Наука о жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Наука -- общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

^ Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

^ Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование  процесса познания или практического  преобразования того или иного  объекта. Поэтому метод (в той  или иной своей форме) сводится  к совокупности определенных  правил, приемов, способов, норм познания  и действия. Он есть система  предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать  в решении конкретной задачи, достижении определенного результата  в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить  силы и время, двигаться к  цели кратчайшим путем. Истинный  метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания  и действия прокладывает свой  путь, позволяет избегать ошибок.

 Ф. Бэкон сравнивал  метод со светильником, освещающим  путнику дорогу в темноте, и  полагал, что нельзя рассчитывать  на успех в изучении какого-либо  вопроса, идя ложным путем.  Философ стремился создать такой  метод, который мог бы быть  «органоном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство  над природой. Таким методом он  считал индукцию, которая требует  он науки исходить из эмпирического  анализа, наблюдения и экс­перимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

 Р. Декарт методом  называл «точные и простые  правила», соблюдение которых способствует  приращению знания, позволяет отличить  ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени  общности и широте применения).

^ Философские методы, среди  которых наиболее древними являются  диалектический и метафизический. По существу каждая философская  концепция имеет методологическую  функцию, является своеобразным  способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не  исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся  такие методы, как аналитический  (характерный для современной  аналитической философии), интуитивный,  феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

 Философские методы - это система принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

13) Эмпирический метод.

 Движение от одной  ступени познания к другой  осуществляется двумя способами  познания – эмпирическим (опытным)  и теоретическим. 

Эмпирический уровень  познания опирается на непосредственное исследование реальных, чувственно воспринимаемых объектов. Уже тут осуществляется процесс накопления информации об исследуемых  объектах, явлениях природы путем  проведения наблюдений, выполнения разнообразных  измерений, постановки экспериментов. А также производится первичная  систематизация получаемых фактических  данных в виде уже графиков, таблиц, схем и т.д.

 Наблюдение – есть  чувственное отражение предметов  и явлений внешнего мира. Это  первоначальный источник информации  об объектах окружающей действительности. Научное наблюдение проводится для решения уже поставленной задачи, т.е. существенно зависит от теории. Такие наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания и образуют эмпирическую основу научной информации. Научные наблюдения осуществляются как систематические. Случайные наблюдения могут быть лишь толчком открытию, причем, только тогда, когда они переходят в систематические.

Как правило, наблюдение используется, там, где вмешательство в исследуемый  процесс нежелательно, либо невозможно.

Одним из древнейших являются метод наблюдения. Каждый человек  пользуется в своей повседневной жизни житейскими наблюдениями, его  примитивной. Объект наблюдения предстает  перед исследователем целостно в  научном исследовании, этот метод  приобретает особые характеристики, и высоко ценится.

 Главное достоинство  этого метода, можно назвать непосредственную  связь исследователя с объектом  его изучения. Кроме этого, очень  важным является - это отсутствие  оперативности получения информации. Многогранность этого метода  даёт возможность уловить детали  данного явления. Ещё одно качество, имеющее немаловажное значение, гибкость метода при изучении  социальных явлений. И то что это очень дешево, важный момент, присущий этому методу.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие связей, существенных сторон, наиболее глубоких, присущих изучаемым объектам, закономерностей, явлениям.

 К теоретическим методам  относятся: 

1. Метод формализации  – это метод, представления  результатов науки в виде формул, символики, которая позволяет  заменить реальный объект множеством  знаков или символов. Математика  наиболее точно, соответствует  законам человеческой логики  и, несмотря на то, что математика  оторвана от природы (нет никакой  возможности эмпирически проверить,  большинство современных математических  теорий, но оказывается что, развиваясь, по законам логики математика  время от времени дает выходы  на практику, эмпирически проверяемая). Построение формальной системы  включает в себя три этапа: 

 - задание алфавита, т.е. набора знаков;

- задание правил построения  «слов» или «формул» из исходных  знаков;

 - задание правил перехода от одних «слов» или «формул» к другим «словам» или «формулам».

 Такая знаковая система  представляет собой определенный  искусственный язык, позволяющий  проводить исследования без непосредственного  обращения к самому объекту.  При этом достигается на редкость  краткая и четкая фиксация  научной информации. Для конкретной  формализации какой-либо теории  необходим тщательный анализ  ее содержания, поскольку формальный  результат не всегда имеет  реальный смысл. 

2. Дедуктивный метод –  это процесс аналитического рассуждения  от общего к частному или  менее общему. Началом дедукции  являются аксиомы, постулаты,  или просто гипотезы, имеющие  характер общих утверждений, а  концом – следствия из посылок,  теорем. Если посылки дедукции  истинны, и ее следствия. Дедукция  – основное средство доказательства. Применение дедукции позволяет  вывести из очевидных истин  знания, которые уже не могут  с непосредственной ясностью  постигать нашим умом, однако  представляются в силу самого  способа их получения вполне  обоснованными и тем самым  достоверными. Дедукция, проводящаяся  по строгим правилам, не может  приводить к заблуждениям.

3. Метод подтверждения  и опровержения – эти методы  предложены философией позитивизма,  и подтверждают научность или  не научность теории. Возможность  опровержения теории (фальсификация), говорит о том, что данная  теория научна, она использует  научные приемы, доказательства.

14) Следует также отметить, что, используя различные источники  информации, важна тщательность  и осмотрительность, ведь малейшая  фактическая неточность может  дискредитировать журналиста. Кроме  того, «небрежность в поиске информации  ведёт к тому, что журналист  может дезинформировать общественность  и нанести ущерб репутации  людей»[4], в результате чего доверие  к журналисту будет подорвано.

В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и  предметно-вещевая среда. Характеристике этих типов источников информации и  посвящена моя работа. В первой главе я попыталась проанализировать основные виды документов,  с которыми приходиться работать журналисту и  сформулировать основные принципы работы с ними. Вторая глава курсовой работы посвящена предметно вещевой  среде, особое место отведено так  называемой системе информирования журналистов. Я попыталась также  проанализировать роль в журналистике такого источника информации, как  информационные агентства как мировые  и общероссийские, так и региональные. Третья часть курсовой посвящена информации из глобальной сети Интернет. Путём поиска были отобраны наиболее посещаемые журналистами сайты, посвящённые проблемам СМИ и дана их общая характеристика. В четвёртом блоке курсовой была сделана попытка осмысления роли человека как основного информатора СМИ. Причём анализ был сделан как с позиции частного интервью, так и с позиции массового опроса. Анализу этих источников информации сопутствует выявление как положительных, так и отрицательных аспектов исследуемых источников журналистской информации.  И заключительная часть работы представлена характеристикой специфических источников информации. Курсовая завершается выводами, которые я смогла сделать в результате проделанной работы.

15)Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать)[1] — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.[2] Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.

Реферат имеет определенную композицию:

Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.

Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и  аргументируются основные тезисы.

Вывод. Делается общий вывод  по проблеме, заявленной в реферате.

Реферат имеет следующие  признаки:

содержание реферата полностью  зависит от содержания реферируемого  источника;

содержит точное изложение  основной информации без искажений  и субъективных оценок;

имеет постоянные структуры.

Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о  новом произведении, содержит его  краткий анализ и оценку [1]. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.

роцесс создания рецензии

Восприятие произведения — непосредственно-эмоциональный  акт коммуникативного общения с  произведением;

Размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;

«разъятие гармонии» (по В. Г. Белинскому) — практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразие языка и стиля;

Собственно написание  текста.

Анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его  в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду. Сделать  это можно с помощью разных подходов:

на жанровом уровне — анализируемый  роман соотнести с эволюцией  жанра;

на биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать  в творческую биографию художника;

на тематическом уровне —  сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что  уже сказано по данной теме;

на уровне образов —  показать эволюцию героя в системе  образов мирового искусства (или  данного отрезка времени)

Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращённый») — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном  документе?»

Перед текстом аннотации  присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.

Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого  она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.

Аннотация может не упоминать  субъект действия (предполагая, что  он известен из контекста), и содержать  пассивные конструкции — глагольные и причастные.

Аннотация может присутствовать в статье. В современных научных  журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут  содержаться выводы.

16) Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать)[1] — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.[2] Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.

Информация о работе Наука о жизни