Наука о жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Наука -- общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

- совокупность знаний  и их носителей;

- наличие специфических  познавательных целей и задач;

- выполнение определенных  функций;

- наличие специфических  средств познания и учреждений;

- выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных  достижений;

- существование определенных  санкций.

Развитие институциональных  форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его  содержания и результатов.

7) Но́белевская пре́мия — одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

Основным документом, регулирующим правила вручения премии является статут Нобелевского фонда.

Премией могут быть награждены только отдельные лица, а не учреждения (кроме премий мира). Премия мира может  присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.

В завещании Нобеля предусматривалось  выделение средств на награды  представителям только пяти направлений:

Физика (присуждается с 1901, в  Швеции);

Химия (присуждается с 1901, в  Швеции);

Физиология и медицина (присуждается с 1901, в Швеции);

Литература (присуждается с 1901, в Швеции);

Содействие установлению мира во всём мире (присуждается с 1901, в  Норвегии).

Кроме того, вне связи с  завещанием Нобеля, с 1969 года по инициативе Шведского банка присуждается также  премия его имени по экономике. Она  присуждается на тех же условиях, что  и другие нобелевские премии. В  дальнейшем правление Фонда Нобеля решило более не увеличивать количество номинаций.

От лауреата требуется  выступление с так называемой «Нобелевской мемориальной лекцией», которая публикуется затем Нобелевским  фондом в особом томе.

Лауреат (от лат. laureatus — увенчанный лаврами) — лицо, которому присуждена государственная или международная премия за выдающиеся заслуги, достижения в производстве, технике, науке и др., а также победитель конкурсов (главным образом художественных).

Термин «лауреат» возник в Древней Греции, где почётным венком из ветвей лавра награждались победители каких-либо состязаний. Такой  же обычай существовал в Древнем  Риме. Обычай награждать победителей  лавровым венком сохранился до настоящего времени.

В средние века во многих странах Западной Европы термин «лауреат»  употреблялся в том же значении. Например, в 1341 году римский сенат  и Парижский университет присудили  титул лауреата итальянскому поэту  Ф. Петрарке.

В СССР лауреатами называли лиц, которым присуждены Ленинские  премии, Государственные премии СССР и союзных республик, а также  победителей всесоюзных и республиканских  конкурсов музыкантов, мастеров эстрады, художественного слова, спортивных состязаний.

8) Научное познание представляет собой процесс производства нового знания. В современном обществе оно связано с наиболее развитой формой рациональной деятельности, отличающееся своей системностью и последовательностью. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, свои методы и свою систему знаний. Под объектом понимается та сфера действительности, с которой имеет дело данная наука, а под предметом исследования – та особая сторона объекта, которая изучается в данной конкретной науке.

Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование  множества взаимосвязанных групп  – методов и форм познания.

Их различие выступает  как различие между способом движения к решению познавательных задач  и способом организации результатов  такого движения. Таким образом, методы как бы формируют путь исследования, его направление, а формы познания, фиксируя познанное на различных  этапах этого пути, позволяют судить об эффективности принятого направления.

Метод (от греч. methods – путь к чему-либо) – это способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Аспекты метода научного познания: предметно-содержательный, операциональный, аксиологический.

Предметная содержательность метода состоит в том, что в  нем отражено знание о предмете исследования; метод основывается на знании, в  частности, на теории, которая опосредует отношение метода и объекта. Предметная содержательность метода свидетельствует  о наличии у него объективного основания. Метод содержателен, объективен.

Операциональный аспект указывает на зависимость метода уже не столько от объекта, сколько от субъекта. Здесь существенное влияние на него оказывает уровень научной подготовки специалиста, его умение перевести представления об объективных законах в познавательные приемы, его опыт применения в познании тех или иных приемов, способность их совершенствовать. Метод в данном отношении субъективен.

Аксиологический аспект метода выражается в степени его надежности, экономичности, эффективности. Когда перед ученым порой встает вопрос о выборе одного из двух или нескольких близких по своему характеру методов, решающую роль в выборе могут сыграть соображения, связанные с большей ясностью, общей понятностью или результативностью метода.

Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные и всеобщие (универсальные).

Специальные методы применимы  только в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов  являются соответствующие специально-научные  законы и теории. К этим методам  относятся, например, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа  в физике и химии, метод Монте-Карло, метод статистического моделирования  при изучении сложных систем и  т. д.

Общенаучные методы характеризуют  ход познания во всех науках.

9) Эмпирическое исследование на сегодняшний день является одним из достоверных методов научного знания. Исследования проводятся повсеместно: и в научной сфере и в сфере торговли. Они прочно вошли в нашу жизнь притом, что очень часто мы не задумываемся, когда слышим «социологическое исследование показало…», или «маркетинговое исследование выявило…», или «психологи говорят…». А ведь все эти исследования, будь то исследование в маркетинге, социологии, психологии или в любой другой сфере имеют в своей основе чёткую научную базу и строгую процедуру организации.

Обычно процесс эмпирического  исследования включает следующие этапы:

 Определение предмета  и объекта исследования, постановка  его цели и задач; 

Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;

Выборка для эмпирического  исследования;

Выбор методов и методик.

Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического  материала;

Обработка эмпирических данных;

Обсуждение и интерпретация  данных;

Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Любое эмпирическое научное  исследование начинается с того, что  исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или  свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать  объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных  этапах планирования исследования принять  решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут  использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к  полученным данным.

10) Оно заключается в синтезе и анализе основных закономерностей, которые дают фундаментальные науки по отношению к исследуемому объекту. На этом этапе происходит дальнейшее добывание с помощью аппарата разных наук дополнительных, новых, еще не известных закономерностей.

Целью исследования на уровне теории является обобщение явлений, их связей,

получение большей информации для обоснования рабочей гипотезы.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в расширении и углублении сложившихся в педагогике концептуальных положений и методологических подходов к пониманию общего и особенного в деятельности таких институтов социализации человека, как семья  и школа;

в развитии и конкретизации  теоретических представлений о  феномене интеграции применительно  к проблеме совместного влияния  семьи и школы на процесс и  результат воспитания растущего  человека и специфике организационно-содержательных условий его осуществления в  современном социуме;

 в обосновании идеи о педагогическом обеспечении процесса интеграции семьи и школы как институтов воспитания, включающем мотивационный этап (организация самоопределения учителей и родителей к интеграции семьи и школы), когнитивный этап (освоение субъектами интеграции – учителями и родителями – знаний о феномене интеграции, её структуре, содержании, формах, а также об условиях эффективной реализации данного процесса в современном социуме), коммуникативно-деятельностный этап (согласование учителями и родителями своих педагогических позиций и реализация скоординированных педагогических целей и задач), рефлексивный этап – осуществляемый учителями и родителями совместный анализ уровневой реализации модели интеграции семьи и школы и проектирование условий для совершенствования данного процесса;

 в определении критериев  и показателей эффективности  педагогического обеспечения интеграции  семьи и школы в целях воспитания  растущего человека.

11) Научные традиции и  научные революции. 

Понятие «революция» свидетельствует  о радикальных качественных изменениях в мире знания, о перестройке оснований  науки.

Как показывают исследователи, научная революция может протекать  двояко:

– вызывать трансформацию  специальной картины мира без  изменения идеалов и норм исследования;

– осуществлять радикальные  изменения и в картине мира, и в системе идеалов и норм науки.

Предпосылкой любой научной  революции являются факты, которые  не могут быть объяснены имеющимися научными средствами и указывают  на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к научной  революции. В результате научной  революции возникает новая объединяющая теория (парадигма), способная объяснить  и устранить ранее имеющиеся  противоречия.

Известный философ науки  Томас Кун в своей книге  «Структура научных революций» (1962) обосновал модель развития науки (рассказать о чередовании «нормальной науки» и научных революций).

Революционные периоды приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий, методов  и форм организации. История развития науки позволяет утверждать, что  периоды спокойного, нормального  развития науки отражают ситуацию преемственности  традиций, когда все научные дисциплины развиваются в соответствии с  установленными закономерностями и  принятой системой предписаний. «Нормальная  наука» означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся  научные достижения и признающие их в качестве фундамента последующего развития. В периоды нормального  развития науки деятельность ученых строится на основе одинаковых парадигм, одних и тех же правил и стандартов научной практики. Возникает общность установок и видимая согласованность  действий, которая обеспечивает преемственность  традиций того или иного направления. Ученые не ставят задачи создания принципиально  новых теорий. «Нормальная наука» развивается, накапливая информацию, уточняя известные факты.

Каждая научная революция  открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в  рамках прежних представлений. Научная  революция значительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников и научных  работ, затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить далеко за рамки своей области. Научные революции рассматриваются  как некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма  замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой  со старой.

Симптомами научной революции  кроме явных аномалий являются кризисные  ситуации в объяснении и обосновании  новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы. Научная революция  – это не одномоментный акт, а  длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой  всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стандарты и теории, но и средства исследования. Научная  революция является выражением движущей силы научного прогресса.

12) МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ.  КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

 Деятельность людей  в любой ее форме (научная,  практическая и т. д.) определяется  целым рядом факторов. Конечный  ее результат зависит не только  от того, кто действует (субъект)  или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается  данный процесс, какие способы,  приемы, средства при этом применяются.  Это и есть проблемы метода.

Информация о работе Наука о жизни