Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

Оборудование: цельная кровь, сыворотка, фибрин (промытые сгустки крови), свернувшаяся кровь, микроскоп, микропрепарат крови.

Цель работы: Получить наглядное представление о составе крови человека, основные функции крови.

Инструкция по выполнению работы.

Вопросы по выполнению работы

Ответы на вопросы

1. прочитать по тексту параграфа  о роли крови в организме  и назвать основные функции

П

2. Рассмотреть в пробирках: цельную  кровь, сыворотку – особенность сыворотки, рассмотреть фибрин – роль фибрина (смотреть текст учебника)

У

3. Что такое плазма?

У

4. Виды клеток крови. Перечислить.

П

5. Рассмотреть микропрепарат крови  под микроскопом. Найдите эритроциты («монетные» столбики), лейкоциты.

 
  1. Подписать клетки крови по готовому рисунку.

П

7. Вывод (особенность состава  крови)

П


 

Проверочное задание.

Зачертить схему «Состав крови»

 

Кровь


 Плазма   клетки крови


эритроциты

сыворотка фибрин  лейкоциты

кровяные пластинки

 

 Лабораторные работа  10. Изучение сердца млекопитающего

Рекомендации для  учителя: Работа производится демонстрационно. Сердце можно приобрести на рынке, бойне или мясокомбинате. Сердце приобретается неповрежденное.

Оборудование: скальпель, вата для сбора крови, лупа, сердце коровы или свиньи..

Цель работы: Изучить строение сердца.

Инструкция по выполнению работы.

Вопросы по выполнению работы

Ответы на вопросы

1. Прочитайте в учебнике материал  о нахождении сердца и его  размерах

У

2. Рассмотреть форму сердца. Найти основание сердца и верхушку.

У

3. Найдите аорту, и верхнюю  полую вену – стенки этих  сосудов более тонкие. По тексту  учебника найдите, куда и в  каком направлении (от сердца  или к сердцу) движется кровь  по этим сосудам.

У

4. Отыщите легочную артерию, выходящую из правого желудочка и четыре легочных вены, впадающие в левое предсердие. Определите движение крови.

У

5. Разрезать сердце на две  симметричные половинки от основания  к верхушке. Найдите правую и  левую половины сердца, обратите внимание на толщину стенок желудочка. Объясните разницу в толщине левой и правой стенок сердца.

У

6. Найти и рассмотреть предсердия  и желудочки, и створчатые клапаны.  Роль клапанов – двустворчатого  и трехстворчатого.

У

7. Рассказать о строении сердца, используя текст учебника и таблицу «Строение сердца»

У

8. Вывод (особенность строения  и роль сердца)

П


 

 

Практическая работа 11. Подсчет пульса до и после физической нагрузки

Рекомендации для  учителя: Работа проводится индивидуально. Частоту сердечных сокращений определяют по пульсу. Частота пульса служит объективным показателем для выяснения уровня физического состояния (здоровья, тренированности, работоспособности). Эта работа способствует формированию  учения делать теоретические выводы из простых жизненных фактов, в самонаблюдениях увидеть причинно-следственные связи. При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 10 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее, чем на 1/3 частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Цель работы: Научиться подсчитывать пульс, показать, что при мышечной работе усиливается кровообращение; показать зависимость работы сердца от физической нагрузки.

Инструкция по выполнению работы.

Вопросы по выполнению работы

Ответы на вопросы

1. Ответить на вопрос, что такое  пульс, где его можно обнаружить  и почему именно в этих местах?

У

2. Найдите пульс на поверхности  своей лучевой кости, около  основания большого пальца, научитесь его подсчитывать.

У

3. Подсчитайте число ударов пульса  за 1 минуту в положении сидя (подсчет  производится или по команде  учителя или используя секундную  стрелку своих часов) Результат  зафиксировать.

У

  1. Сделайте 10 приседаний. Подсчитайте пульс. Результат зафиксируйте.

 

Заполните таблицу

 

Число пульсовых ударов за 1 минуту

Сидя 

После 10 приседаний

   

П

  1. Сравнить свои данные с хорошими результатами.

После приседаний частота сердечных  сокращений увеличивается не более  на 1/3 от частоты в состоянии покоя

У

6. Вывод (почему после приседаний  ритм сердца изменяется)

 

 

Практическая работа 12. «Оценка санитарного состояния школьного учреждения».

 

Цель: проверить соответствие классной мебели ГОСТу.

Оборудование: сантиметровая лента, раздаточный материал с таблицами.

Ход работы.

Размещение  оборудования должно осуществляться с  учетом создания благоприятных условий  для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы, профилактики нарушения осанки у учащихся.

       В зависимости  от назначения учебных помещений в общеобразовательных учреждениях допускается применение столов ученических (одноместных и двухместных), аудиторных, чертежных, лабораторных. Их расстановка может быть трехрядной, двухрядной и однорядной (сблокированной).

       Табуретки или скамейки вместо стульев не используются!

       Важно, чтобы  рабочее место за партой или  столом соответствовало росту  учащегося. С этой целью проводится  цветовая маркировка мебели.

Таблица 3

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам

"столы ученические" и "стулья ученические"

Номера  
мебели  
по    
ГОСТам  
11015-93 
11016-93

Группа роста  
(в мм)

Высота над   
полом крышки  
края стола,  
обращенного к  
ученику, по   
ГОСТу 11015-93 
(в мм)

Цвет маркиров- 
ки

Высота над  
полом переднего     
края сиденья по  
ГОСТу       
11016-93    
(в мм)

1

1000 - 1150

460

Оранжевый

260

2

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

3

1300 - 1450

580

Желтый

340

4

1450 - 1600

640

Красный

380

5

1600 - 1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460


 

       Расстановка парт (столов) проводится по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше.

       Необходимо соблюдать  правильную расстановку мебели  для детей с нарушениями здоровья. Так, для учащихся с нарушениями  слуха или зрения парты ставятся  первыми, а для детей с пониженной остротой зрения – в первом ряду от окон (территория максимальной освещенности). Это позволяет снизить напряжение органов зрения, слуха во время учебного процесса и тем самым избежать дальнейшего прогрессирования имеющихся нарушений у ребенка.

       Детей, часто болеющих простудными заболеваниями,  целесообразней рассаживать дальше от наружной стены, вблизи которой имеется более низкая температура воздуха.                     

       При оборудовании  учебных помещений следует также  соблюдать размеры проходов и расстояния между его предметами:

- между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

- между рядом столов и наружной  продольной стеной - не менее 50 – 70 см;

- между рядом столов и внутренней  продольной стеной или шкафами,  стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 – 70 см;

- от последних столов до стены,  противоположной классной доске, - не менее 70 – 120 см;

- от демонстрационного стола  до учебной доски - не менее  100 см;

- от первых парт до учебной  доски - 2,4 - 2,7 м;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 см;

- высота нижнего края учебной  доски над полом - 80 – 90 см;

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются  раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно.

Таблица 2

Столы ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11015-77)

 

Размеры стола группы, мм

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Длина крышки стола: одноместного двухместного

600 1200

600 1200

600 1200

600 1200

600 1200

Ширина крышки

450-500

450-500

450-500

450-500

450-500

Высота стола со стороны сидящего

540

600

660

720

780

Расстояние от заднего края стола  до углубления для ручки, не менее

400

400

400

400

400

Расстояние от заднего края стола  до выступающих конструкций перед  коленями, не менее

300

300

300

340

340

Свес крыши по ширине, не более

10

10

10

10

10

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над  коленями

450

510

570

630

690


Таблица 3

Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11016-77)

 

Размеры стульев группы, мм

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Высота переднего края сиденья

320

360

400

440

480

Ширина сиденья

270

310

340

360

380

Глубина сиденья

260

290

320

350

380

Высота нижнего края спинки над  сиденьем

120

135

150

165

180

Высота спинки

60-120

70-135

80-150

90-150

100-180

Ширина спинки

240

270

300

320

340

Радиус изгиба переднего края сиденья

20-50

20-50

20-50

20-50

20-50

Радиус изгиба спинки

80-100

80-100

80-100

80-100

80-100

Угол наклона сиденья

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

Угол наклона спинки

102-108

102-108

102-108

102-108

102-108


Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%) . Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"