несколько раз прогнуться
или наклониться назад.
Ходьба
Наиболее доступным и полезным средством
физической тренировки является ходьба
на открытом воздухе в условиях лесопарка.
Ходьба - это естественный вид движений,
в котором участвует большинство мышц,
связок, суставов. Ходьба улучшает обмен
веществ в организме и активизирует деятельность
сердечнососудистой, дыхательной и других
систем организма. Интенсивность физической
нагрузки при ходьбе легко регулируется
в соответствии с состоянием здоровья,
физической подготовленностью и тренированностью
организма. Эффективность воздействия
ходьбы на организм человека зависит от
длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности.
Бег
Бег - наиболее эффективное средство
укрепления здоровья и повышения уровня
физической тренировки. Мудрая природа
в ходе эволюции запрограммировала для
организма человека высокую надежность
и прочность, рассчитанную, по оценке специалистов,
не менее чем на 120 - 150 лет здоровой жизни.
Однако реализовать эту заманчивую программу
не так - то просто. Этому мешают, чаще всего,
нежелательные отклонения, происходящие
в сердечнососудистой системе. Существует
немало способов укрепления сердечнососудистой
системы, и на ведущее место среди них
все увереннее выдвигается оздоровительный
бег. Основной, если не единственный метод
тренировки в оздоровительном беге - равномерный
(или равномерно ускоренный) метод, развитие
которого связано с именем А. Лидьярда.
Его суть заключается в том, что вся дистанция
проходиться в ровном темпе с постоянной
скоростью. Начинающие бегуны в качестве
подготовительного средства могут применять
чередование ходьбы и бега
Бег должен быть легким, свободным, ритмичным,
естественным, не напряженным. Это автоматически
ограничивает скорость бега и делает его
безопасным. Необходимо подобрать для
себя оптимальную скорость, свой темп.
Это сугубо индивидуальное понятие - скорость,
которая подходит только вам и никому
больше. Свой темп обычно вырабатывается
в течение двух-трех месяцев занятий и
затем сохраняется длительное время.
Плавание
Плаванием занимаются в летние каникулярные
периоды в открытых водоемах, а в остальное
время учебного года - в закрытых или открытых
бассейнах с подогревом воды. По мере овладения
техникой плавания и воспитания выносливости
переходить к преодолению указанных дистанций.
Оздоровительное плавание проводится
равномерно с умеренной интенсивностью.
При занятиях плаванием необходимо соблюдать
следующие правила безопасности:
1) занятия проводить группой в открытом
водоеме глубиной не более 1 м 20 см;
2) заниматься следует не ранее чем через
1,5 - 2 ч после приема пищи;
3) запрещается заниматься плаванием
при плохом самочувствии, повышенной температуре,
простудных и желудочно-кишечных заболеваниях;
4) лучшее время для занятий плаванием
- с 10 - 11 до 13 ч, в жаркую погоду можно заниматься
второй раз - с 16 до 18 ч.
Велосипед
Езда на велосипеде, благодаря постоянно
меняющимся внешним условиям, является
эмоциональным видом физических упражнений,
благоприятно воздействующим на нервную
систему. Ритмичное педалирование (вращение
педалей) увеличивает и одновременно облегчает
приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную
мышцу и развивает легкие. Перед каждым
выездом исправность машины тщательно
проверяется. При этом следует убедиться,
что шины достаточно накачены; колеса,
педали и кареточная ось вращаются свободно;
цепь не повреждена и имеет правильное
натяжение; седло прочно закреплено. Особенно
тщательно проверяется исправность тормозов.
Езда на велосипеде хорошо дозируется
по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь
велосипедный спидометр, с помощью которого
можно определить скорость передвижения
и расстояние.
10.Форма и содержание
самостоятельных занятий физкультурой.
Занятия физкультурой подразделяются
на урочные и неурочные. Урочные отличаются
от неурочных по ряду признаков :
Есть расписание
(указаны время и продолжительность занятия,
а также интенсивность тренировки)
Место занятия
Наличие тренера
Если хотя бы один
из пунктов отсутствует, то занятие считается
неурочным.
Целью самостоятельных занятий физкультурой
является сохранение и укрепление здоровья,
полезное проведение времени, воспитание
личностных качеств, освоение физкультурных
навыков и умений. Существует три формы
самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая
гимнастика, упражнения в течение учебного
дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Общая физическая подготовка
способствует укреплению здоровья,
совершенствованию работы всех
органов и систем организма
человека, развитию основных двигательных
качеств (быстроты, выносливости, гибкости,
силы, ловкости), содействует накоплению
двигательного опыта и познанию
своих двигательных возможностей.
Самостоятельные занятия по общей
физической подготовке обеспечивают
длительное сохранение физической
и умственной работоспособности,
создают условия для высокопроизводительного
труда.
Самостоятельная подготовка осуществляется
в процессе работы по физической культуре
и спорту. Основными ее средствами являются
общеразвивающие упражнения, в том числе
гимнастические (для мышц головы, рук,
ног, туловища, на гимнастических снарядах),
легкоатлетические (ходьба, бег, прыжки,
метание), а также различные подвижные
и спортивные игры, плавание, ходьба на
лыжах и т. п.
Олимпиада по физической
культуре
Самара, 2013 г
Литература
Агаджанян, Кайков "Резервы нашего организма" – М., 2000
Аносов "Раздумье о здоровье" –
М., 2000
Бейер, Шейнберг "Здоровый образ жизни" (перевод с англ. языка) – М,. 1997
Пащенков "О вреде здоровья, семье, потомству" – М., 2001
Семенова "Основы здорового образа
жизни и первая медицинская помощь",
1997
Бароненко В.А. "Здоровье и физическая культура студента" – М., 2006
Бутыгин И.М. "Физическая культура" (9-11 кл.) =- М., 2003
Вайнбаум Л.С. "Гигиена физического воспитания и спорта" – М., 2005
"Физическая культура студента (под ред. Виленского М.Л.) – М., 2001
Гогунов Е.Н. "Психология физического воспитания и спорта" – М., 2002
Голощапов В.Р. "История физической культуры и спорта" – М., 2002